Дело №
РЕШЕНИЕПо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении |
Судья Центрального районного суда А. Е.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Авантаж» Х А.А. на постановление о назначении административного наказания №П заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу Н С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу Н С.Ю. вынесено постановление о назначении административного наказания №П, которым генеральный директор ООО «Авантаж» Х А.А. признан виновным за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу Б Н,А. вынесено решение по жалобе, согласно которому постановление о назначении административного наказания №П от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «Авантаж» Х А.А. – оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Не согласившись с данным постановлением, Х А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав, что постановление противоречит ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Х А.А. в судебное заседание не явился, извещен.
Судья, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1. ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность предусмотрена за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон) определен круг лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанных в силу осуществляемых видов деятельности принимать меры, направленные на противодействие легализации доходов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона, к таким лицам относятся, в том числе, лизинговые компании.
ООО «Авантаж» является лизинговой компанией, что подтверждается договорами лизинга от 11.01.2021 № АВ 000026, от 13.01.2021 № АВ 000027, от 26.01.2021 № АВ 000033, от 22.02.2021 № АВ 000040, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000052, от 19.05.2021 № АВ 000055, от 25.05.2021 № АВ 000057, от 25.05.2021 № АВ 000058, от 15.06.2021 № АВ 000066, от 05.07.2021 №АВ 000075, от 08.07.2021 № АВ 000077, от 29.07.2021 № АВ 000080, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000082, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000089, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000094, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000101.
Статьей 9.1 Федерального закона определено, что в случае отсутствия контрольных (надзорных) органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учёт в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
ООО «Авантаж» состоит на учёте в МРУ Росфинмониторинга по СФО с ДД.ММ.ГГГГ за №.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (далее - ПВК), назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию ПВК, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
ПВК разрабатываются с учётом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона:
Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля;
осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов - физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию ПВК, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Требования к ПВК, разрабатываемым лизинговыми компаниями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Требования).
В проверяемом периоде в ООО «Авантаж» действовали соответствующие Требования:
ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены приказом руководителя ООО «Авантаж» от 15.09.2020№;
ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены приказом руководителя ООО «Авантаж» от ДД.ММ.ГГГГ№;
ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены приказом руководителя ООО «Авантаж» от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии пунктом 2 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Приказом по организации от ДД.ММ.ГГГГ№ для выполнения правил внутреннего контроля и соблюдению ООО «Авантаж» законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма назначен менеджер Х Б А..
Приказ о назначении лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в ООО «Авантаж», не предоставлен (отсутствует).
Таким образом, в ООО «Авантаж» отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, что является нарушением в части организации внутреннего контроля.
На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.
Приказом Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ№, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждены требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Требования к идентификации).
В соответствии с пунктом 37 Требований к идентификации сведения, полученные организациями в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете.
Анкеты клиентов, предусмотренные ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, составляются, однако, риски клиента организацией не оцениваются, Программа «Оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ПВК не выполняется, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации ПВК возникают подозрения, что какие- либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона.
Проверкой установлено, что при осуществлении лизинговых сделок ООО «Авантаж» не фиксировалась информация в соответствии с требованиями, установленными ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не выявлялись сделки отвечающие критерию необычности, указанному в Приложении № к ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (код признака 3402 - Получение или предоставление имущества по договору лизинга (сублизинга), когда продавцом предмета лизинга и лизингополучателем (сублизингополучателем) выступает одно и то же лицо).
Внутренние сообщения, предусмотренные ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по договорам лизинга, по которым продавцом предмета лизинга и лизингополучателем выступает одно и то же лицо, не составлялись.
Таким образом, ООО «Авантаж» не исполнялись требования Программ:
Выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
Документального фиксирования.
Операции клиентов с признаками необычности по договорам лизинга от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000026, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000027, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000033, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000040, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000052, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000055, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000057, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000058, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000066, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000075, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000077, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000080, от ДД.ММ.ГГГГ №АВ 000082, от ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000089, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ № АВ 000094, от ДД.ММ.ГГГГ №АВ 000101, обществом в установленном ПВК порядке не выявлены, не оценены и не зафиксированы, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля.
Таким образом, ООО «Авантаж» нарушено законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, поскольку не исполнило требования указанного законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, что явилось основанием для привлечения генерального директора ООО «Авантаж» Х А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Указанные выше нарушения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Допущенное генеральным директором Х А.А. как руководителем ООО «Авантаж» нарушение, выразившееся в неисполнении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ведет к возникновению угрозы безопасности государства, в связи с чем отсутствует возможность назначения наказания в виде предупреждения.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора Х А.А. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления.
Нарушений материальных и процессуальных норм административного законодательства не допущено, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Постановление о назначении административного наказания №П заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу Н С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Авантаж» Х А.А. - оставить без изменения, жалобу Х А.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья Е.А. А.