ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-418/18 от 27.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

№ 12-418/2018

РЕШЕНИЕ

27 ноября 2018 года г. Саранск

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А. К.,

при секретаре судебного заседания Палаткиной А. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 9 октября 2018 г., вынесенное в отношении директора ГКУ Республики Мордовия «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России, антимонопольный орган) от 9 октября 2018 г. № 623 директор ГКУ Республики Мордовия «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП Российской Федерации), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе, поданной в суд, ФИО2 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, состоявшегося по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность. Привёл доводы о том, что установить ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 г. №968 в целом к соответствующей закупке было технически невозможно, так как закупалось выполнение работ, а не поставка товара. Полагал, что к электронному аукциону на выполнение работ по созданию системы оповещения на площадке Фестиваля болельщиков в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. в г. Саранске не могут быть применены положения Закона о контрактной системе.

ФИО2 в судебное заседание, будучи извещённым о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, его защитник Кушников К.А. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель Мордовского УФАС России ФИО1, опрошенный в качестве свидетеля, с доводами жалобы не согласился, подтвердил обстоятельства совершения административного правонарушения, указанные в протоколе.

Прокурор Портнова О.А. полагала постановление должностного лица Мордовского УФАС России законным и обоснованным.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя, пояснений опрошенных в судебном заседании лиц позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ГКУ Республики Мордовия «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» (далее также Заказчик) 23.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок <данные изъяты> размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0109200002417003020 на выполнение работ по созданию системы оповещения на площадке Фестиваля болельщиков в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в городском округе Саранске (изменения извещения о проведении электронного аукциона от 27.11.2017 №ИИ2).

Начальная (максимальная) цена контракта: 2 612 800 рублей.

Документация об электронном аукционе утверждена должностным лицом Заказчика директором ГКУ Республики Мордовия «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» ФИО2 электронной цифровой подписью 21 ноября 2017 г. с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Как следует из п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе в сфере закупок) в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об аукционе наряду с информацией, указанной в ст. 42 приведенного закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее постановление Правительства от 26 сентября 2016 года N 968).

Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, Заказчиком осуществляется электронный аукцион на выполнение подрядных работ, а именно: "Выполнение работ по созданию системы оповещения на площадке Фестиваля болельщиков в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в городском округе Саранске".

Помимо выполнения работ на объекте заказчику требуется поставить оборудование согласно Раздела 2 к аукционной документации "Техническое задание", в том числе: "компьютер, микрофон и др.”.

Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства от 26 сентября 2016 года N 968 перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Однако извещение об Аукционе, документация об Аукционе не содержат информацию об ограничениях допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением от 26 сентября 2016 года N 968.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе в соответствии с Постановлением Правительства от 26 сентября 2016 года N 968 ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для применения к электронному аукциону по созданию системы оповещения на площадке Фестиваля болельщиков положений Закона о контрактной системе, были предметом проверки суда и отклонены ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (утратившим силу с 31 июля 2018 года - Федеральный закон от 03.07.2016 N 266-ФЗ) положения Закона N 44-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с осуществлением строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, закупкой товаров, работ, услуг, связанных с изготовлением, учетом, выдачей, заменой, использованием и поддержкой (обеспечением) функционирования персонифицированных карт зрителей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, созданием и эксплуатацией необходимых информационных систем в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, если закупка оборудования, материалов и программного обеспечения связана с созданием и эксплуатацией информационных систем в соответствии с вышеуказанным пунктом, заказчик осуществляет такую закупку без применения положений Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ предусмотрено, что концепция развития связи и информационных технологий в целях осуществления мероприятий утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с концепцией, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №609-р от 09.04.2015 года, установлены:

мероприятия, требующие использования средств связи и информационно­телекоммуникационной инфраструктуры;

основные потребители услуг связи и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, созданной в целях проведения мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года;

объекты, созданные для проведения мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года; сервисы информационно-телекоммуникационной инфраструктуры чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Система оповещения на площадке Фестиваля болельщиков Концепцией развития средств связи и информационных технологий в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года не предусмотрена.

Кроме того, как в ходе рассмотрения Мордовским УФАС России дела об административном правонарушении № 507 в отношении ФИО2, так и в судебном заседании стороной защиты последовательно заявлялось о проведении данной закупки в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Изложенное позволяет суду согласиться с выводом антимонопольного органа о том, что электронный аукцион № 0109200002417003020 на выполнение работ по созданию системы оповещения на площадке Фестиваля болельщиков в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в городском округе Саранске под требования положений пункта 8 части 2 статьи 1 Закона о контрактной системе не подпадает.

Отклоняются судом и доводы жалобы о невозможности установления ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства от 26 сентября 2016 года N 968, к таким товарам как компьютеры и микрофоны на этапе формирования лота плана-графика в Программном комплексе «Web-Торги-КС», блокирующего проведение закупки на выполнение работ, поскольку частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность именно за утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Указанные нарушения выявлены в рамках проверки соблюдения заказчиком – ГКУ Республики Мордовия «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» требований законодательства о контрактной системе, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска, и подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением заместителя прокурора Ленинского района г. Саранска о возбуждении дела об административном правонарушении от 5 сентября 2018 г.; актом о результатах проверки от 5 сентября 2018 г.; копией размещенного на официальном сайте <данные изъяты> извещения о проведении электронного аукциона; копией документации об электронном аукционе, утвержденной должностным лицом заказчика директором ГКУ Республики Мордовия «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» ФИО2 21 ноября 2017 г. и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является Федеральная антимонопольная служба.

Таким образом, настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено 9 октября 2018 г. заместителем руководителя Мордовского УФАС России с соблюдением правил подведомственности.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

Таким образом, директор ГКУ Республики Мордовия «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» ФИО2, являвшийся должностным лицом государственного заказчика и утвердивший документацию об электронном аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО2 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФИО2 в пределах санкции части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации и разъяснений, изложенных в абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", прихожу к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения, поскольку ФИО2 допущено нарушение требований Закона о контрактной системе, регулирующего отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, которое представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, отсутствие вредных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации, является формальным и не предусматривает необходимости наступления каких-либо последствий.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого акта, также не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 9 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГКУ Республики Мордовия «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

На решение суда может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья А.К. Чибрикин