ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-417/2013 от 11.09.2013 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-417/2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. ФИО3                            11 сентября 2013 года

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Мамаева Н.А., рассмотрев жалобу главы департамента ЖКХ Кировской области ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО2 № 2/05-13 от 24.07.2013 года в отношении

ФИО1, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, сведений о привлечении ранее к административной ответственности не имеется,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО2 № 2/05-13 от 24.07.2013 года глава департамента ЖКХ Кировской области ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

На указанное постановление ФИО1 подана жалоба, согласно которой ФИО1 просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Считает, что отсутствует событие инкриминируемого ему правонарушения при проведении конкурса, поскольку он как глава департамента ЖКХ Кировской области действовал в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 18.04.2012 года № 148/198 «Об участии Кировской области в государственно-частном партнерстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства», пункт № 2 которого исключает при организации конкурса проведение департаментом ЖКХ процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94_ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ...».

Процедура проведения конкурса была детально регламентирована Основными условиями соглашения и порядком заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными вышеуказанным постановлением Правительства Кировской области (далее – Основные условия). Этапами такой процедуры являются: разработка и утверждение по согласованию с департаментом экономического развития Кировской области, департаментом финансов Кировской области, департаментом строительства и архитектуры Кировской области конкурсной документации; опубликование извещения о проведении конкурса по отбору частных партнеров на выполнение работ по строительству объектов теплоснабжения Кировской области в газете «Вести. ФИО3» и на сайте Правительства области. Для департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, являющегося органом исполнительной власти Кировской области, нормативные правовые акты субъекта являются обязательным для исполнения.

Департаментом ЖКХ была разработана конкурсная документация, которая была согласована с иными органами исполнительной власти (указанными выше) и соответствовала требованиям, установленным Постановлением Правительства Кировской области от 18.04.2012 года № 148/198.

Извещение о проведении открытого по составу участников конкурса по определению частного партнера для выполнения работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве (далее – конкурс) было опубликовано в газете «Вести. ФИО3» 04 мая 2012 года в № 38 (1793) и на официальном сайте Правительства Кировской области 05 мая 2012 года. Объектом конкурса являлись четыре котельные, две из которых находятся в Верхнекамском районе, а другие две – в Котельничском районе Кировской области. Информация о проведении рассматриваемого конкурса с учётом внесенных в конкурсную документацию изменений от 29 мая 2012 года была опубликована в вышеуказанных источниках 01 июня 2012 года.

14 июня 2012 года указанный конкурс был проведен департаментом ЖКХ. По результатам конкурса было заключено соглашение о государственно-частном партнёрстве для выполнения работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области за регистрационным № 1 от 15 июня 2012 года с ООО «Комплексные энергетические решения» (ООО «КЭР»).

Заявитель считает, что на него как на должностное лицо департамента не может быть возложена ответственность за невыполнение процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, так как иные процедуры были предусмотрены п.п. 6.2 - 6.3 Основных условий, по рассматриваемому конкурсу, в его должностные обязанности не входило проведение процедур, предусмотренных ФЗ № 94 от 21.07.2005. В полномочия Департамента ЖКХ при осуществлении своих функций, а также Департамента ЖКХ как уполномоченного органа в рамках конкретного конкурса по указанию Правительства Кировской области самостоятельное решение вопросов, связанных с определением порядка проведения конкурсов, не входит.

Предписание Кировским УФАС России от 22.04.2013 Правительству Кировской области об отмене пунктов 3, 6.1, 6.2 Основных условий соглашения и порядка заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 18.04.2012 № 148/198, является подтверждением того, что при проведении конкурса он, как должностное лицо, в точности исполнил конкретные распоряжения Правительства Кировской области.

В его действиях отсутствует вина, в служебные обязанности заявителя, не входит самостоятельное определение порядка проведения конкурса и основных условий конкурса, включаемых в конкурсную документацию.

В судебном заседании заявитель ФИО1, его представитель поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области пояснил, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

01 декабря 2008 года Постановлением Правительства Кировской области от № 154/466 было утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.

Согласно п. 1.1. указанного положения, департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, сокращенное наименование - департамент ЖКХ Кировской области (далее - департамент), является органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Кировской области.

Департамент возглавляет глава департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке Правительством области. Глава департамента несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за выполнение полномочий, возложенных на департамент (п. 4.1.). Осуществляет общее руководство деятельностью на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент функций (п. 4.3.2.).

Согласно постановлению Правительства Кировской области № 73/252 от 31.10.2006 года, главой департамента ЖКХ Кировской области назначен ФИО1

Постановлением Правительства Кировской области от 21 сентября 2011 г. № 121/439 утверждена областная целевая программа «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области» на 2012 - 2015 годы (далее – программа). Пунктом 2 указанного постановления государственным заказчиком – координатором Программы определен департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. Одной из основных задач Программы является развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Программой утвержден перечень программных мероприятий (приложение № 1), в том числе приобретение результатов деятельности частного партнера в рамках исполнения соглашения о государственно-частном партнере в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием объема финансирования из областного бюджета (п. 2.3).

18 апреля 2012 года Правительством Кировской области вынесено Постановление № 148/198 «Об участии Кировской области в государственно-частном партнерстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Формой участия Кировской области в государственно-частном партнерстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства определен договор подряда (п. 2 Постановления).

Извещение о проведении конкурса было опубликовано 04.05.2012 года в газете «Вести. ФИО3» № 38 и 05.05.2012 года на официальном сайте Правительства Кировской области.

Департаментом ЖКХ Кировской области в газете «Вести. ФИО3» № 45 01.06.2012 опубликовано извещение о проведении конкурса, которое в тот же день было размещено на официальном сайте Правительства области.

Документация конкурса составлена на основании Постановления Правительства Кировской области № 148/198 от 18.04.2012 года и утверждена главой департамента ЖКХ Кировской области ФИО1

На участие в конкурсе была подана единственная заявка – ООО «Комплексные энергетические решения».

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 15.06.2012 года, последней принято решение о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве в форме договора подряда с ООО «Комплексные энергетические решения». Такое соглашение с ООО «КЭР» было подписано 15.06.2012 года со стороны департамента ЖКХ Кировской области главой департамента ФИО1

На основании решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12.04.2013 года в действиях департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области признан факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженный в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке проектирования и строительства объектов теплоснабжения, путем объявления конкурса для целей заключения и исполнения соглашения, а так же в заключении соглашения о государственно-частном партнерстве для выполнения работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области, предусматривающего расходование средств из бюджета Кировской области на работы, необходимые для обеспечения государственных нужд Кировской области, без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах, а также обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ. Правительство Кировской области признано нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, путем утверждения Постановлением Правительства Кировской области от 18 апреля 2012 г. № 148/198 «Об участии Кировской области в государственно-частном партнерстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства» «Основных условий соглашения и порядка заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере ЖКХ», содержащих п.п. 3, 6.1, 6.2, не соответствующие законодательству о размещении заказов, что приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке проектирования и строительства объектов теплоснабжения на территории Кировской области.

Вышеуказанное решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области вступило в законную силу.

24 июля 2013 года заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области вынес постановление № 2/05_13 от 24.07.2013 года, согласно которому глава департамента ЖКХ Кировской области ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в связи с нарушением требований антимонопольного законодательства ввиду того, что при проведении конкурса не были учтены требования ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что повлекло нарушение норм права, содержащихся в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее – размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч. 1).

Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры (ч. 2).

Особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами (ч. 3).

В соответствии с пунктом 1.1.4. конкурсной документации (с изменениями от 29.05.2012) победитель конкурса заключает с департаментом ЖКХ Кировской области соглашение о государственно-частном партнерстве для выполнения работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что выполнение работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области относится к нуждам субъекта Российской Федерации – Кировская область, в связи с чем поиск подрядчика для выполнения вышеуказанных работ должен соответствовать требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Разработка главой департамента ЖКХ Кировской области конкурсной документации на основании Постановления Правительства Кировской области от 18.04.2012 № 148/198 «Об участии Кировской области в государственно-частном партнерстве в сфере жилищно-коммунального хозяйства» противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

При указанных обстоятельствах, наличие события административного правонарушения и обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ не вызывает сомнений.

Ссылка апеллянта на отсутствие инкриминируемого ему события административного правонарушения полностью опровергается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами по делу. Довод заявителя о том, что для него как главы департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, являющегося органом исполнительной власти Кировской области, нормативные правовые акты субъекта являются обязательным для исполнения является несостоятельным ввиду того, что он (ФИО1), прежде всего, должен в своих действиях руководствоваться федеральными законами (ст.ст. 4, 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.п. 1.1., 1.2., 4.1., 4.3.2. Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства Кировской области).

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными письменными материалами дела:

приказом департамента ЖКХ Кировской области № 47 от 05.05.2012 года;

конкурсной документацией (с изменениями от 29.05.2012) открытого конкурса по определению частного партнера для выполнения работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области с их использованием на условиях разделения рисков, компетенции и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве;

протоколом вскрытия конвертов с конкурсными предложениями на участие в открытом конкурсе по определению частного партнера для выполнения работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области от 14.06.2012 года;

протоколом о результатах конкурса по определению частного партнера для выполнения работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве от 15.06.2012 г.;

актом № 00000428 от 04.05.2012 об оказании услуг по размещению информации в газете «Вести. ФИО3»;

актом № 00000548 от 01.06.2012 об оказании услуг по размещению информации в газете «Вести. ФИО3»;

актом № 00000631 от 22.06.2012 об оказании услуг по размещению информации в газете «Вести. ФИО3»;

извещением департамента ЖКХ Кировской области о проведении открытого конкурса по определению частного партнера для выполнения работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве;

соглашением о государственно-частном партнерстве для выполнения работ по проектированию и строительству объектов теплоснабжения Кировской области от 15.06.2012 г, заключенным между департаментом ЖКХ Кировской области, в лице главы департамента ФИО1 и ООО «Комплексные энергетические решения».

Административное дело в отношении ФИО1 рассмотрено надлежащим надзорным органом, постановление вынесено полномочным должностным лицом в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.

Выводы должностного лица, изложенные в постановлении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.

Правонарушение, совершенное ФИО1, главой департамента ЖКХ Кировской области, квалифицировано правильно.

Назначенное ФИО1 наказание является минимальным (в пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ), соразмерным содеянному, способствующим достижению его цели.

Обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность при вынесении постановления установлено не было, не находит их и суд. В связи с изложенным суд считает постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 24.07.2013 г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО2 по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении главы департамента ЖКХ Кировской области ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Копии данного постановления направить ФИО1, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                 Н.А. Мамаева