ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-417/2022 от 02.08.2022 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

УИД 47RS0005-01-2022-002767-57

Дело № 12-417/2022

Р Е Ш Е Н И Е

гор. Выборг 02 августа 2022 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева Марина Владимировна,

с участием главного специалиста отдела правового обеспечения и делопроизводства Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области по доверенности № 11 от 24.11.2021 Аллаяровой В.Н.,

рассмотрев жалобу Белоусова В.А. на постановление о назначении административного наказания заместителя председателя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области Бритовой Н.В. № 22 от 18.03.2022 по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова Валентина Александровича,

у с т а н о в и л:

постановлением о назначении административного наказания заместителя председателя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области Бритовой Н.В. № 22 от 18.03.2022 должностное лицо – директор государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» (далее – ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник») Белоусов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Белоусов В.А. подал жалобу, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить вследствие отсутствия события административного правонарушения.

В обоснование жалобы заявитель указал, что в соглашении о порядке и условиях представления субсидий на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) не определены правила возврата субсидий на выполнение государственного задания, показания которого не были достигнуты. Из комитета по культуре Ленинградской области в адрес учреждения по окончании 2016, 2017, 2018 гг. уведомлений (расчета) о возврате средств субсидий не поступало, остатков средств субсидий на выполнение государственного задания в 2016, 2017,2018 гг. на 01.01, следующего за указанными годами, не имелось. Требование о возврате в областной бюджет Ленинградской области субсидий в объеме, соответствующем недостигнутым показателям доведенного государственного задания, в общей сумме 4 366 945,84 руб. является необоснованным. Само представление органа государственного (муниципального) финансового контроля оформлено с нарушением ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ.

Также указано, что отсутствие исполнительной документации у заказчика при наличии исполненных и принятых работ не могло быть основанием для отказа в оплате выполненных работ, в связи с чем незачет контрольным органом оплаченных по фактическому исполнению работ в отсутствие исполнительной документации является необоснованным. Экспертиза по установлению проведения скрытых работ не назначалась и не проводилась, при том, что участвовавшие в проверке представители авторского и технического надзора подтвердили принятие выполненных работ в соответствии с проектно-сметной документацией.

Распоряжение Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области о проведении контрольного мероприятия в адрес учреждения в установленный срок не поступало. Дело рассмотрено в отсутствие привлекаемого лица и его защитника, несмотря на то, что их явка была обеспечена.

В судебном заседании главный специалист отдела правового обеспечения и делопроизводства Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области по доверенности Аллаярова В.Н. просила отказать в удовлетворении жалобы, полагая постановление законным и обоснованным, представила письменные возражения на жалобу.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, директор ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусов В.А. в суд не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Прибывшие на заседание по доверенности от 26.07.2022 Колычев А.С. и Романенко Д.И. к участию в деле не допущены, поскольку согласно предъявленной доверенности данные лица уполномочены на представление интересов физического лица Белоусова В.А., тогда как субъектом вменяемого административного правонарушения является должностное лицо - директор ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусов В.А. в связи с исполнением своих должностных обязанностей, чьи интересы лица, указанные в доверенности, представлять не правомочны.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Комитета от 13.01.2021 № 3 в отношении ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» проведена плановая выездная проверка на тему: «Проверка использования субсидий областного бюджета Ленинградской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иные цели и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности» за период с 01.10.2015 по 30.09.2019.

По итогам проведенной проверки в адрес ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» направлено представление от 22.04.2021 № 8.

Согласно представлению ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей- заповедник» в срок до 01.11.2021 года надлежало:

Устранить нарушения, допущенные в рамках использования субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания:

Обеспечить возврат в областной бюджет Ленинградской области остатка субсидии в объеме, соответствующем недостигнутым показателям доведенного государственного задания, в общей сумме 4 366 945,84 рублей (в том числе в 2016 году - 1 024 749,67 рублей, в 2017 году - 2 945 662,69 рублей, в 2018 году - 396 533,48 рублей);

Соблюдать предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии обязательства по использованию субсидий областного бюджета Ленинградской области, своевременно вносить предложения об изменении условий выполнения работ (услуг).

