ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-414/2022 от 19.07.2022 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

РЕШЕНИЕПо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Центрального районного суда А. Е.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Авантаж» Х А.А. на постановление о назначении административного наказания П заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу Н С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу Н С.Ю. вынесено постановление о назначении административного наказания П, которым генеральный директор ООО «Авантаж» Х А.А. признан виновным за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу Б Н,А. вынесено решение по жалобе, согласно которому постановление о назначении административного наказания П от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «Авантаж» Х А.А. – оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с данным постановлением, Х А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав, что постановление противоречит ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Х А.А. в судебное заседание не явился, извещен.

Судья, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1. ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность предусмотрена за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон) определен круг лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанных в силу осуществляемых видов деятельности принимать меры, направленные на противодействие легализации доходов.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона, к таким лицам относятся, в том числе, лизинговые компании.

ООО «Авантаж» является лизинговой компанией, что подтверждается договорами лизинга от 11.01.2021 № АВ 000026, от 13.01.2021 № АВ 000027, от 26.01.2021 № АВ 000033, от 22.02.2021 № АВ 000040, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000052, от 19.05.2021 № АВ 000055, от 25.05.2021 № АВ 000057, от 25.05.2021 № АВ 000058, от 15.06.2021 № АВ 000066, от 05.07.2021 №АВ 000075, от 08.07.2021 № АВ 000077, от 29.07.2021 № АВ 000080, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000082, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000089, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000094, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000101.

Статьей 9.1 Федерального закона определено, что в случае отсутствия контрольных (надзорных) органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учёт в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ООО «Авантаж» состоит на учёте в МРУ Росфинмониторинга по СФО с ДД.ММ.ГГГГ за .

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (далее - ПВК), назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию ПВК, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

ПВК разрабатываются с учётом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона:

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля;

осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов - физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию ПВК, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Требования к ПВК, разрабатываемым лизинговыми компаниями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования).

В проверяемом периоде в ООО «Авантаж» действовали соответствующие Требования:

ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены приказом руководителя ООО «Авантаж» от 15.09.2020;

ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены приказом руководителя ООО «Авантаж» от ДД.ММ.ГГГГ;

ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены приказом руководителя ООО «Авантаж» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии пунктом 2 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Приказом по организации от ДД.ММ.ГГГГ для выполнения правил внутреннего контроля и соблюдению ООО «Авантаж» законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма назначен менеджер Х Б А..

Приказ о назначении лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в ООО «Авантаж», не предоставлен (отсутствует).

Таким образом, в ООО «Авантаж» отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, что является нарушением в части организации внутреннего контроля.

На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.

Приказом Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждены требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Требования к идентификации).

В соответствии с пунктом 37 Требований к идентификации сведения, полученные организациями в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете.

Анкеты клиентов, предусмотренные ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, составляются, однако, риски клиента организацией не оцениваются, Программа «Оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ПВК не выполняется, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации ПВК возникают подозрения, что какие- либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона.

Проверкой установлено, что при осуществлении лизинговых сделок ООО «Авантаж» не фиксировалась информация в соответствии с требованиями, установленными ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не выявлялись сделки отвечающие критерию необычности, указанному в Приложении к ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (код признака 3402 - Получение или предоставление имущества по договору лизинга (сублизинга), когда продавцом предмета лизинга и лизингополучателем (сублизингополучателем) выступает одно и то же лицо).

Внутренние сообщения, предусмотренные ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по договорам лизинга, по которым продавцом предмета лизинга и лизингополучателем выступает одно и то же лицо, не составлялись.

Таким образом, ООО «Авантаж» не исполнялись требования Программ:

Выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

Документального фиксирования.

Операции клиентов с признаками необычности по договорам лизинга от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000026, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000027, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000033, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000040, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000052, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000055, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000057, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000058, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000066, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000075, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000077, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000080, от ДД.ММ.ГГГГ №АВ 000082, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000089, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000094, от ДД.ММ.ГГГГ №АВ 000101, обществом в установленном ПВК порядке не выявлены, не оценены и не зафиксированы, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля.

Таким образом, ООО «Авантаж» нарушено законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, поскольку не исполнило требования указанного законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, что явилось основанием для привлечения генерального директора ООО «Авантаж» Х А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Указанные выше нарушения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Допущенное генеральным директором Х А.А. как руководителем ООО «Авантаж» нарушение, выразившееся в неисполнении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ведет к возникновению угрозы безопасности государства, в связи с чем отсутствует возможность назначения наказания в виде предупреждения.

Порядок и срок давности привлечения генерального директора Х А.А. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления.

Нарушений материальных и процессуальных норм административного законодательства не допущено, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

Постановление о назначении административного наказания П заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу Н С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Авантаж» Х А.А. - оставить без изменения, жалобу Х А.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья Е.А. А.