ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-417/2016 от 23.12.2016 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 12-417/2016

Р Е Ш Е Н И Е

23 декабря 2016 года г.Биробиджан, ЕАО

Судья Биробиджанского районного суда ЕАО Лаврущева О.Н.

Рассмотрев жалобу начальника управления природных ресурсов правительства ЕАО ФИО1 на постановление Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО № 40 от 06 октября 2016 года о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ,-

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО (далее УФАС ЕАО) № 40 от 06.10.2016 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением ФИО1 обжаловала его и просила постановление отменить за отсутствием состава правонарушения. В жалобе указала, что лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, в том числе по видам работ, включенным в перечень утвержденный приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 № 624, обязано иметь соответствующее свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (далее свидетельство СРО).

Управлением природных ресурсов правительства ЕАО подготовлена и 19.07.2016 утверждена начальником Управления документация об открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство и реконструкция защитных гидротехнических сооружений с. Ленинское Ленинского района ЕАО».

Заказчиком в п.п. 3.4.1.4 п. 3.4.1 раздела 3.4 Конкурсной документации и п. 13 Информационной карты Конкурсной документации на основании требований ч. 5.1. статьи 48 ГрК РФ и положений соответствующего Приказа, выставлено требование о необходимости указания в заявке на участие в открытом конкурсе действующего свидетельства, по видам работ по подготовке проектной документации.

Однако УФАС ЕАО в своем постановлении № 40 от 06 октября 2016 года не указал выводы о незаконных действиях Заказчика, повлекших ограничение конкретных участников размещения заказа. Помимо этого УФАС ЕАО в обжалуемом постановлении незаконно сослался на письмо Минстроя России от 22.01.2016, которое не является нормативным правовым актом.

В судебном заседании ФИО1 доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержала. Суду пояснила, что при проведении конкурса ущерба государству не причинено.

Изучив материалы дела, выслушав участника процесса, суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно части 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.

Из протокола и постановления следует, что ФИО1 являясь должностным лицом - начальником Управления природных ресурсов правительства ЕАО 19 июля 2016 года в рабочее время по адресу: ЕАО, <...>, путем проставления подписи утвердила документацию об электронном аукционе на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство и реконструкция защитных гидротехнических сооружений с.Ленинское Ленинского района ЕАО» с нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п.1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 3 ст.49, ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно включила в п.п. 3.4.1.4 п. 3.4.1 р. 3.4 Конкурсной документации и п. 13 Информационной карты Конкурсной документации требования к работам о наличии свидетельства СРО на конкретные виды работ (п.2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий; п. 4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий; п. 6. Работы по подготовке технологических решений; п. 6.5. Работы по подготовке технологических решений гидротехнических сооружений и их комплексов; п. 7 Работы по разработке специальных разделов проектной документации), тогда как необходимо указать требование о наличии свидетельства СРО только по п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), что ограничивает количество участников закупки.

Действия должностного лица - начальника Управления природных ресурсов правительства ЕАО ФИО1 квалифицированы по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ: включение в описание объекта закупки требований к работам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: извещением о проведении конкурса, конкурсной документацией.

В соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее - Перечень, Приказ). Данный Перечень содержит группу видов работ № 13 «Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)».

Таким образом, с учетом ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

В соответствии с ч. 5 ст. 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Следовательно условие о наличии свидетельства на выполнение работ по организации подготовки проектной документации к виду работ группы № 13 в соответствии с Перечнем является обязательным для привлекаемых застройщиком по договору физических или юридических лиц в случаях, когда указанные лица привлекаются застройщиком для организации подготовки проектной документации.

В рамках реализации полномочий в соответствии с Законом о контрактной системе государственные и муниципальные заказчики, являющиеся застройщиками в соответствии с градостроительным законодательством и не осуществляющие подготовку проектной документации самостоятельно, привлекают на основании договора физических или юридических лиц для выполнения работ по подготовки проектной документации.

