Дело № 12-415/2019 Р Е Ш Е Н И Е 27 августа 2019 года г. Ярославль Судья Кировского районного суда г. Ярославля Бабикова И.Н., при секретаре Юрьевой О.Ю., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ярославской области ФИО6 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Ярославля от 27.06.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Государственного казенного учреждения Ярославской области «Безопасный регион», ИНН <***>, расположенного по адресу <...>, у с т а н о в и л : 31.05.2019 г. начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ярославской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении ГКУ ЯО «Безопасный регион», согласно которому в период с 13.00 ч. 16.05.2019 г. по 11.00 час. 31.05.2019 г. в отношении ГКУ ЯО «Безопасный регион», осуществляющего деятельность по адресу <...> на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ярославлю от 07.05.2019 № 11 проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №687, Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2015, рег.№36320), Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841, Перечня…, утвержденного приказом МЧС России от 13.11.2006 № 646; Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.12.2014 № 701; Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.05.2017 № 230; Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 № 285, а именно: В нарушение установленных требований Положением об организации и ведении гражданской обороны в учреждении (приказ № 17 от 15.02.2019 г.) определен постоянно действующий орган управления гражданской обороны- Комиссия по ЧС и ОПБ учреждения, на которую возложены задачи обеспечения управления гражданской обороной учреждения (нарушены ст.12 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункт 4 Положения о гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, п.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №687); Не прошел подготовку руководитель организации, отнесенной к категории по гражданской обороне (нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ, п.16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, организациях; подпункт «а» пункта 3, пункт 4, подпункт «д» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000, п.12 Перечня…, утвержденного приказом МЧС России от 13.11.2006 № 646); Не накоплены организацией в целях гражданской обороны запасы продовольственных средств (нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ, пункты 3-5, подпункт «в» пункта 6, пункт 6 (1), подпункт «а» пункта 7, подпункт «а» пункта 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, пункты 7,16.3-16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пункты 4,5,9,13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.12.2014 №701); Не разработан в организации план действий нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (нарушены пункт 1 статьи 9, пункт 5 статьи 15 Федерального закона № 28-ФЗ; пункты 12,21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункт 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях); Не соответствует количество работников, уполномоченных (-ом) на решение задач в области гражданской обороны нормам. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек включительно-1 освобожденный работник. В нарушение установленных требований функции уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в учреждении возложены на инженера отдела развития, эксплуатации региональной системы оповещения и функционирования сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» ФИО2 (нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ, пункт 12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункт 2 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782, пункты 5,5.1,5.1.2,5.2,5.3,6,7 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.05.2017 № 230); Работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты, из расчета 30% от их общей численности (на момент проверки в запасах имеется медицинских средств индивидуальной защиты КИМГЗ-8 шт.) (нарушены п.п.2,3,6,7,9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 г. № 543); Не обеспечены организацией силы гражданской обороны средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля (нарушены пункт 1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ, пункт 15 Положения о гражданской обороне РФ; пункт 16.8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункт 4 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне); Не издан приказ о назначении должностного лица, в обязанности которых входит учет средств радиационной и химической защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению и его утвержденные функциональные обязанности должностного лица (нарушены пункт 1.4 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля). При рассмотрении дела мировым судьей судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Ярославля законный представитель ГКУ ЯО «Безопасный регион» врио директора ФИО3 и его защитники ФИО4 и ФИО5 вину в совершении административного правонарушения не признали, ссылаясь на нарушения в проведении проверки деятельности ГКУ ЯО «Безопасный регион»- издание распоряжения о проведении проверки ненадлежащим должностным лицом, проведение проверки с нарушением установленного срока. Кроме того, ссылались на то, что у ГКУ ЯО «Безопасный регион» на момент проведения проверки отсутствовала информация о присвоении учреждению соответствующей категории по гражданской обороне. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Ярославля от 27.06.2019 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении ГКУ ЯО «Безопасный регион» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В постановлении мировой судья указал, что доводы ГКУ ЯО «Безопасный регион» об отсутствии у него информации об отнесении организации ко второй категории по гражданской обороне, не опровергнуты. В связи с чем, вины юридического лица в совершении административного правонарушения мировой судья не усмотрел. Не согласившись с постановлением, заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ярославской области ФИО6 обжаловал его, ссылаясь на то, что в соответствии с распоряжением начальника ГУ МЧС России от 16.08.2017 № 21 «О вынесении решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны» деятельность юридического лица ГКУ ЯО «Безопасный регион» отнесена к категории «среднего риска», так как эта организация в установленном по рядке отнесена к категории по гражданской обороне. В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», а также в связи с тем, что ранее данное юридическое лицо не проверялось в области гражданской обороны, было принято решение о включении ГКУ ЯО «Безопасный регион» в ежегодный план проведения плановых проверок на 2019 год. Начальник отдела (его заместитель), являющегося структурным подразделением надзорного органа, является руководителем (заместителем руководителя) надзорного органа и вправе принимать решения о проведении проверок и издавать соответствующие распоряжения о проведении проверок. Выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверки от 31.05.2019 г. В процессе проверки ГКУ ЯО «Безопасный регион» представило План гражданской обороны организации на военное время, согласованный с территориальной администрацией Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля от 26.02.2019 г., разработанный как для организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и продолжающей работу в военное время в соответствии с приказом МЧС России №70 ДСП от 16.02.2012. Соответственно, ГКУ ЯО «Безопасный регион» знало, что организация отнесена к категории по гражданской обороне. В судебном заседании должностное лицо административного органа ФИО1 жалобу поддержал, дополнительно пояснил, что в пунктах 1 и 6 протокола изложены нарушения требований нормативных актов, адресованные организациям вне зависимости от отнесения их к категории по гражданской обороне. Исходя из целей и задач ГКУ ЯО «Безопасный регион», с момента создания данная организация относится к категории по гражданской обороне. Информацией о правовых актах, изданных до 2017 года, которыми ГКУ ЯО «Безопасный регион» отнесено к категории по гражданской обороне, он не обладает. Информация об отнесении ГКУ ЯО «Безопасный регион» к категории «среднего риска» имеется в открытом доступе, в частности, указана в плане проверок на 2019 год. Отнесение организации к категории среднего риска свидетельствует об отнесении данной организации ко второй категории по гражданской обороне. Защитник ГКУ ЯО «Безопасный регион» ФИО5 возражал против удовлетворения жалобы, приводя доводы, аналогичные заявленным при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей. Дополнительно пояснил, что о проведении проверки организации стало известно из плана проверок, размещенного в сети Интернет. В плане проверок было отражено, что ГКУ ЯО «Безопасный регион» относится к категории «среднего риска», в связи с чем, проведена работа по составлению Плана гражданской обороны на военное время. Однако ГКУ ЯО «Безопасный регион» не знало об отнесении его к категории по гражданской обороне, соответствующего уведомления не получало. Согласился с тем, что пункты 1 и 6 нарушений, изложенных в протоколе об административном правонарушении, относятся не только к организациям, которые отнесены к категории по гражданской обороне. Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему. В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении и возвращению дела на новое рассмотрение судье, является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Считаю, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ГКУ ЯО «Безопасный регион» мировым судьей судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Ярославля такие процессуальные нарушения были допущены. В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с положениями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. На основании пунктов 4,6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. В нарушение приведенных норм законодательства об административных правонарушениях мировой судья в постановлении по делу об административном правонарушении ограничился фактом констатации того, что довод ГКУ ЯО «Безопасный регион» об отсутствии у него информации об отнесении организации ко второй категории по гражданской обороне не опровергнут, сделав вывод об отсутствии вины в совершении правонарушения и, как следствие, об отсутствии в действиях организации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ. Однако мировым судьей не дано оценки тому обстоятельству, что, в частности, статья 12 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункт 4 Положения о гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, п.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №687; п.п.2,3,6,7,9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 г. № 543, нарушение которых вменено в вину ГКУ ЯО «Безопасный регион», предъявляют требования к организациям, независимо от их отнесения к категории по гражданской обороне. Соответственно, неосведомленность организации об отнесении ее к категории по гражданской обороне не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Кроме того, не нашло своего отражения в постановлении то, что ГКУ ЯО «Безопасный регион» было известно об отнесении организации к категории «среднего риска», соответствующая оценка данному обстоятельству не дана. То есть, вывод мирового судьи об отсутствии состава административного правонарушения в деянии ГКУ ЯО «Безопасный регион», основанный только на доводе о недоведении до ГКУ ЯО «Безопасный регион» информации о его отнесении к категории по гражданской обороне, не соответствует обстоятельствам дела. Доводы ГКУ ЯО «Безопасный регион», которые сводятся к признанию недопустимыми доказательств, полученных в ходе проверки, проведенной с нарушением законодательства, к отсутствию объективной стороны состава административного правонарушения, к излишнему вменению в вину некоторых обстоятельств, мировым судьей в нарушение ст.ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ не оценивались, какие-либо выводы в этой части в постановлении отсутствуют. С учетом изложенного, суд считает, что мировым судьей при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения процессуальных положений административного законодательства, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи от 27.06.2019 г. в отношении ГКУ ЯО «Безопасный регион» подлежит отмене. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП, не истек, в связи с чем, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение. На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л : Постановление мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г. Ярославля от 27.06.2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Государственного казенного учреждения Ярославской области «Безопасный регион» отменить. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Государственного казенного учреждения Ярославской области «Безопасный регион» возвратить в судебный участок № 2 Кировского судебного района г.Ярославля на новое рассмотрение. Решение вступает в законную силу с момента вынесения. Судья И.Н. Бабикова |