ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-417/19 от 27.06.2019 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-417/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по протесту прокурора на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 27 июня 2019 года

ул.Баумана д.91-А

Судья Йошкар - Олинского городской суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием ФИО1,

защитника Волкова Д.И.,

старшего помощника Марийского транспортного прокурора Егошина М.С.,

представителя Министерства финансов Республики Марий Эл ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по протесту и.о. Марийского транспортного прокурора на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного участка от 14 мая 2019 года, которым производство в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, временно исполняющего обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) прекращено,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района от 14 мая 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением, и.о. Марийского транспортного прокурора Туманова И.В. подала протест на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного участка от 14 мая 2019 года, в котором просила указанное постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указал, что довод мирового судьи об отсутствии соответствующих финансовых средств не подтвержден никакими доказательствами, а лишь установлен со слов ФИО1 Не поступление в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл соответствующих денежных средств до конца 2018 года должно было явиться основанием для внесения изменений в Соглашения и , заключенными Министерством с Учреждением, в части уменьшения объема предоставляемых субсидий с соответствующим уведомлением Учреждения об изменении выделенных денежных средств и последующего переноса соответствующих невыделенных денежных средств на 2019 год. Между тем, министром транспорта и дорожного хозяйства ФИО1 вышеуказанные меры по уведомлению Учреждения о невозможности осуществления расходов на предусмотренные Соглашениями и цели в полном объеме не выполнены. При этом ФИО1 27 декабря 2018 года при отсутствии денежных средств для исполнения Соглашения , подписано дополнительное соглашение к Соглашению , согласно которого размер предоставляемых денежных средств Учреждению увеличен с 42666000 рублей до 43122700 рублей. Непринятие Министерством в лице исполняющего обязанности министра ФИО1, мер по внесению соответствующих изменений в Соглашения и об уменьшении размера предоставляемых субсидий и уведомления Учреждения с невозможностью исполнить в полном объеме указанные Соглашения привели к образованию у Учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженности по государственным контрактам, договорам перед контрагентами, в том числе, перед ООО «<иные данные> и ООО «<иные данные>, исполнение которых планировались за счет денежных средств по субсидиям, предоставленным в рамках Соглашений и , в размере 11949398,61 рублей. Данные обстоятельства мировым судьей при вынесении постановления не проверены и не исследованы. Таким образом, ФИО1 надлежащих мер для исполнения со стороны Министерства Соглашений и перед ГБУ РМЭ «<иные данные>» не принято, в связи с чем в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

В судебном заседании прокурор Егошин М.С. доводы и требования протеста поддержал.

Представитель административного органа ФИО2 считает, что ФИО1 приняты все меры для выполнения условии, заключенных соглашении.

ФИО1 и защитник Волков Д.И. с доводами протеста не согласились, считают постановление мирового судьи законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительные материалы, проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Согласно пункта 5 Порядка определения объема и условий предоставления субсидии на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 августа 2011 года № 254, субсидии предоставляются в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии на иные цели (далее - соглашение), заключенным между учредителем и учреждением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Учредитель вправе уточнять и дополнять установленную форму соглашения.

Как следует из материалов дела, в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее по тексту – Министерство) находится Государственное бюджетное учреждение «<иные данные>» далее по тексту – Учреждение).

Также 29 декабря 2017 года между Министерством и Учреждением заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии на иные цели, разделом 3 которого предусмотрено выделение Учреждению для выполнения мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» государственной программы Республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2022 года» субсидии в размере 567000 рублей и для выполнения внепрограммных мероприятий по развитию гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» субсидии в размере 16300000 рублей.

Объем субсидий по вышеуказанным соглашениям предусмотрен законом Республики Марий Эл от 03 декабря 2017 года № 53-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов», а также государственным заданием для ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», утвержденным 27 декабря 2017 года министром транспорта и дорожного хозяйства республики Марий Эл.

Срок исполнения Министерством данных соглашений установлен до 31 декабря 2018 года.

Между тем, установлено, что фактически объем выделенных Учреждению по состоянию на 31 декабря 2018 года субсидий по Соглашению составил 40332800 рублей, а по Соглашению для выполнения мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» государственной программы Республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2022 года» - 522900 рублей и для выполнения внепрограммных мероприятий по развитию гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» - 3750000 рублей.

