ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-416/2017 от 20.07.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Ганеев Р.Г. дело № 12-416/2017; № 12-418/2017; № 12-419/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 7 – 903 20 июля 2017 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» Павловой А.Н. на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 апреля 2017 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз»,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора-Югры Мальцевой С.А. № 09-1674/2016 от 18 января 2017 года, юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее ООО «РН-Юганскнефтегаз», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей, за то, что оно не выполнило взятое на себя обязательство в срок до 01 сентября 2016 года о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного окружающей среде, путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненного лесного участка, расположенного в районе кустовой площадки №582 Мало-Балыкского месторождения нефти на площади 1,3 га, в квартале 110 выделах 76, 41, 103 Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганского лесничества, загрязненного в результате инцидента, произошедшего 19 марта 2013г. в 17:30 на водоводе ф. – 219х16 мм. «уз.8 – т.4» Мало-Балыкского месторождения, чем нарушило требования ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. № 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых».

Постановлением начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора-Югры Мальцевой С.А. № 09-1677/2016 от 18 января 2017 года, юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее ООО «РН-Юганскнефтегаз», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей, за то, что оно не выполнило взятое на себя обязательство в срок до 01 сентября 2016 года о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного окружающей среде, путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненного лесного участка, расположенного в районе кустовой площадки №582 Мало-Балыкского месторождения нефти на площади 7,6 га, в квартале 101 выделе 150, в квартале 110 выделе 85, в квартале 111 выделе 32 Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганского лесничества, загрязненного в результате инцидента, произошедшего 19 марта 2013г. в 17:30 на водоводе ф. – 219х16 мм. «уз.8 – т.4» Мало-Балыкского месторождения, чем нарушило требования ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. № 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых».

Постановлением начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора-Югры Мальцевой С.А. № 09-1673/2016 от 18 января 2017 года, юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее ООО «РН-Юганскнефтегаз», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей, за то, что оно не выполнило взятое на себя обязательство в срок до 01 сентября 2016 года о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного окружающей среде, путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненного лесного участка, расположенного в районе кустовой площадки №582 Мало-Балыкского месторождения нефти на площади 2,9 га, в квартале 110 выделах 73, 74, 76, 43 Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганского лесничества, загрязненного в результате инцидента, произошедшего 12 сентября 2012г. в 18:00 на нефтепроводе ф. – 219х10 мм. нсб/ «уз.4 – т.14» Мало-Балыкского месторождения, чем нарушило требования ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. № 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых».

Не согласившись с вынесенными должностным лицом постановлениями представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановления Природнадзора-Югры № 09-1674/2016, № 09-1677/2016, № 09-1673/2016 от 18 января 2017 года отменить.

Указанные жалобы были объединены судьей Нефтеюганского районного суда в одно производство.

Решением Нефтеюганского районного суда от 03 апреля 2017 года постановления начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора-Югры Мальцевой С.А. № 09-1674/2016, № 09-1677/2016, № 09-1673/2016 от 18 января 2017 года, вынесенные в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере четыреста тысяч рублей. В остальной части указанные постановления оставлены без изменения, жалоба представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» - без удовлетворения.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» Павлова А.Н. просит решение судьи Нефтеюганского районного суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях № 09-1674/2016, № 09-1677/2016, № 09-1673/2016 от 18 января 2017 года. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие состава вмененного административного правонарушения, поскольку, по мнению заявителя, неисполнение добровольно взятых на себя обществом обязательств по рекультивации земель, не образуют состав правонарушения. Кроме того указывает, что в адрес Общества от Природнадзора Югры путем направления претензий поступили требования о возмещении причиненного вреда окружающей среде в денежном выражении, который впоследствии был взыскан с Общества в судебном порядке и возмещен Обществом в денежном выражении, что исключает обязанность по возмещению вреда в натуре, то есть исключает обязанность Общества по проведению рекультивации земель, полагая, что в данном случае имеет место двойное возмещение, что противоречит требованиям закона. Помимо этого считает, что правонарушение, за которое Общество привлечено к административной ответственности не является длящимся.

В судебном заседании представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» Потехина Ж.В. на доводах жалобы настаивала в полном объеме, состоявшееся по делу решение судьи просила отменить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» Потехину Ж.В., оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель в частности при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в невыполнении виновным лицом возложенных на него обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в результате проведения различных работ.

Под невыполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению, понимается бездействие лица, обязанного заботиться о состоянии земель, заключающееся в не совершении предусмотренных законом, договором аренды или субаренды, решением о предоставлении земель для тех или иных целей, во временное пользование, действий. Такой обязанностью является рекультивация земель, то есть комплекс мероприятий технического и биологического характера, направленных на восстановление нарушенных земель, возобновление обитания животных, растений, микроорганизмов.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закона), под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 4 Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ст. 34 Закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 39 Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статья 46 Закона, предусматривает, что эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 № 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, подлежат рекультивации после завершения работ в соответствии с проектом рекультивации.

Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 N 525/67 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Пунктом 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, (далее - Основные положения) предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Пунктом 4 Основных положений, предусмотрено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Согласно п. 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, ликвидации последствий загрязнения земель. При этом, согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель проводится за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Согласно п. 32 Основных положений, за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

Требования, установленные в Основных положениях, при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, в районе кустовой площадки 582 Мало-Балыкского месторождения нефти в квартале 110 выделах 76, 41, 103; в квартале 101 выделе 150, в квартале 110 выделе 85, в квартале 111 выделе 32; в квартале 110 выделах 73, 74, 76, 43 Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганского лесничества произошло загрязнение лесного фонда в результате аварийного отказа технологического оборудования (нефтепровода, водовода) и разлива нефти и нефтепродуктов (согласно Акту технического расследования инцидента). Место загрязнения выявлено 09 июля 2013 года. Определена площадь загрязнения, которая составила 1,3 га; 7,6 га; 2,9 га.

В связи с выявлением факта причиненного ущерба окружающей среде, 22 и 24 октября 2013 года Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) в адрес ООО «РН-Юганскнефтегаз» направлены претензии № 171-ЭН/2013, №172-ЭН/2013, №169-ЭН/2013 которыми было предложено возместить в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и провести комплекс мероприятий по восстановлению загрязненного участка в соответствии с проектом восстановительных работ и сдать комиссии по приемке земель в срок до 01 сентября 2016 года.

ООО «РН-Юганскнефтегаз» не отрицал факт причинения вреда окружающей среде в виде химического загрязнения почв нефтепродуктами в районе кустовой площадки 582 Мало-Балыкского месторождения нефти в квартале 110 выделах 76, 41, 103; в квартале 101 выделе 150, в квартале 110 выделе 85, в квартале 111 выделе 32; в квартале 110 выделах 73, 74, 76, 43 Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганского лесничества.

Гарантийными письмами № 01-03-1004, №01-03-1006, №01-0301007 от 08 ноября 2013 года ООО «РН-Юганскнефтегаз» приняло на себя обязательство возместить в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и провести комплекс мероприятий по восстановлению загрязненного участка, общей площадью 1,3 га; 7,6 га; 2,9 га в соответствии с проектом восстановительных работ и сдать комиссии по приемке земель в срок до 01 сентября 2016 года.

Нефтеюганским управлением Природнадзора Югры 20 сентября 2016 года на территории лесного фонда ТО – Нефтеюганское лесничество Юнг-Яхского участкового лесничества в районе кустовой площадки №582 Мало-Балыкского месторождения нефти с целью и подтверждения качества проведения восстановительных, реабилитационных и рекультивационных работ проведено освидетельствование участков лесного фонда.

Согласно актов освидетельствования № 09-415-4/2016 от 20 сентября 2016г., № 09-429-1/2016, № 09-429-2/2016 от 27 сентября 2016г. установлено, что лесные участки в квартале 101 выделе 150, в квартале 110 выделе 85, в квартале 111 выделе 32, в квартале 110 выделах 73, 74, 76, 43, 76, 41, 103 ТО – Нефтеюганское лесничество Юнг-Яхского участкового лесничества загрязнены нефтепродуктами.

В соответствии с заключением по результатам освидетельствования рекультивированных лесных участков № 09-415-4/2016 от 11 ноября 2016; №09-429-1/2016, №09-429-2/2016 от 06 декабря 2016 года принято решение о несоответствии рекультивированных земель лесного фонда требованиям по содержанию загрязнителей, установленных Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 10.12.2004 № 466-п «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

С целью определения остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ, специалистом Сургутского отдела Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре в квартале 110 выделах 73, 74, 76, 43 Юнг-Яхского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество (район кустовой площадки №582 Мало-Балыкского месторождения) осуществлен отбор проб почв. Остаточное содержание нефтепродуктов в почве составило -42,7 г/кг при норме -5 г/кг, что не соответствует региональному нормативу «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ», утвержденному Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 10.12.2014г. № 466-п.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалах дела доказательств, которым судьей Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения, являются необоснованными, поскольку в силу ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Из указанной нормы закона следует, что юридическое лицо обязано рекультивировать нарушенные в результате своей деятельности земли, а также возместить вред окружающей среде. Кроме того, ООО «РН-Юганскнефтегаз» были приняты обязательства по возмещению вреда.

Возмещение ООО «РН-Юганскнефтегаз» в судебном порядке вреда, причиненного лесам, не снимает с юридического лица обязанности по рекультивации земли.

В силу ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, предусмотрено четыре вида юридической ответственности: имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная.

Таким образом, привлечение к имущественной ответственности, не исключает привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности по рекультивации земель.

При таких обстоятельствах, судьей Нефтеюганского районного суда сделан правильный вывод о том, что в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все выводы судьи должным образом мотивированы, основаны на верном толковании норм права.

Доводы заявителя указывающие, что правонарушение, за которое Общество привлечено к административной ответственности не является длящимся несостоятельны.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Вопреки изложенным в жалобе доводам, вмененное обществу административное правонарушение носит длящийся характер, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (в частности предусмотренных п. 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), а именно обязанностей по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненных лесных участков.

При этом, указанные обязанности возлагаются на лицо именно в силу требований закона и вне зависимости от того, приняло ли такое лицо на себя обязательства по устранению загрязнения в добровольном порядке или нет.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» допущено не было.

При таких обстоятельствах, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л :

Решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 апреля 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» Павловой А.Н.– без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова