ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-418/20 от 27.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №12-418/20г.

РЕШЕНИЕ

27 октября 2020г. г. Смоленск

Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Шевцова Н.Г., рассмотрев жалобу Ростовцева Константина Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по <адрес>, на постановление заместителя руководителя УФК по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя руководителя УФК по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. Ростовцев К.Н. - и.о. начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение порядка расходования межбюджетных трансфертов как получатель средств бюджета вследствие нарушения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по объекту “Строительство водозаборного сооружения и сетей водоснабжения в п. Стодолище Починковского района Смоленской области”.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Смоленска, Ростовцев К.Н. просит об отмене состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления, прекращении производства по делу, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, поскольку вопросы нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов в виде субсидий регулируются специальной нормой ст.15.15.5 КоАП РФ, которая со стороны Департамента нарушена не была, фактов нарушения условий и порядка предоставления субсидий административным органом не установлено.

Заслушав объяснения представителей Ростовцева К.Н. – Чужайкиной Е.Л., Строганова А.М., исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа УФК по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ “О назначении внеплановой выездной проверки Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству” в отношении Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, являющегося органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере градостроительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства на территории Смоленской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках федерального проекта “Чистая вода” национального проекта “Экология” за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено нарушение Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству порядка расходования межбюджетных трансфертов как уполномоченным органом по исполнению соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, п.4.3.4 которого предусмотрена обязанность Департамента обеспечивать исполнение Графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства согласно Приложения №4 к Соглашению (в ред. дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), в частности по объекту “Строительство водозаборного сооружения и сетей водоснабжения в <данные изъяты>”, который по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был нарушен, о чем ДД.ММ.ГГГГ. составлен соответствующий акт.

ДД.ММ.ГГГГ старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Смоленской области по указанным выше обстоятельствам составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении Ростовцева К.Н., а ДД.ММ.ГГГГ. вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым Ростовцев К.Н. как исполнявший обязанности на момент совершения административного правонарушения начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Как указано выше, привлечение Ростовцева К.Н. к административной ответственности связано с нарушением последним как исполняющим обязанности начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству порядка расходования межбюджетных трансфертов в рамках исполнения Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюждета Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного в рамках федерального проекта “Чистая вода” национального проекта “Экология” в отношении объекта “Строительство водозаборного сооружения и сетей водоснабжения в <данные изъяты>”, за которое установлена ответственность предусмотренная ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 132 БК РФ определено, что под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно абз.1 п.3 ст.132 БК РФ правила, устанавливающие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования РФ (в процентах) объема расходного обязательства субъекта РФ устанавливаются нормативным правовым актом Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710 утверждена государственная программа РФ “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ”, в рамках которой в подпрограмме “Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России” предусмотрена реализация федерального проекта “Чистая вода” в рамках национального проекта “Экология” в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 “О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024г.”

В рамках реализации федерального проекта “Чистая вода” национального проекта “Экология” предусмотрены мероприятия по повышению качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта РФ установлены Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 №999 (далее Правила №999).

Цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов РФ, по строительству, реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и (или) предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ на указанные цели в рамках мероприятий федерального проекта “Чистая вода” в составе государственной программы РФ “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ” установлены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, приведенными в приложении 15(2) к государственной программе “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ” (далее Правила №1710).

Согласно п.3 Правил №1710 субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего государственную программу субъекта Российской Федерации, предусматривающую мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия и которые соответствуют целям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии; в) заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 №929 утверждена областная государственная программ “Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области”, администратором и одним из ответственных исполнителей которой является Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее Департамент), а постановлением Администрации Смоленской области 23.05.2019 утверждено Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы “Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области” на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения, критериях отбора муниципальных образований Смоленской области для предоставления указанных субсидий.

Согласно п.2.2.31, 2.2.48 Положения о Департаменте, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 21.02.2014 №113 (далее Положение) Департамент участвует в подготовке и реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры Смоленской области, осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью по разработке и реализации на территории Смоленской области программ модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области.

В рамках Областной государственной программы в подпрограмму “Повышение качества водоснабжения” включено основное мероприятие Региональный проект “Чистая вода”, которым предусмотрено предоставление в 2019 субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на строительство и реконструкцию (модернизацию) трех объектов питьевого водоснабжения, в том числе строительство водозаборного сооружения и сетей водоснабжения в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п.9, 10 Правил №999, ФЗ №459-ФЗ от 29.11.2018 “О федеральном бюджете на 2019г. и на плановый период 2020 и 2021 годов”, Правилами №1710 между Минстроем России и Администрацией Смоленской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета Смоленской области (далее Соглашение) на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в рамках реализации федерального проекта “Чистая вода” подпрограммы “Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан РФ” государственной программы РФ “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ”.

