ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-416/2023 от 25.10.2023 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №12-416/2023

55RS0007-01-2023-004743-47

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Центрального районного суда г. Омска Рерих Ю.С., при секретаре Мажкеновой Д.М., с участием помощника Омского транспортного прокурора ФИО3, должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении – заместителя начальника ФИО12., представителя ФИО13 рассмотрев в открытом судебном заседании представление исполняющего обязанности ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО15ФИО1 по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО17ФИО1 по ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

ФИО18 принесен протест на указанное постановление, в котором просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. Указывает, что прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, орган финансового контроля исходил из того, что нарушение срока предоставления субсидии не является условием ее предоставления, а рассматривается, как нарушение порядка предоставления субсидии. Полагает, что вывод должностного лица основан на формальном подходе, поскольку обязанность перечислить получателю субсидию в определенный срок является одним из существенных условий ее предоставления. В связи с тем, что по условиям Соглашения о предоставлении субсидии предусмотрены, в том числе, условия о сроке, предмете, порядке исполнения обязательств, следовательно, нарушение предусмотренных Соглашением сроков предоставления субсидии, следует квалифицировать, как нарушение условий предоставления субсидии.

В судебном заседании ФИО19ФИО4 протест поддержал по доводам, изложенным в нем, просил его удовлетворить.

Должностное лицо – ФИО20 в судебном заседании полагал, что основания для удовлетворения протеста и отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, поскольку ФИО1 в период нахождения его в должности ФИО21 нарушений условий предоставления субсидий допущено не было. Нарушение сроков предоставления субсидий являются нарушением порядка перечисления субсидии ее получателю, предусмотренным п. 9 Порядка предоставления субсидий на возмещение акционерному обществу ФИО22 недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утвержденных постановлением Правительства Омской области ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 11.05.2022). При этом, пунктом 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий предоставления субсидий; нарушение же порядка предоставления субсидии под признаки указанного административного правонарушения не подпадают.

Представитель ФИО23 доводы должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, поддержала, полагала, что основания для отмены постановления отсутствуют.

Выслушав участников производства по делу, проверив доводы протеста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, сахаросодержащих напитков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 09.03.2022 №83-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение акционерному обществу ФИО53 недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (далее по тексту – Порядок).

Указанный Порядок регулирует отношения по предоставлению за счет средств областного бюджета субсидий на возмещение акционерному обществу ФИО52 недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в ДД.ММ.ГГГГ годах.

Целью предоставления субсидий является обеспечение доступности транспортных услуг железнодорожным транспортом в пригородном сообщении с использованием механизма тарифного регулирования.

Субсидии предоставляются в рамках реализации мероприятия «Обеспечение доступности транспортных услуг с использованием механизмов тарифного регулирования железнодорожным транспортом» основного мероприятия «Государственная поддержка пассажирского транспорта в Омской области для обеспечения перевозки пассажиров» подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области" государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 262-п.

Главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и на плановый период, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области.

Получателем субсидий в соответствии с Законом Омской области «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов», государственной программой является акционерное общество ФИО24

Разделом II Порядка предусмотрены условия и порядок предоставления субсидии.

Пунктом 6 раздела II указанного Порядка предусмотрены условия, при соблюдении которых предоставляется соответствующая субсидия получателю. К ним, в частности, относятся соответствие получателя субсидии определенным требованиям; заключение с Министерством соглашения о предоставлении субсидии; предоставление получателем субсидии определенных документов, достоверность, а также достижение значения результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата, в срок, установленный пунктом 12 настоящего Порядка.

Пунктом 8 раздела II Правил предусмотрены размеры предоставляемых субсидий.

Согласно пункту 9 Правил Министерство не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении и перечислении субсидии в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, осуществляет перечисление субсидии получателю субсидии.

Из представленных материалов дела следует, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области бюджетного законодательства при выделении субсидий в целях компенсации недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров и багажа железнодорожным транспортном в пригородной сообщении. В ходе проведенной проверки установлено следующее.

Законом Омской области от 16 декабря 2021 года №2450-ОЗ «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ», а также государственной программой Омской области «Развитие транспортной системы в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 №262-п, предусмотрено выделение субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам.

Во исполнение вышеуказанных правовых норм Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области и акционерным обществом ФИО51 заключено Соглашение от 14.03.2022 №1 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения ФИО49 недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в 2022-2014 годах. Соглашением предусмотрена обязанность получателя субсидии предоставить отчет о сумме недополученных доходов за отчетный период и нарастающим итогом с начала текущего года ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, а также отче о количестве перевезенных пассажиров.

В нарушение требований пункта 9 Порядка Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области в ДД.ММ.ГГГГ нарушило сроки перечисления средств субсидий ФИО50.