Устранить нарушения, допущенные в рамках использования субсидий на иные цели:

Возместить в областной бюджет Ленинградской области ущерб в общей сумме 1 001 538,00 рублей, причиненный в результате:

приемки по акту (ф. КС-2) от 26.04.2018 № 2 и оплате по справке (ф. КС-3) от 26.04.2018 работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от 19.07.2017 № 720417, в связи с приемкой фактически не выполненных работ на сумму 186 353,00 рублей,

приемки по акту (ф. КС-2) от 28.05.2018 № 1 и оплате по справке (ф. КС-3) от 28.05.2018 работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от 19.07.2017 № 720411 в связи с приемкой фактически не выполненных работ на сумму 815 185,00 рублей.

Возместить в областной бюджет Ленинградской области неподтвержденные расходы в общей сумме 53 426,00 рублей, допущенные в результате:

приемки по актам (ф. КС-2) от 26.04.2018 № 8, № 10 и оплате по справке (ф. КС-3) от 26.04.2018 работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от 19.07.2017 № 720417, в связи с приемкой работ, фактическое исполнение которых не подтверждено исполнительной документацией (прочими документами) на сумму 23 330,00 рублей,

приемки по актам (ф. КС-2) от 28.05.2018 № 8, № 9, № 10 и оплате по справке (ф. КС-3) от 28.05.2018 работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от 19.07.2017 № 720411, в связи с приемкой работ, фактическое исполнение которых не подтверждено исполнительной документацией (прочими документами) на сумму 30 096,00 рублей.

Соблюдать в строгом соответствии с требованиями законодательства в сфере закупок обусловленные договорами обязательства, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения претензионной работы за нарушение обязательств по договору.

Усилить контроль за обоснованностью образования остатков субсидий на иные цели в соответствии с фактической потребностью, финансово-экономически обоснованной, подтвержденной расчетами и документами, согласно требованиям Порядка от 14.11.2014 № 522, за обеспечением условий для использования заявленных в финансовом году средств.

4. Письменно сообщить в Контрольный комитет Губернатора Ленинградской области о результатах рассмотрения представления и принятых мерах с приложением копий документов, подтверждающих исполнение представления, в срок до 01 ноября 2021 года.

Согласно карточке регистрации документа в системе электронного документооборота представление от 22.04.2021 № 8 (исх. № 01-13-714/2021 от 22.04.2021) получено ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» 22.04.2021 и зарегистрировано за входящим номером 340.

В соответствии с Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1237, решения органа контроля (его должностных лиц), а также действия (бездействие) должностных лиц органов контроля при осуществлении ими полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, могут быть обжалованы, если, по мнению заявителя, обжалуемые решения органа контроля (его должностных лиц), действия (бездействия) должностных лиц органа контроля нарушают его права.

Представление ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» в установленные действующим законодательством сроки не обжаловано.

Согласно представленной ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» информации от 28.10.2021 № 498 о результатах рассмотрения представления, меры по устранению нарушений приняты только в отношении подпунктов 1.2, 2.3, пункта 3 предписывающей части представления, из чего следует, что Представление не исполнено:

по подпункту 1.1. о возврате в областной бюджет Ленинградской области остатка субсидии в объеме, соответствующем недостигнутым показателям доведенного государственного задания, в общей сумме 4 366 945,84 рублей,

по подпункту 2.1. о возмещении в областной бюджет Ленинградской области ущерба в общей сумме 1 001 538,00 рублей, причиненного в результате приемки и оплаты фактически не выполненных работ,

по подпункту 2.2. о возмещении в областной бюджет Ленинградской области неподтвержденных расходов в общей сумме 53 426,00 рублей, допущенных в связи с приемкой работ, фактическое исполнение которых не подтверждено исполнительной документацией (прочими документами).

Таким образом, ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» в установленный срок до 01.11.2021 представление № 8 от 22.04.2021 не исполнено, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Объектом посягательства в данном случае является порядок управления в части соблюдения сроков выполнения предписаний или представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля. Игнорирование требований государственного органа само по себе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере финансов и правила государственной бюджетной политики, то есть представляет собой существенную угрозу общественным отношениям в финансовой сфере и экономическим интересам государства.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является должностное лицо - директор ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусов В.А.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции руководителя организации, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа организации.

Распоряжением Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 19.04.2021 № 01-04/21-73 на должность директора ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» с 20.04.2021 назначен Белоусов В А..

Согласно п. 5 трудового договора от 20.04.2021 № 2 с директором ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

В соответствии с п. 21 трудового договора руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и трудовым договором.

Таким образом, именно директор ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусов В.А. являлся должностным лицом, ответственным за исполнение в установленный срок представления от 22.04.2021 № 8.

Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению должностным лицом представления, а также фактов, препятствующих исполнению представления, не представлено и не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Постановлением о назначении административного наказания заместителя председателя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области Бритовой Н.В. № 22 от 18.03.2022 должностное лицо – директор ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Ставить под сомнение достоверность сведений, изложенных в процессуальных документах должностного лица Контрольного комитета, выявившего невыполнение директором ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусов В.А. в срок до 01.11.2021 требования представления от 22.04.2021 № 8 оснований не имеется, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова В.А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: копией представления от 22.04.2021 № 8; копией распоряжения комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 19.04.2021 № 01-04/21-73; копией трудового договора от 20.04.2021 № 2; письмом от 28.10.2021 № 498 о результатах рассмотрения представления; протоколом об административном правонарушении от 21.02.2022 №11.

Исходя из диспозиции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, которое подлежит выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность представления, выданного органом финансово-бюджетного надзора.

Представление по вопросам, отнесенным к его компетенции, выдано надлежащим должностным лицом по результатам проверки финансовой деятельности ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» по использованию субсидий областного бюджета Ленинградской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иные цели и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2015 по 30.09.2019, директором ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» является Белоусов В.А. Данное представление не было обжаловано в установленном порядке, в связи с чем, оно подлежало исполнению.

Довод жалобы о том, что постановление вынесено в отсутствие Белоусова В.А. и его защитника, несмотря на их явку, является необоснованным, поскольку представленным сведениям системы контроля и управлением доступа Белоусов В.А. и Колычев А.С. вошли в здание Контрольного комитета 18.03.2022 в 11 часов 28 минут, тогда как рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут.

Также судом отвергается довод о несвоевременном уведомлении о проведении проверки и об отсутствии сведений о должностных лицах или структурных подразделениях органа контроля, ответственных за проведение контрольного мероприятия.

Согласно п. 2 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 № 208, орган контроля формирует и утверждает документ, устанавливающий на очередной финансовый год перечень и сроки выполнения органом контроля контрольных мероприятий (далее - план контрольных мероприятий). План контрольных мероприятий содержит следующую информацию: темы контрольных мероприятий; наименования объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объект контроля) либо групп объектов контроля по каждому контрольному мероприятию; проверяемый период; период (дата) начала проведения контрольных мероприятий.

По решению руководителя органа контроля в плане контрольных мероприятий указываются сведения о должностных лицах или структурных подразделениях органа контроля, ответственных за проведение контрольного мероприятия.

Распоряжением контрольного комитета губернатора Ленинградской области от 28.12.2020 № 103 утвержден план контрольных мероприятий Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области на 2021 год и план проведения плановых проверок государственных заказчиков Ленинградской области в рамках исполнения полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Контрольным комитетом Губернатора Ленинградской области на 2021 год (далее - план контрольных мероприятий на 2021 год). План контрольных мероприятий на 2021 год содержит сведения об объекте контроля, теме контрольного мероприятия, проверяемом периоде и периоде проведения контрольного мероприятия. План контрольных мероприятий на 2021 год опубликован на официальном сайте Комитета в открытом доступе в сети Интернет.

Сведения о должностных лицах и структурном подразделении органа контроля, ответственных за проведение контрольного мероприятия, указаны в распоряжении Комитета от 13.01.2021 № 3.

11.01.2021 в адрес ГБУК «Выборгский объединенный музей-заповедник» было направлено уведомление (исх. № 01-13-8/2021) о проведении плановой выездной проверки, в котором указаны сроки проведения проверки, проверяемый период, вопросы проверки, а также перечень документов, необходимый для предъявления проверочной группы.

Таким образом, ГБУК «Выборгский объединенный музей-заповедник» был своевременно уведомлен о планируемом контрольном мероприятии.

Довод заявителя о несоответствии представления органа государственного (муниципального) финансового контроля требованиям ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ является ошибочным и основан на неверном толковании норм законодательства.

Наказание назначено в пределах санкции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Порядок и срок привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.

Каких-либо мер, направленных на исполнение представления в полной объеме в установленный срок, директором ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусовым В.А. не принималось.

Таким образом, вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве, а жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления административного органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление о назначении административного наказания заместителя председателя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области Бритовой Н.В. № 22 от 18.03.2022 по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова Валентина Александровича оставить без изменения, жалобу Белоусова Валентина Александровича – без удовлетворения..

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Прокопьева