ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-414/2022 от 07.06.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№12-414/2022

66RS0001-01-2022-003355-67

РЕШЕНИЕ

07.06.2022 гор. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 31.03.2022 года по делу № 066/04/9.21-3365/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .21-3365/2021 начальнику Управления технологического присоединения акционерного общества «Екатеринбургская электросетевая компания» ФИО1 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. Указывает на то, что поскольку от своевременного выполнения обязательств одной стороной зависит выполнение обязательств другой стороной, то соблюдение сетевой организацией сроков, установленных по договору невозможно. При исполнении договора, заключенного между АО «Екатеринбургская электросетевая компания» и ИП ФИО2 возникли сложности, поскольку обязанность по предоставлению и составлению актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности возникает у лица, к электрическим сетям которого технологически присоединены энергопринимающие устройства собственника или иного законного владельца. Как следует из заявления ИП ФИО2 балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность потребителя – ООО «МаКо» находится в ТП 1323, которая по имеющейся у АО «ЕЭСК» информации, принадлежит ООО «Авантаж». У АО «ЕЭСК» отсутствует право собственности или иного законного владения ТП 1323. Из представленных заявителем документов не следует, что энергопринимающие устройства заявителя присоединены к сетям АО «ЕЭСК». На основании изложенного, у АО «ЕЭСК» отсутствовали основания переоформления акта разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности между ООО «Авантаж» и ООО «МаКо» по заявлению ИП ФИО2

В судебном заседании защитник ФИО1 – Плохих В.Р., действующая на основании доверенности, на доводах жалобы настаивала, просила ее удовлетворить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. Добавила, что решением ФАС России постановление Свердловского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа по делу .21-3272/2021, вынесенное в отношении юридического лица по тому же факту, отменено, отправлено на новое рассмотрение. Решение до настоящего времени не вынесено.

В судебное заседание ФИО1, должностное лицо заместитель руководителя Свердловского УФАС России ФИО3 не явились, извещены о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали.

Заслушав защитника, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) в частности к газораспределительным сетям.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 57 Правил , восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.

Заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях (п. 59 Правил ):

а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;

б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указанияв них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;

в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменойсобственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающихустройств;

г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы отехнологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованнымприсоединением.

Согласно п. 60 Правил в заявлении о переоформлении документов указываются следующие сведения:

а) реквизиты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов (дляюридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственномреестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи вЕдином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения вреестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспортаили иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации);

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств лица,обратившегося с заявлением о переоформлении документов;

в) место нахождения лица, обратившегося с заявлением о переоформлениидокументов.

В соответствии с п. 62 Правил к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иноепредусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилоепомещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, накотором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлениидокументов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание наэнергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица,обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилыхпомещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства,лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевуюорганизацию копию документа, подтверждающего право собственности или иноепредусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирномдоме или ином объекте капитального строительства);

б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителялица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявлениео переоформлении документов подается в сетевую организацию представителемзаявителя;

в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущегособственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающихустройств (при наличии);

г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, актаразграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлениитехнологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущегособственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающихустройств (при наличии);

д) копии разделов проектной документации, предусматривающих техническиерешения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения посхеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи

(прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);

е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом «г» настоящего пункта.

Лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии). При поступлении в сетевую организацию заявления о переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и (или) актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон сетевая организация подготавливает и выдает обратившемуся лицу акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением к Правилам , при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается (п. 61 Правил ).

Согласно п. 69 Правил , при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах «в» и «г» или «е» пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 Правил .

В Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО2 направил в адрес АО «ЕЭСК» заявление на переоформление документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу г. Екатеринбург, , кадастровый .

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62014958015573 данное заявление получено АО «ЕЭСК» ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленной информации АО «ЕЭСК» ДД.ММ.ГГГГ направило заявителю ответ № ЕЭСК/1228364, где указано, что поскольку технологическое присоединение объекта заявителя осуществлено от сетей третьих лиц, то для оформления документов о технологическом присоединении следует обратиться к собственнику такой сети.

Таким образом, АО «ЕЭСК» надлежало не позднее ДД.ММ.ГГГГ выдать документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, , кадастровый .

Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ постановлением Свердловского УФАС России по делу .21-5044/2020 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 9.21 КоАП РФ.

Указанное постановление было исполнено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, должностное лицо пришло к выводу о том, что имеет место наличие события административного правонарушения, совершенного ДД.ММ.ГГГГ по месту нахождения АО «ЕЭСК», выразившегося в нарушении п. 69 Правил , а именно: невыдача заявителю (ИП ФИО2) переоформленных документов о технологическом присоединении, указанных в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 Правил , не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов, лицом, считающимся с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ подвергнутым административному наказанию.

Вместе с тем, согласиться с заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области нельзя ввиду нижеследующего.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с положениями ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 обратился в АО «ЕЭСК» с заявлением о переоформлении акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного между ООО «Авантаж» и ООО «МаКо».

ДД.ММ.ГГГГ АО «ЕЭСК» направило заявителю ответ № ЕЭСК/1228364, где указано, что поскольку технологическое присоединение объекта заявителя осуществлено от сетей третьих лиц, то для оформления документов о технологическом присоединении следует обратиться к собственнику такой сети.

В соответствии с п. 4 ст. 26 данного Федерального закона в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, обязанность по предоставлению и составлению актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности возникает у лица, к электрическим сетям которого технологически присоединены энергопринимающие устройства собственника или иного законного владельца.

Как следует из заявления ИП ФИО2 и представленных им документов, балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность потребителя ООО «МаКо» находится в ТП 1323, которая по имеющейся у АО «ЕЭСК» информации, принадлежит ООО «Авантаж».

У АО «ЕЭСК» отсутствует право собственности или иного законного владения ТП 1323. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что энергопринимающие устройства заявителя присоединены к сетям АО «ЕЭСК».

Более того, согласно решению Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу и апелляционному определению Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Авантаж» возложена обязанность оформить акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергопринимающих устройств гаража площадью 1 400,8 кв.м., собственником которого на момент подачи заявления о переоформлении, являлся ИП ФИО2

Решением ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ жалоба АО «ЕЭСК» на постановление Свердловского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу .21-3272/2021 удовлетворена, указанное постановление отменено и направлено на новое рассмотрение в Свердловское УФАС России.

Учитывая, что доказательства, имеющиеся в деле, не подтверждают вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу данного лица, суд приходит к выводу, что вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения административным органом также не доказана.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным органом не доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу ФИО1 следует признать обоснованной и подлежащей удовлетворению, а оспариваемое постановление – отмене, производство по делу – прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .21-3365/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 отменить, его жалобу – удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд Свердловской области.

Судья Черных О.А.