УИД 28RS0004-01-2020-001735-60
Дело № 12-416/2020
РЕШЕНИЕ
21 июля 2020 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Т.А. Коршунова,
с участием представителя УФАС по Амурской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области № 028/04/14.31-375/2019 от 28 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области № 028/04/14.31-375/2019 от 28 января 2020 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы привел ссылки на нормы действующего законодательства, дополнительно указав, что в отношении общества не вводилось ценовое регулирование, а также, что у субъекта естественной монополии отсутствует обязанность обращаться в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа.
Срок обжалования не нарушен.
В судебное заседание ФИО2 не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало. При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель УФАС по Амурской области с доводами жалобы не согласился, считает обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав присутствующие стороны, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Задачей производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее его рассмотрение в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 (далее - Постановление № 293) установлен перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы) на которые регулируются государством.
В частности, к указанным услугам относятся услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива (пункты 5, 6 указанного перечня).
Таким образом, действующим законодательством установлен специальный порядок ценообразования на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива, согласно которому указанные цены регулируются государством.
Возможность хозяйствующего субъекта самостоятельно устанавливать размер платы за указанные услуги в отсутствие решения уполномоченного государственного органа законодательством не предусмотрена.
Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 указанной нормы права).
Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, в виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Как следует из материалов дела, приказом Федеральной службы по тарифам от 02.09.2011 № 534-т ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении общества введено государственное регулирование в сфере услуг в аэропортах.
28.01.2004 между ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» (Заказчик) и ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» (Исполнитель) заключен договор № 09/2004-АП об организации услуг по приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и авиа ГСМ в воздушные суда (далее - договор № 09/2004-АП).
Согласно пункту 1.1 указанного договора исполнитель обязуется по письменной заявке заказчика обеспечить выполнение услуг по заправке авиатопливом и авиа ГСМ ВС эксплуатантов, выполняющих грузовые, чартерные и пассажирские авиаперевозки из/через аэропорта г. Благовещенска, а также осуществлять прием, транспортировку с прирельсовых складов на расходный склад ГСМ, слив, хранение, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку авиатоплива, а Заказчик, в свою очередь, обязуется оплатить Исполнителю оказываемые им услуги.
В соответствии с приложением № 3 от 27.06.2013 к договору № 09/2004- АП цена за указанные в пункте 1.1 договора определена как совокупность (комплекс) предоставляемых услуг и составляет 3 095 000 рублей в месяц (с НДС).
Указанный договор является действующим.
Хранение топлива осуществляется ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» с использованием резервуара, расположенного по адресу: <...>, склад ГСМ, арендуемого у ООО «Дунай Терминал» по договору аренды от 01.06.2016.
Между тем, ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» за утверждением тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Благовещенска, хранению авиационного топлива в уполномоченный государственный орган регулирования не обращалось, стоимость таких услуг установлена обществом самостоятельно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела и привлечения директора ООО«Аэрофьюэлз Благовещенск» ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО2 административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ подтверждается совокупностью собранных по данному делу доказательств, которые исследованы должностными лицами при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется.
Доводы заявителя судом отклоняются по следующим обстоятельствам.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как установлено судом, ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск»,осуществляющее деятельность в сфере услуг в аэропортах, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел «Услуги аэропортов».
Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 (далее - Постановление № 293) установлен перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы) на которые регулируются государством.
В частности, к указанным услугам относятся услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива (пункты 5, 6 указанного перечня).
Таким образом, действующим законодательством установлен специальный порядок ценообразования на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива, согласно которому указанные цены регулируются государством.
Возможность хозяйствующего субъекта самостоятельно устанавливать размер платы за указанные услуги в отсутствие решения уполномоченного государственного органа законодательством не предусмотрена.
Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 указанной нормы права).
Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу изложенного, административный орган пришел к обоснованному выводу, что ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск», включенное в реестр субъектов естественных монополий приказом Федеральной службы по тарифам от 02.09.2011 № 534-т, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Благовещенска, хранению авиационного топлива.
Таким образом, запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в полной мере распространяются на ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск».
ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» за утверждением тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Благовещенска, хранению авиационного топлива в уполномоченный государственный орган регулирования не обращалось, стоимость таких услуг установлена обществом самостоятельно.
Положениями статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что ценовое регулирование субъектов естественных монополий осуществляется путем определения перечня товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и установления тарифов в отношении каждого конкретного субъекта регулирования.
Таким образом, факт включения товаров (работ, услуг) в перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, означает, что в отношении субъектов естественных монополий, осуществляющих такие виды деятельности, осуществляется обязательное ценовое регулирование.
Поскольку услуги по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом включены в перечень услуг, цены на которые регулируются государством, ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» не вправе оказывать данные услуги по самостоятельно установленным ценам.
В соответствии с пунктом 16 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.
Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1. Согласно пункту 4 указанного приказа тариф может быть установлен как на основании заявления хозяйствующего субъекта, так и по инициативе регулирующего органа.
Учитывая требования статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» об обязательном государственном регулировании тарифов на услуги по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом, субъект регулирования, планирующий оказывать такие услуги, обязан обратиться в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа на данные услуги.
В случае, если субъектом регулирования не исполнена вышеуказанная обязанность, тариф может быть установлен по инициативе регулирующего органа. Вместе с этим, указанная норма не снимает с субъекта регулирования ответственности за нарушение порядка ценообразования.
Существенных процессуальных нарушений, а также нарушений норм материального права при производстве по делу допущено не было. Постановление должностного лица отвечает положениям ст. 29.10 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции ч. 2 статьи 14.31 КоАП РФ, с учетом положений ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления не имеется, оно является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области № 028/04/14.31-375/2019 от 28 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора ООО«Аэрофьюэлз Благовещенск» ФИО2, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Т.А. Коршунова