ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-415/2021 от 17.06.2021 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№12-415/2021

Р Е Ш Е Н И Е

17 июня 2021 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Аверьяновой З.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» на постановление мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Астрахани Шкрыль А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.16 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Астрахани от 12.05.2021 года ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.16 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, без конфискации прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ.

ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» с постановлением мирового судьи не согласился и подал жалобу, в которой указывает, что постановление по делу об административном правонарушении от 12.05.2021 года является незаконным, подлежит отмене, поскольку постановление принято с нарушением действующего законодательства, по существу не были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, просят изменить наказание с административного штрафа на предупреждение, поскольку колледж является государственным бюджетным учреждением, является некоммерческой организацией, финансируется из бюджета Астраханской области путем предоставления субсидии на выполнение государственного задания, имеется постоянное недофинансирование на содержание объектов недвижимости, закрепленных за колледжем на праве оперативного управления (текущий ремонт, коммунальные услуги). Кроме того, колледжем в 2020 году и в настоящее время приходится изыскивать дополнительные средства на профилактические мероприятия, на доплаты сотрудникам, работающим дистанционно, и другие незапланированные мероприятия, связанные с распространением новой короновирусной инфекции.

В судебном заседании представители ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» ФИО1, ФИО2, доводы жалобы поддержали, просили суд постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Астрахани от 12 мая 2021 года изменить, назначив наказание в виде предупреждения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив жалобу, приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах») установлены общие меры контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу II Списка IV перечня прекурсоров (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»), к ним относятся в том числе: установление Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения использования, перевозки и уничтожения прекурсоров; установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419 «О предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и регистрации операций, связанных с их оборотом» в целях обеспечения государственного контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» утверждены Правила представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование прекурсоров, внесенных в таблицы I, II списка IV перечня, направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы МВД РФ по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I, II Списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме № 1-ИП согласно приложению № 4.

Согласно ч.2 ст.6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных втаблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.

Мировым судьей установлено, что ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» осуществляет приобретение, хранение и использование стоматологических материалов «фторакс, протакрил, синма» и др., содержащих в своем составе химическое вещество (метилметакрилат), в концентрации более 15 %.

В материалах дела имеется ответ ГБУ на запрос административного органа от 05.03.2021 года № 302, где сообщено, что учреждением в период с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года были использованы следующие препараты: «фторакс», «протакрил –М», «синма М».

В соответствии с перечнем наркотических веществ, психотропных веществ и их прекурсов, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 года №681 (метилметакрилат) входит в перечень прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля.

Таким образом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 года №419 «О предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и регистрации операций, связанных с их оборотом» ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» обязано в установленный срок представлять в Министерство внутренних дел РФ по месту нахождения юридического лица годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора.

Материалами дела установлено, что ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» в нарушение обязательных требований Постановления Правительства РФ от 9 июня 2010 года №419 «О предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и регистрации операций, связанных с их оборотом» не предоставило годовой отчет по форме №1-ИП за 2020 год, связанный с оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, в установленный срок до 20 февраля 2021г. Данные обстоятельства не оспариваются учреждением.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом АА№514857 об административном правонарушении от 10 марта 2021 года, рапортом сотрудника ГКЛОН УНК УМВД России по Астраханской области ФИО3, объяснениями сотрудников ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» ФИО4, ФИО5 и иными материалами дела.

ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» нарушены правила учета прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу II Списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", что образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учреждение, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы, изложенные в постановлении о назначении ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» административного наказания, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделаны мировым судьей на основании исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств. Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение не имеется по следующим основаниям.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Одновременно частью 3 указанной статьи допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Так, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий, которых по данному делу об административных правонарушениях не имеется.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу судебного акта в части назначенного администрации наказания.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, предусмотрена возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельств.

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ статья 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: "при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей".

ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» является государственным бюджетным учреждением, является некоммерческой организацией, финансируется из бюджета Астраханской области путем предоставления субсидии на выполнение государственного задания, имеется постоянное недофинансирование на содержание объектов недвижимости, закрепленных за колледжем на праве оперативного управления (текущий ремонт, коммунальные услуги).

В качестве доказательства финансового положения учреждения представлено письмо Министерства образования от 10.06.2021 года направленное в адрес директора ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» ФИО6, из которого следует, что бюджетные ассигнования, предусмотренные министерству здравоохранения Законом Астраханской области от 23.12.2020 года №113/2020-ФЗ «О бюджете Астраханской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», распределены в полном объеме. В связи с этим, выделение дополнительных средств на капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия территории учебного корпуса, модернизацию теплового пункта учебного корпуса и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасадов учебного корпуса и общежития не представляется возможным. Рекомендовано рассмотреть возможность выполнения вышеназванных мероприятий за счет доходов от оказания платных услуг.

В материалы дела в качестве доказательства устранения выявленного нарушения, представлены сведения о направлении годового отчета в административный орган.

При таких обстоятельствах назначенное юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.16 Кодекса, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его финансовому положению, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела до 50 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Астрахани от 12.05.2021 года по делу об административном правонарушении о привлечении ГБУ ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» к административной ответственности по ч.2 ст.6.16 КоАП РФ, изменить, снизив размер административного штрафа до 50 000 рублей.

Судья Аверьянова З.Д.