Согласно п.1.2 Соглашения в соответствии с требованиями пп. «в» п.10 Правил №999 предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в целях софинансирования которых в 2019 предоставляется субсидия согласно Приложению №1 к Соглашению - на строительство водозаборного сооружения и сетей водоснабжения в <адрес>.

Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России на который со стороны Администрации Смоленской области возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и предоставлению отчетности является Департамент (п.6.1.1 Соглашения), на который п.4.3.4 Соглашения возложена обязанность обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства согласно Приложению №4 к Соглашение (в ред. доп. соглашения от 25.12.2019) (далее График), в соответствии с которым плановое значение технической готовности объекта “строительство водозаборного сооружения и сетей водоснабжения в п. Стодолище Починковского района Смоленской области” на конец 2019 должна составлять 100%, планируемая дата получения заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета, используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч.7 ст.54 ГрК РФ - декабрь 2019г.

Согласно отчета об исполнении Графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2020 техническая готовность объекта “строительство водозаборного сооружения и сетей водоснабжения в п. Стодолище Починковского района Смоленской области” на конец 2019 составила 95%, срок получения заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, - 1 квартал 2020г.

Таким образом, график выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по объекту “Строительство водозаборного сооружения и сетей водоснабжения в <данные изъяты>” не был соблюден, что свидетельствует о несоблюдении порядка и условий расходования межбюджетных трансфертов по соглашению.

Департамент возглавляет начальник, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, который также организует работу Департамента, руководство им на принципе единоначалия, заключает в пределах своей компетенции договоры и соглашения, несет ответственность за нарушения совершенные в процессе осуществления служебной деятельности в пределах, определенных действующим административным законодательством РФ (п.п.4.1, 4.3.1 Положения, п.п.3.1, 3.216, 5 Должностного регламента государственного гражданского служащего Смоленской области, замещающего должность начальника Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ, утв. губернатором Смоленской области 08.06.2016).

Распоряжением губернатора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанностей начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству временно с ДД.ММ.ГГГГ до назначения основного работника возложено на заместителя начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ростовцева К.Н. с правом первой подписи на финансовых документах, установлением ему должностного оклада начальника департамента и начислением к данному должностному окладу надбавок, исчисленных из указанного должностного оклада в размерах, установленных по замещаемой должности государственной гражданской службы.

При таком положении, заместитель руководителя УФК по Смоленской области пришел к правильному выводу о наличии вины Ростовцева К.Н. в совершении вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, поскольку последним был нарушен порядок и условия расходования межбюджетных трансфертов, а не условия предоставления межбюджетных трансфертов, как на то указывает Ростовцев К.Н. в жалобе, за нарушение которых административная ответственность предусмотрена ст.15.15.5 КоАП РФ; в акте выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что Департаментом выполнены условия предоставления субсидии, установленные п.3 Правил №1710.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Административное наказание назначено Ростовцеву К.Н. в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельств дела.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления должностного лица, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Утверждения Ростовцева К.Н. об отсутствии вины в совершении вмененного ему административного правонарушения со ссылкой на то, что вопросы нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов в части субсидий регулируются специальной нормой ст.15.15.5 КоАП РФ, которая со стороны Департамента нарушена не была, во внимание не принимаются, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку, как указывалось выше имело место нарушение порядка и условий расходования субсидии, за которое предусмотрена ответственность ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, а не нарушений условий ее предоставления.

Ссылки Ростовцева К.Н. на п.4.3.4 соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом и Администрацией Стодолищенского сельского поселения Починковского района Смоленской области, согласно которому муниципалитет обязался обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) спорного объекта, о недоказанности события административного правонарушения и отсутствии вины Ростовцева исполнявшего обязанности начальника Департамента в спорный период не свидетельствуют, поскольку именно Департамент является ответственным лицом по исполнению Соглашения, заключенного с Минстроем, в том числе в части касающейся порядка и условий расходования субсидии.

При таком положении, с учетом изложенных обстоятельств, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя УФК по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Ростовцева Константина Николаевича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в 10-дневный срок со дня получения либо вручения копии судебного акта.

Председательствующий: Н.Г. Шевцова