Дело№12-418/2017
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 07.06.2017года
Судья Нижегородского областного суда Михеева Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Княгининского района Нижегородской области Масловой Н.А. на постановление Княгининского районного суда Нижегородской области от 17.04.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.1 КоАП РФ в отношении директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Княгининского районного суда Нижегородской области от 17.04.2017 года производство по делу в отношении должностного лица ФИО3, прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
В протесте по пересмотру постановления Княгининского районного суда Нижегородской области от 17.04.2017 года заявитель просит его отменить за незаконностью и необоснованностью, указывая, что в действиях директора ГКУ СРЦН «Пеликан» ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного, ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Как должностное лицо в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ ФИО1 подлежит административной ответственности за осуществление ГКУ «СРЦН «Пеликан» дошкольного образования без специального разрешения (лицензии).
В судебное заседание в ФИО2 областной суд прокурор <адрес> не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял, уважительных причин неявки судом не установлено. Судьей вышестоящей инстанции, пересматривающим дело по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, заслушав представителя ФИО1 - по доверенности ФИО5, которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, права понятны, отводов и ходатайств не поступило, с протестом прокурора не согласен, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЭ) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Часть 1 ст. 19.20 Ко АП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), с санкцией в отношении должностных лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Из материалов прокурорской проверки следует, что ГКУ «СРЦН «Пеликан» договоров с детскими садами об обучении малолетних детей не заключал. На момент прокурорской проверки малолетний ребенок ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также находившиеся до ДД.ММ.ГГГГ в данном учреждении малолетние ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучались в ГКУ «СРЦН «Пеликан». В ГКУ СРЦН «Пеликан» действует календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками на 2016 - 2017 года, имеется сетка занятий (расписание), ведется журнал проведения занятий с дошкольниками.
В связи с этим, прокурором <адрес> сделан вывод, что ГКУ «СРЦН «Пеликан» осуществляет образовательную деятельность по образовательной программе «дошкольное образование» без специального разрешения (лицензии), возбуждено производство по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» ФИО1
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании приказа министерства социальной политики ФИО2<адрес>№- л/гу от ДД.ММ.ГГГГ принята на должность директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» и с ней заключен трудовой договор.
Согласно должностной инструкции директора ГБУ социального обслуживания семьи и детей - директор определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения, принимает решение о программном планировании его работы ( п.2.8), обеспечивает реализацию областных целевых, региональных, внутриучрежденческих программ и проектов по профилю деятельности учреждения( п.2.12), обеспечивает соответствие качества социальных услуг установленным стандартам и нормативам (п.2.18).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно Устава ГКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Пеликан» <адрес> основной целью деятельности учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении (п.2.1), учреждение обеспечивает временное проживание несовершеннолетних (п.2.3.2), в соответствии с достижениями уставных целей и видами деятельности учреждение оказывает социальнореабилитационное обслуживание и проведение детского отдыха в условиях круглосуточного пребывания (п.2.5).
Как следует из анализа временного пребывания в Учреждении несовершеннолетних дошкольного возраста, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в учреждении находился - 1 ребенок, с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ - 2 ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 детей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 ребенок, с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ - 3 ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время -1 ребенок, что подтверждает временное проживание детей дошкольного возраста в ГКУ «СРЦН «Пеликан».
Установлено, что ГКУ «СРЦН «Пеликан» с детьми дошкольного возраста в период их временного пребывания в центре проводится образовательная деятельность в форме разовых занятий ( по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству, математике, развитию речи, чтению, рисованию и др). Сетка занятий социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних как для несовершеннолетних детей дошкольного возраста, так и школьного возраста, соответствует журналу проведения занятий с дошкольниками и календарно-тематическому планированию с использованием примерной программы «От рождения до школы» под редакцией ФИО9, ФИО10, ФИО11, что согласуется с содержанием представленных учреждением дополнительным общеобразовательным программам - дополнительным общеразвивающим программам, разработанным и утвержденным учреждением ГКУ «СРЦН «Пеликан».
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Под образовательной деятельностью, согласно п. 17 указанного закона, понимается деятельность по реализации образовательных программ; под образовательной программой - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; под образовательной организацией - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная деятельность, как лицензируемый вид деятельности, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ согласно перечню, содержащемуся в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Требования к образовательным программам определены статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации".
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Минобразования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) предусматривает реализацию дополнительных общеобразовательных программ в течении всего календарного года, включая каникулярное время (п.6), организует процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами, а также индивидуально (п.7). Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяется организацией самостоятельно.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Минобразования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) предусматривает сроки (гл.2 п.7), содержание программы строго определяется образовательной программой дошкольного образования (п.8), осуществляется в группах (по возрасту, развитию).
ГКУ «СРЦН «Пеликан» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых.
ГКУ «СРЦН «Пеликан» реализует дополнительные общеобразовательные программы, в т.ч. и для несовершеннолетних дошкольного возраста в течение всего календарного года, включая каникулярное время, индивидуально в период временного пребывания несовершеннолетнего в учреждении.
ГКУ «СРЦН «Пеликан» обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, в т.ч. и несовершеннолетних дошкольного возраста.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона №-ФЭ дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
ГКУ «СРЦН «Пеликан» в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона №Э-ФЗ, как организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним.
Наличие образовательных программ дошкольного образования в ГКУ «СРЦН «Пеликан», по которым осуществлялась бы образовательная деятельность с несовершеннолетними дошкольного возраста не установлено.
Доказательств, достоверно подтверждающих, что занятия в ГКУ «СРЦН «Пеликан» по представленным суду сеткам (расписаниям) занятий с дошкольниками на 2016-2017 года проводились именно в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, для которой требуется отдельная лицензия, суду вышестоящей инстанции, как и суду первой инстанции не представлены.
Доказательств, достоверно подтверждающих, что занятия в ГКУ «СРЦН «Пеликан» с несовершеннолетними дошкольного возраста необходимо проводить именно по основным общеобразовательным программам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - образовательным программам дошкольного образования, для которой требуется отдельная лицензия, суду также не представлено.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При таких обстоятельствах, судья районного суда пришел к верному выводу и дал аргументированное суждение о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства, не позволяют сделать однозначный вывод о том, что ГКУ «СРЦН «Пеликан», имеющее лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых, также осуществляло или должно было осуществлять образовательную деятельность с несовершеннолетними дошкольного возраста по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, на право осуществления которой, в силу закона, необходимо получение лицензии.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
В ФИО2<адрес> органом, отвечающим за лицензирование образовательной деятельности является Министерство образования ФИО2<адрес>.
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства образования ФИО2<адрес> следует, что особенности пребывания детей в ГКУ «СРЦН «Пеликан» не позволяют реализовать образовательную программу дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, следовательно, лицензирование образовательной программы дошкольного образования ГКУ «СРЦН «Пеликан» <адрес>ФИО2<адрес> не требуется.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции соглашается с выводами судьи районного суда об отсутствии в действиях должностного лица – директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» <адрес>ФИО2<адрес>ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ.
Судья районного суда при рассмотрении дела учел все обстоятельства, оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, по которым пришел к обоснованному выводу о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы протеста не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, основаны на неправильном понимании норм права, кроме того в своей совокупности направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, как необоснованные.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено.
При указанных обстоятельствах постановление суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7, КоАП РФ, судья областного суда
РЕШИЛ:
Постановление Княгининского районного суда ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, протест и.о. прокурора <адрес>ФИО4 - без удовлетворения.
Судья областного суда Михеева Т.П.