Судья Сосновская О.А. дело № 12-414/2015
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7-52 15 февраля 2016 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Штолинский А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Мироновой Л.Б. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 июля 2015 года, вынесенного по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица –проректора по финансово-экономической деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» ФИО1,
установил:
постановлением заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 от 03 июня 2015 года, должностное лицо - проректор по финансово-экономической деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью, ФИО1 объявлено устное замечание.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 09 июля 2015 года постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 от 03 июня 2015 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе защитник ФИО1 – Миронова Л.Б. просит решение судьи отменить, принять по делу новое решение об отмене постановления заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 от 03 июня 2015 года, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что в рамках программы по повышению квалификации медицинских работников Департаментом образования и молодежной политики округа и медицинской академией заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели от 01 сентября 2014 года. В соответствии с условиями Соглашения, медицинской академией были получены денежные средства в размере 1 641 500 рублей и израсходованы по назначению. 11.02.2015 ВУЗ обратился к департаменту о внесении изменений в соглашение, ответ до настоящего времени не получен. Учреждением не были нарушены условия предоставления субсидии, поскольку выполнены все условия предоставления субсидии на иные цели. Ответственность по ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение условий предоставления субсидий, тогда как из постановления административного органа следует, что имеет место быть нарушение использования субсидии. Судьей не указаны основания, по которым отвергаются доводы жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, нахожу решение судьи и постановление должностного лица подлежащим отмене.
Административная ответственность по ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - и влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства в отношении бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», было установлено следующее:
01 сентября 2014 года между Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры, как исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры, осуществляющим функции и полномочия учредителя Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», и Учреждением заключено Соглашение №09/14.0246 о предоставлении субсидии из бюджета ХМАО-Югры бюджетным и автономным учреждениям ХМАО-Югры на иные цели, в соответствии с которым Учреждению предоставлена субсидия в размере 1 641 500 рублей.
На основании приказа Службы контроля ХМАО-Югры от 11 января 2015 года №32-Пр-1 в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом - проректором по финансово-экономической деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», допустила нарушение условий предоставления субсидий из бюджета ХМАО-Югры на иные цели, предоставленной Учреждению на основании соглашения от 01 сентября 2014 года №09-14.0246, подписав реестр платежных поручений от 12 декабря 2014 гада, в том числе на отправку платежного поручения от 15 декабря 2014 года № 4244 на сумму 900 рублей, которым денежные средства направлены по коду классификации операций сектора государственного управления 212 сверх суммы, установленной условием Соглашения.
Согласно п.2.3.1 Учреждение обязуется соблюдать условия предоставления субсидии, установленные в разделе 1 настоящего Соглашения.
Согласно раздела 1 Соглашения, субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 3 Соглашения.
В соответствии с разделом 3 Соглашения, Учреждению предоставлена субсидия в размере 1 641 500 рублей в целях подготовки специалистов медицинских организаций по приоритетным направлениям развития отрасли здравоохранения автономного округа, в том числе по классификации операций сектора государственного управления: 212 в сумме 16 800 рублей, 222 в сумме 31 140 рублей, 226 в сумме 1 142 798 рублей, 310 в сумме 363 792 рубля, 340 в сумме 84 970 рублей.
Таким образом, Учреждение фактически осуществило расходы классификации операций сектора государственного управления 212 сверх суммы, установленной Соглашением.
При этом, согласно п.2.4 Соглашения, Учреждение вправе при необходимости обращаться к Учредителю с предложением о внесении изменений в Соглашение в случае выявления необходимости изменения объёмов. Однако доказательств обращения Учреждения в адрес Учредителя с предложением о внесении изменений в Соглашение материалы дела не содержат.
Реестр платёжных поручений был подписан проректором по финансово-экономической деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» ФИО1, принятой на должность 03 октября 2005 года и на основании приказа от 12 марта 2013 года №135 имеющей право первой подписи.
На основании этого, заместителем руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 03 июня 2015 года, было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым должностное лицо - проректор по финансово-экономической деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО1 было объявлено устное замечание, а производство по делу прекращено в связи с малозначительностью.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо ФИО1 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, так как считает, что в ее действиях отсутствует состав вмененного ей административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд исходил из того, что по его мнению условия предоставления субсидии должны соблюдаться как до, так и после предоставления субсидии, то есть в процессе ее использования.
Данный вывод ошибочен и не соответствует действующему законодательству.
Как следует из буквального толкования бюджетного законодательства, законодатель различает понятия « условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.
По смыслу бюджетного законодательства, ст.ст.69,78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с п. 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления таких субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
В развитие положений бюджетного законодательства Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10.02.2012 № 51-п утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета округа бюджетным и автономным учреждениям округа на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственными учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг, в частности на осуществление расходов, направленных на участие в реализации мероприятий, не включенных в государственное задание, в том числе предусмотренных целевыми и ведомственными программами округа.
В соответствии с п.10 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры бюджетным и автономным учреждениям Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на иные цели, субсидия предоставляется государственным учреждениям при выполнении следующих условий:
отсутствие у государственного учреждения просроченной кредиторской задолженности;
выполнение государственным учреждением государственного задания учредителя.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст.78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, при предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Данные требования на момент предоставления субсидии Учреждению были соблюдены.
Таким образом, на момент предоставления субсидии, условия ее предоставления соответствовали требованиям действующего законодательства, и его нарушений при ее предоставлении допущено не было.
Таким образом, из обстоятельств дела не следует, что должностным лицом учреждения, были нарушены какие-либо из приведенных выше условий предоставления субсидии учреждению, установленные Порядком и Бюджетным Кодексом Российской Федерации, что исключает возможность квалификации его действий по части 2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Расход классификации операций сектора государственного управления 212 сверх суммы, установленной Соглашением, допущенный должностным лицом - ФИО1, является нарушением условий использования субсидии, и эти действия не охватываются диспозицией части 2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по данной норме права.
С учетом изложенного, в действиях должностного лица – проректора по финансово-экономической деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» ФИО1, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 03.06.2015 года и решение судьи Ханты-Мансийского районного суда от 09.07.2015 года, являются незаконными и подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л :
постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 от 03 июня 2015 года и решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 июля 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица –проректора по финансово-экономической деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» ФИО1, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья суда Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры А.С. Штолинский