Дело № 12-417/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ломановской Г.С.,
при секретаре Соловьевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2017 года в г.Рыбинске жалобу ФИО1 на постановление № от 31.08.2017г. и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области ФИО2 № от 31.08.2017 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ и назначено административное наказание виде размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания ФИО1. обратилась в Рыбинский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление административного органа, снизив размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 10 000 руб.. При этом ссылается на свое материальное положение, владение земельным участком на праве собственности в течение трех лет.
В судебном заседании ФИО1. поддержала жалобу по доводам, изложенным в заявлении.
Представители отдела государственного и земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области по доверенности ФИО3, ФИО4 в целом не возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит постановление и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области ФИО2 № от 18.08.2017 г. законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 78 ЗК РФ гласит, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно ГОСТа 26640-85: охрана земель это комплекс организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также в случае нарушения порядка пользования землями; рациональное использование земель - это обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого
негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлены статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Так, согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарнога и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения: информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом установлено, что с 30.06.2014 ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером № общей площадью 13547 кв.м (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №).Осмотром земельного участка 07 июня 2017 г., проведенным в светлое время суток в период с 11 час.00 мин. до 12 час. 00 мин., установлено: земельный участок кадастровый № находится южнее <адрес> на расстоянии примерно 56 м, северо-западнее участка на расстоянии от 15м. до 75м. находится река <данные изъяты>, с юго-восточной стороны земельный участок граничит с земельным участком кадастровый №, собственник которого не установлен. С западной стороны земельный участок граничит с землями лесного фонда. Местоположение земельного участка соответствует координатам, определенным с помощью навигатора GPSmap78 Garmin координатам - N58°07.189, E039°25.724 (место определения координат отмечено на извлечении из карты Wikimapia).
Земельный участок на 50% площади (в основном с северо-западной и западной сторон) зарос древесно-кустарниковой растительностью, образованной путем самосева в результате естественного возобновления, представленной деревьями березы высотой до 3 м, ольхи до 1,5 м, кустарником ивы от 0,5 до 2м, зарастание как куртинами, так и единичное, северной и северо-западной сторон, единичное по всей площади участка. На участке присутствуют сорная травянистая растительность (ГОСТ 16265-89 сорные растения (сорняки)), следующего видового состава - Костер ржаной (Bromus secalinus L). нивяник обыкновенный, поповник луговой (Leucanthemum vulgare Lam), пырей ползучий (лат. Elytrigia repens), одуванчик обыкновенный (лат. Taraxacum officinale), занимающая 70% от общей площади травостоя. Все сорные растения в фенологической фазе осеннего отмирания и периода покоя, так и начала вегетации, бутонизации, цветения т.е. за вегетационный период 2016 года не уничтожались и прошли все фазы роста, вегетации, бутонизации, цветения, плодоношения, осеннего отмирания и периода покоя. Зарастание не очаговое, сорные растения равномерно расположены на территории всего участка. Содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 70% площади участка. Участок закочкарен на 80% площади. По составу произрастающих растений и состоянию почвенного покрова участок не является пашней (с/х угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы с/х культур), сенокосом либо пастбищем (ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения»).
Согласно акту проверки № от 07.08.2017 г., 01 августа 2017 года был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 76:14:010401:13, участок представлен единым земельным массивом, имеющим сложную неправильную форму.
На земельном участке с кадастровым номером 76:14:010401:13 произрастает древесно-кустарниковая растительность, образованная путем самосева в результате естественного возобновления, представленная кустарником ивы высотой 0,5-3 м., занимает 40% площади участка. Зарастание центральной и северо-западной части земельного участка, как куртинами так и единичное. На участке присутствуют сорная травянистая растительность (ГОСТ 16265-89 сорные растения (сорняки)), следующего видового состава – костер ржаной, нивяник обыкновенный, поповник луговой, пырей ползучий, одуванчик обыкновенный, занимающая 70% от общей площади травостоя. Все сорные растения в фенологической фазе бутонизации, цветения, начала плодоношения т.е. за вегетационный период 2017 года не уничтожались и прошли все фазы роста, вегетация, бутонизация, цветение, плодоношение, осеннее отмирание и периода покоя. Зарастание не очаговое, сорные растения равномерно расположены на территории всего участка. Содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 70% площади участка. Участок закачкарен на 80% площади. По составу произрастающих растений и состоянию почвенного покрова участок не является пашней (с/х угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы с/х культур), сенокосом либо пастбищем.
ФИО1 на земельном участке не выполняются агротехнические (вспашка, культивация, посев и др.), агрохимические (внесение минеральных, органических удобрений, известкование) мероприятия, направленные на сохранение и воспроизводство плодородия почв, мероприятия по предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель, снижающих их плодородие, мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, кустарниками и деревьями. Не соблюдаются стандарты, нормы, правила и регламенты проведения агротехнических мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, выявленные факты свидетельствуют о том, что ФИО1 не выполнила требования и мероприятия по защите земель, что привело к зарастанию участка древесно-кустарниковой и сорной растительностью, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 в совершении правонарушения подтверждаются совокупностью, имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актом проверки; выпиской из ЕГРП.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, основано на материалах дела, мотивировано. Вывод должностного лица о виновности ФИО1 в административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, подробно изложенных в постановлении.
Вместе с тем, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса только при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Применение указанных положений зависит от обстоятельств дела и представленных доказательств, подтверждающих наличие оснований для снижения штрафа ниже низшего предела.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что имеются основания для уменьшения размера административного штрафа в соответствии с ч.3.2., 3.3. ст.4.1 КоАП РФ, ввиду материального положения ФИО1
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление подлежит изменению путем уменьшения штрафа с 20 000 рублей до 10000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 31 августа 2017 года №-з/17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 статьей 8.7 КоАП Российской Федерации, в отношении ФИО1 изменить.
ФИО1 снизить размер штрафа до 10000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.С. Ломановская