Так, отчет ФИО25 за ДД.ММ.ГГГГ года предоставлен и зарегистрирован Главным распорядителем средств областного бюджета ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки отчетности ДД.ММ.ГГГГ принято соответствующее решение (распоряжение ). С учетом требований п. 9 Порядка, перечисление субсидии осуществляется не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении и перечислении субсидии, субсидия подлежала перечислению в срок до ДД.ММ.ГГГГ, тогда как фактически была перечислена в размере 20143 тысяч рублей ДД.ММ.ГГГГ.

Усмотрев нарушения в сроках перечисления ФИО26 субсидии, ФИО28ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО29 возбудил дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и направил дело для рассмотрения по существу в адрес ФИО30 (л.д. 28-32).

Постановлением ФИО31 дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении ФИО32 прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения (л.д. 18-21).

Прекращая производство по делу, должностное лицо установило, что ФИО33 в ДД.ММ.ГГГГ году допущено нарушение срока перечисления средств субсидий ФИО34 При этом, указанное нарушение относится не к условиям, а к порядку предоставления субсидии.

Так, отчет за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО35 предоставил ДД.ММ.ГГГГ, в указанную дату он был зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГФИО48 принято решение о предоставлении субсидии. ДД.ММ.ГГГГ субсидия в размере 20143006 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133)) была перечислена ФИО36 Однако с учетом требований п. 9 Порядка указанная субсидия должна была быть перечислена до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку условия предоставления субсидии со стороны Главного распорядителя средств областного бюджета в лице его должностных лиц, ответственных за предоставление субсидии были соблюдены и нарушены не были, должностное лицо пришло к обоснованному выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица в данном случае у суда не имеется.

Исходя из диспозиции административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, административная ответственность наступает за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.

Доказательств нарушения со стороны должностных лиц условий предоставления субсидии ФИО47, в материалы дела не представлено.

Суд соглашается с доводом должностного лица о том, что срок предоставления субсидии относится к порядку, а не к условиям предоставления субсидии.

Принося протест на вышеуказанное постановление, ФИО38 полагает, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ имеется, поскольку нарушены условия заключенного с ФИО37ДД.ММ.ГГГГ Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения ФИО39 недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в ДД.ММ.ГГГГ годах.

По мнению ФИО40 условия соглашения о предоставлении субсидии, как и любого обязательства, включают в себя достигнутые сторонами договоренности (условия) о сроке, предмете, порядке и иных влияющих на исполнение обязательства обстоятельствах. Сужение понятия «условия предоставления субсидии» исключительно перечнем факторов, требований, которым должен соответствовать получатель субсидии, является необоснованным.

Суд, в данном случае, не соглашается с указанным доводом и полагает, что оснований для отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении не имеется.

Из представленного в материалы дела Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО41 и ФИО42 следует, что предметом Соглашения является предоставление из областного бюджета в ДД.ММ.ГГГГ годах субсидии в целях возмещения недополученных доходов ФИО43 связанных с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по регулируемым тарифам по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В разделе 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены и перечислены условия предоставления субсидии. Срок (периодичность) перечисления субсидии указан в разделе 4, предусматривающим порядок перечисления субсидии.

В соответствии с п. 4.2 Соглашения срок (периодичность) перечисления субсидии устанавливается в соответствии с Правилами предоставления субсидии.

Пунктом 6.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 66-71).

Таким образом, вопреки доводам и.о. Омского транспортного прокурора по условиям Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ срок предоставления субсидии отнесет к порядку ее предоставления. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательство по указанному соглашению между сторонами, его заключившими, предусмотрена.

При этом, поскольку частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка предоставления субсидии, а условия предоставления субсидии нарушены не были, вывод должностного лица об отсутствии события указанного правонарушения является законным и обоснованным.

Что касается доводов о Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России ДД.ММ.ГГГГ, то он также не может служить основанием для отмены принятого постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Приказом Казначейства России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок организации работы Федерального казначейства и его территориальных органов по обеспечению ведения Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка Классификатор является информационно-справочным документом, содержащим структурированную информацию о нарушениях (рисках), выявляемых Федеральным казначейством и его территориальными органами в рамках контроля, осуществляемого в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, частями 8, 11.2 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьей 20 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В указанном Классификаторе предусмотрена возможность привлечения должностных лиц главного распорядителя бюджетных средств к административной ответственности по ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ за нарушение требований п.п. 1 и 4 ст. 78.1, п. 4 ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также п. 44 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечением выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; нормативные правовые акты, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания; соглашения и договоры о предоставлении субсидий.

Как следует из материалов дела, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между ФИО44 и ФИО45, государственным (муниципальным) заданием не является, а ФИО46 к бюджетным либо автономным учреждениям не относится.

В этой связи, вышеуказанный Классификатор к рассматриваемым правоотношениям применен быть не может.

Иных доводов в протесте и.о. Омского транспортного прокурора, свидетельствующих о наличии оснований для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ, не приведено.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления от ДД.ММ.ГГГГ, судом не выявлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении ФИО10 оставить без изменения, а протест ФИО11 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток с момента его получения.

Судья ФИО7