Поскольку из объема предъявленного правонарушения следует, что согласно информации Министерства финансов Республики Марий Эл довести предельные объемы финансирования мероприятий по вышеуказанным Соглашениям и до Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл не представилось возможным в связи с поздним сроком поступления заявки от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, и по состоянию на 17 января 2019 года объем задолженности ГБУ Республики Марий Эл «<иные данные>» по государственным контрактам, договорам перед контрагентами, в том числе перед ООО «<иные данные>» и ООО «<иные данные>», исполнение которых планировалось за счет денежных средств по субсидиям, предоставленным в рамках Соглашений и , составил 11949398,61 рублей

Мировым судьей исследованы материалы дела, касающиеся принятия мер Министерством финансированию выполненных работ.

Письмом от 03 декабря 2018 года исх. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл просило Министерство финансов Республики Марий Эл провести финансирование выполненных работ по государственному контракту от 15 октября 2018 года, заключенному ГБУ Республики Марий Эл «<иные данные>» в размере 675000 рублей в связи с завершением исполнения государственного контракта.

Письмом исх. от 17 декабря 2018 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл просило Министерство финансов Республики Марий Эл провести финансирование по государственным контрактам: от 15 октября 2018 года на сумму 190514 рублей; от 06 ноября 2018 года на сумму 438099,41 рублей; от 26 ноября 2018 года на сумму 99999 рублей; от 06 декабря 2018 года на сумму 101646, 07 рублей; от 18 сентября 2018 года на сумму 46390,94 рублей; от 03 октября 2018 года на сумму 189050 рублей, заключенными ГБУ Республики Марий Эл «<иные данные>» в рамках исполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год.

Согласно письма исх. от 17 декабря 2018 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл просило Министерство финансов Республики Марий Эл провести финансирование выполненных работ по государственному контракту от 02 ноября 2018 года, заключенному ГБУ Республики Марий Эл «<иные данные>» в рамках исполнения постановления Правительства Республики Марий Эл от 13 сентября 2018 года № 373 «О выделении финансовых средств из резервного фонда Правительства Республики Марий Эл» для реализации мероприятий по получению сертификата службы авиационной безопасности в размере 600000 рублей.

Письмом исх. от 20 декабря 2018 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл просило Министерство финансов Республики Марий Эл профинансировать оплату выполненных работ, услуг и поставки товара по государственным контрактам: от 19 ноября 2018 года на сумму 3000000 рублей (оснащение оборудованием КПП транспортный); от 19 ноября 2018 года на сумму 150000 рублей (ремонт и оснащение бюро пропусков), заключенными ГБУ Республики Марий Эл «<иные данные>».

Согласно письма исх. от 16 декабря 2018 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл просило Министерство финансов Республики Марий Эл профинансировать оплату выполненных работ, услуг и поставки товара по государственным контрактам, заключенными ГБУ Республики Марий Эл «<иные данные>»: от 05 декабря 2018 года на сумму 5628311,02 рублей (модернизация системы видеонаблюдения периметрового ограждения); от 03 декабря 2018 года на сумму 1800000 рублей (сертификация авиационной безопасности и транспортной безопасности); от 02ноября 2018 года на сумму 480000 рублей (разработка проекта по модернизации контрольно-пропускного пункта (транспортный); от 25 декабря 2018 года на сумму 1390000 рублей (установление и использование приаэродромной территории на СЗЗ аэропорта и согласование проекта об установлении приаэродромной территории).

Письмом исх. от 24 декабря 2018 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в дополнение к письму от 17 декабря 2018 года просило Министерство финансов Республики Марий Эл профинансировать оплату выполненных работ, услуг и поставки товара по государственному контракту, заключенному ГБУ Республики Марий Эл «<иные данные>» от 02 ноября 2018 года на сумму 600000 рублей.

Объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.08.2011 N 254 (ред. от 17.05.2018) «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидии на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Марий Эл»
(вместе с "Соглашением о порядке и условиях предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии на иные цели"), следует, что предоставление субсидии учреждению осуществляется учредителем в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл.

Субсидии предоставляются в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии на иные цели (далее - соглашение), заключенным между учредителем и учреждением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Учредитель вправе уточнять и дополнять установленную форму соглашения.

Согласно пункта 2.1.2 Соглашения , Учредитель обязуется осуществлять финансирование субсидии в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также в соответствии с целями использования и сроками предоставления субсидии, указанными в разделе 3 настоящего Соглашения.

Лимиты бюджетных обязательств до Учредителя доведены в сумме 567000,0 рублей, согласно расходного расписания – 30 января, 06 марта и 25 июня 2018 года фактически ими получена сумма 522993, 94 рубля, и согласно заявки на кассовые расходы, исполнены - 01 февраля, 06 марта и 25 июня 2018 года.

Лимиты бюджетных обязательств по дополнительному соглашению к Соглашению до Учредителя доведены в сумме 16300 000 рубля, согласно расходного расписания от 28 декабря 2018 года фактически ими получено 3 750 000 рубля и согласно заявки на кассовые расходы в этот же день исполнено.

В силу пункта 5, названного Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.08.2011 N 254, предусмотрено, что субсидии предоставляются в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии на иные цели (далее - соглашение), заключенным между учредителем и учреждением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Учредитель вправе уточнять и дополнять установленную форму соглашения.

То есть согласно данного пункта 5, субсидия должна быть предоставлена Учредителю на основании заключенного соглашения.

Вместе с тем в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей, не была проверена и дана оценка заключенному Соглашению , нарушение условии которого вошли в объем предъявленного правонарушения.

Мировой судья ограничился лишь указанием, на то, что в судебном заседании вина ФИО1 в несвоевременном исполнении Соглашения не установлена.

Мировым судьей дана лишь оценка заключенному Соглашению , со ссылкой на письма Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл адресованное Министерству финансов Республики Марий Эл о проведении финансирования по выполненным работам государственных контрактов заключенных ГБУ Республики Марий Эл «<иные данные>»; исх. от 03 декабря 2018 года, исх. от 17 декабря 2018 года, исх. от 17 декабря 2018 года, исх. от 20 декабря 2018 года, исх. от 16 декабря 2018 года, от 24 декабря 2018 года.

Между тем правовая природа, заключенного Соглашения иная, и заключается в порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания:

на фонд оплаты труда работников Учреждения;

на оплату налогов, сборов и иных налоговых платежей;

расходы на содержание имущества;

на оплату коммунальных услуг в размере определенных Учредителем с учетом средств от прочих источников дохода Учреждения;

на увеличение стоимости материальных запасов Учреждения;

на оплата услуг связи (пункт 2.1.2 Соглашения ).

Согласно пунктов 41 и 42 «Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Эл и финансового обеспечения выполнения государственного задания», утвержденных Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19.02.2018 № 63, предоставление бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл государственному бюджетному или автономному учреждению Республики Марий Эл на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с бюджетным или автономным учреждением, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению (далее - соглашение). Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении, не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

а) 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;

б) 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия;

в) 75 процентов годового размера субсидии в течение 9 месяцев.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, эти требования, на основании вышеизложенного, мировым судьей не выполнены.

Допущенные нарушения являются существенными и не позволяют признать состоявшийся по делу судебный акт законным. Подобное разрешение дела не отвечает установленным статьи 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку вышеизложенные обстоятельства имеют существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного судебного акта, в противном случае невыяснение указанных обстоятельств повлечет нарушение предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу.

Вместе с этим, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 26.11 КоАП РФ не предполагает возможность произвольной оценки судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, представленных доказательств; их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении (Определения от 27 января 2011 г. N 28-О-О, от 25 января 2012 г. N 71-О-О, от 24 сентября 2012 г. N 1544-О и от 22 ноября 2012 г. N 2118-О).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Разрешая вопрос об отмене постановления мирового судьи и возвращении дела на новое рассмотрение, учитываю, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек, дело подлежит направлению мировому судье на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении мировому судье надлежит исследовать обстоятельства дела в полном объеме, обеспечив полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района от 14 мая 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района

Решение в законную силу вступает со дня вынесения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов