ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-416/2021 от 23.09.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Мировой судья Реброва Е.В. Дело

55MS0-02

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

<адрес> 23 сентября 2021года

Судья Центрального районного суда <адрес>ФИО6, при секретаре ФИО2, с участием законного представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес>ФИО3, ФИО4, представителя Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО5 действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ГУ МЧС России по <адрес> на постановление мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу виду малозначительности административного правонарушения в отношении Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес> (далее – Министерство), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Министерство обвинялось в том, что допустило нарушения требований п.п. «ж» ч. 1 ст. 11, ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера»; п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера <адрес>, создаваемых Министерством, утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О Порядке создания, использования и восполнения использованных средств резервов финансовых и материальных ресурсов <адрес> для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» (аналогичная номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера <адрес> была утверждена Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-рп), при этом в ходе проверки установлено, что:

- не в полном объеме создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а именно: в резерве отсутствуют электростанции передвижные дизельные (мощность 150 кВт, ном. Напряжение – 230/240В) – 2 шт.;

- не в полном объеме создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а именно: в резерве отсутствует отопительное устройство (тепловая пушка) – 1 шт.;

- не в полном объеме создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а именно: в резерве, отсутствует транспортабельная блочно-модульная котельная установка (мощность до 0,5 МВт) – 1 шт.;

- не в полном объеме создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а именно: в резерве отсутствует котел отопительный комбинированный – 1 шт.;

- не в полном объеме создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а именно: в резерве отсутствует помещение контейнерного типа бытовое – баня – 1 шт.;

- не в полном объеме создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а именно: в резерве отсутствует помещение контейнерного типа бытовое – душевая установка – 1 шт.;

- не в полном объеме создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а именно: в резерве отсутствуют палатки (в том числе каркасные) – 15 комплектов.

Основанием для признания правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу послужило то основание, что представителями Министерства было представлено письмо о проделанной работе, направленное в адрес начальника ГУ МЧС России по <адрес>, также представлен план резервов материальных ресурсов <адрес> в целях гражданской обороны и для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на 2021-2025 года и представлены обращения, направленные в Министерство финансов <адрес>. При указанных обстоятельствах мировой судья пришел к выводу, что действия Министерства правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, как не выполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, также в судебном заседании мировым судьей было установлено, что Министерством принимались все возможные меры по выполнению мероприятий для создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера с момента их образования в 2019 году.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель Главного управления МЧС России по <адрес>, обратился с жалобой в Центральный районный суд <адрес> и просит постановление мирового судьи отменить по следующим основаниям. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований в области защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе, которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13-00ч. Министерством не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. В соответствии с требованиями законодательства органы государственной власти субъектов РФ создают резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Считают, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Министерство в соответствии с правовыми актами должно было провести заблаговременную работу по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, с момента возложения обязанности по их созданию. Указали, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Считают, что мировым судьей не дана надлежащая правовая оценка характеру выявленных нарушений, а именно: отсутствие материальных резервов, напрямую создает угрозу жизни и здоровью людей, следовательно, как указал податель жалобы, положения ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не применимы.

В судебном заседании представитель Главного управления МЧС России по <адрес> доводы жалобы поддержал в полном объёме.

Законные представителиМинистерства в судебном заседании при рассмотрении жалобы просили постановление мирового судьи оставить без изменения, по основаниям указанным в постановлении. Представили письменные возражения.

Изучив дело об административном правонарушении, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

По смыслу части 1 статьи 20.6 КоАП РФ под законодательством, несоблюдение которого вменяется в вину лицам, нарушившим положения названной статьи Кодекса, понимается законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к которому, помимо Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее – Закон № 68-ФЗ), относятся иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации, принимаемые в соответствии с данным Законом.

В ст. 1 Закона № 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

С субъективной стороны совершение правонарушения по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ возможно как умышленное, так и по неосторожности.

Согласно п. «ж» ст. 11 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Согласно ст. 25 Закона № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как указывал в свое постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П Конституционный Суд России, что касается правомочия суда признать административное правонарушение малозначительным и, соответственно, освободить совершившее его лицо от административной ответственности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации), то такой способ обеспечения справедливости административного наказания и его соразмерности правонарушающему деянию можно считать оправданным лишь при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.

Как следует из материалов дела и верно отмечено мировым судьей, Министерство образовалось ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписки ЕГРЮЛ.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение /ЧС о проведении проверки в отношении Министерства.

Актом проверки /ЧС от ДД.ММ.ГГГГ составленного в отношении Министерства выявлены нарушения, в части создания не в полном объеме резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального регионального характера.

Мировым судьей,верно, дана оценка представленным в ходе судебного разбирательства документам, представленным представителями привлекаемого лица, также верно мировым судьей установлено, что Министерством принимались все возможные меры по выполнению мероприятий для создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера с момента их образования в 2019 году (л.д.54-112).

Как видно из представленной в материалы дела справки (л.д. 112) в рамках 2-х изменений в <адрес> «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» Министерством от ДД.ММ.ГГГГ направлена потребность в областных средствах на 2021 год по мероприятию «Создание запасов материально-технических средств в отношении материалов и оборудования для жилищно-коммунального комплекса в целях гражданской обороны» в объеме 98 600,00 рублей и по мероприятию «Создание резервов материальных ресурсов в части материалов и оборудования для жилищно-коммунального комплекса, а также организация работ по развертыванию и сооружению временных объектов жилищно-коммунального назначения, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также доставку материальных ресурсов пострадавшим в районы чрезвычайных ситуаций» в объеме 53 457,00 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных материалов следует, что у Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес> имелись объективно непреодолимые препятствия, находящихся вне контроля Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, исключающих возможность полного соблюдения требований действующего законодательства..

Также районный суд отмечает, что исполнение требований исполнительного документа за счет перераспределения финансовых средств из других расходных статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не допускается Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные обстоятельства также не зависят от воли заявителя и являются объективными.

Таким образом, мировым судьёй обоснованно сделан вывод, что действия Министерства хотя формально и содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием мировым судьей норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений процессуальных требований, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и влекущих отмену постановления, судом не установлено.

При этом не момент рассмотрения жалобы истёк срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ (3 месяца, факт нарушения выявлен ДД.ММ.ГГГГ) и в случае отмены постановления вопрос о виновности Министерства обсуждаться не может.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу в виду малозначительности административного правонарушения в отношении Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу представителя ГУ МЧС России по <адрес> - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, пересмотр вступившего в законную силу постановления мирового судьи и решения по делу об административном правонарушении возможен в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья ФИО6