Учитывая вышеизложенное, установление требования к участникам закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства о наличии у них свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации является обязательным.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. 6 ст. 55.16 ГрК РФ.

Согласно приложению к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. № 356, устанавливающему форму свидетельства о допуске, в свидетельстве указывается предельная стоимость работ по подготовке проектной документации по одному договору, на осуществление организации которой член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.

Таким образом, при установлении единых требований к участникам закупки заказчику необходимо предусмотреть указание на возможность участника выполнить контракт с учетом соответствия максимальной планируемой стоимости подготовки проектной документации по одному договору, указанной в приложении к свидетельству о допуске саморегулируемой организации, начальной (максимальной) цене контракта.

Кроме этого, привлекаемые застройщиком по договору физические или юридические лица, осуществляющие подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при наличии у них соответствующего свидетельства о допуске саморегулируемой организации, либо привлечь для выполнения таких работ иных лиц, обладающих соответствующим свидетельством о допуске, в случаях, если договором между застройщиком и лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, не установлено требование выполнить предусмотренную в договоре работу лично в соответствии с ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, установление требований к участникам закупки работ по подготовке проектной документации о наличии у них свидетельства о допуске к иным работам в соответствии с Перечнем, помимо работ по организации подготовки проектной документации, возможно только в случаях, когда проектом государственного или муниципального контракта установлена обязанность подрядчика выполнить все работы или их определенную часть лично.

Заказчиком в п.п. 3.4.1.4 п. 3.4.1 р. 3.4 Конкурсной документации и п. 13 Информационной карты Конкурсной документации указано, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать действующее свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, с указанием следующего вида работ по подготовке проектной документации (в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, с учетом требований части 1.1. ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ):

п. 2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий;

п. 4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий;

п. 6. Работы по подготовке технологических решений;

п. 6.5. Работы по подготовке технологических решений гидротехнических
сооружений и их комплексов;

- п. 7 Работы по разработке специальных разделов проектной документации;

- п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Заказчиком в проекте государственного контракта не установлена обязанность подрядчика выполнить все работы или их определенную часть лично.

Таким образом, исходя из вышеизложенного Заказчиком в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе в п.п. 3.4.1.4 п. 3.4.1 р. 3.4 Конкурсной документации и п. 13 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования о наличии свидетельства СРО на конкретные виды работ (п. 2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий; п. 4. Работы в составе инженерно -экологических изысканий; п. 6. Работы по подготовке технологических решений; п. 6.5. Работы по подготовке технологических решений гидротехнических сооружений и их комплексов; п. 7 Работы по разработке специальных разделов проектной документации), тогда как необходимо указать требование о наличии свидетельства СРО только по п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), что ограничивает количество участников закупки.

При указанных обстоятельствах действия ФИО1 правильно квалифицированны УФАС по ЕАО по ч. 4.1 ст.7.30 КоАП РФ. Так как, включение в описание объекта закупки требований о наличии свидетельства СРО на все указанные виды работ, повлекло за собой ограничение количества участников закупки.

Доводы жалобы и лица в отношении, в которого рассматривается административное дело, суд не может принять, так как они не основаны на законе. Указание в обжалуемом постановлении письма Минстроя России от 22.01.2016, не влияет на законность вынесенного постановления, так как ФИО1 нарушены требования нормативных правовых актов.

Административные правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.30 КоАП РФ, посягают на порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, установленный Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Ответственность за указанные правонарушения направлена на обеспечение гласности, прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Указанные правонарушения носят формальный характер и не зависят от причиненного или не причиненного ущерба государству.

Таким образом суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления. При назначении наказания должностным лицом учтены характер и обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Руководствуясь ст. ст.30.1-30.9 КоАП РФ, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы ФИО1 отказать.

Постановление Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО № 40 от 06 октября 2016 года о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в суд ЕАО в течение 10 дней, через Биробиджанский районный суд ЕАО.

Судья О.Н. Лаврущева