ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-418/2021 от 06.07.2021 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

УИД: 61RS0019-01-2021-003684-78

Дело № 12-418/2021

РЕШЕНИЕ

«06» июля 2021 года г. Новочеркасск

Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области Бердыш С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж» на постановление Межрегионального отдела по надзору за системами газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.05.2021 о признании НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением Межрегионального отдела по надзору за системами газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дата> Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасский геологоразведочный колледж» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.

Не согласившись с названным постановлением, НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж» обратилось с настоящей жалобой, в которой просило признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление в части установления размера административного штрафа и просило снизить размер административного штрафа до размера, не превышающего 100 000 рублей.

В судебное заседание явился представитель НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж» ФИО1, действующий по доверенности от <дата>, просил признать незаконным и отменить обжалуемое постановление в части установления размера административного штрафа, снизить размер административного штрафа до размера, не превышающего 100 000 рублей.

Представитель Межрегионального отдела по надзору за системами газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав и оценив материалы дела, выслушав представителя привлекаемого лица, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По смыслу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», производственные объекты - территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.

В преамбуле к вышеназванному Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ отмечено, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 того же Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Частью 1 статьи 9 того же Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в частности, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

Статьей 10 вышеприведенного Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Исходя из изложенных норм, владельцем опасного объекта признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.

На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 11 указанного Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 01 апреля соответствующего календарного года.

Исходя из положений ст. 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации; подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект; первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца при назначении на соответствующую должность, при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации, при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации; аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей, при аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности; аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности; категории работников, проходящих аттестацию в области промышленной безопасности в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, определяются Правительством Российской Федерации; если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности; порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации; работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах, работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» (зарег. в Минюсте России 30.12.2020 № 61962), предусмотрено, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации; в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.

В соответствии с п. 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организации должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытая (окраски) и состояния металла трубы.

Согласно пункту 92 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, приемка сети газораспределения после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.

В соответствии с пунктом 93 Технического регламента Приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия), в состав которой входят представители: а) застройщика; б) строительной организации; в) проектной организации; г) эксплуатационной организации; д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации); е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.

В соответствии с пп.а) п. 5 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружении, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019 г. № 1365 в территориальных аттестационных комиссиях проходят первичную и периодическую аттестацию: члены аттестационных комиссий организаций и иные указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения работники (за исключением работников организаций, обеспечивающих безопасность государства)

Как следует из материалов дела должностным лицом Межрегионального отдела по надзору за системами газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении плановой проверки согласно распоряжения Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 26.03.2021 № РП-271-1052-О заместителя руководителя Северо- Кавказского управления Ростехнадзора ФИО2 Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Новочеркасский геологоразведочный колледж» (ГБПОУ РО «НГК») выявлены нарушения указанные в Акте проверки от <дата>, а именно:

Член комиссии по проверке знаний операторов котельной - инженер-энергетик ФИО3 не прошёл аттестацию в области промышленной безопасности и требований на объектах распределения и газопотребления в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

На опасном производственном объекте отсутствуют правила ведения работ на опасном производственном объекте;

Организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, нарушены требования промышленной безопасности в части осуществления пуска газа в сеть газопотребления (узел учета газа), принятые приемочной комиссией без участия представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности;

Сведения, характеризующие опасный производственный объект - сеть газопотребления ГБПО РО «НГК», peг. № А29-00182-0001 не достоверны. (Не внесены изменения состава технических устройств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых обуславливает признаки опасности);

При эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующей организацией не обеспечен мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы;

Отсутствует приказ руководителя эксплуатирующей организации, определяющий порядок, условия хранения проектной и исполнительной документации;

Не обеспечено хранение проектной и исполнительной документации в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации) (Отсутствует проектная и дополнительная документация на опасный производственный объект).

Постановлением Межрегионального отдела по надзору за системами газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дата> Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасский геологоразведочный колледж» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.

Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административном правонарушении, является опасный производственный объект, к числу которых могут относиться предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в том, что виновный нарушает требования условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов или требования промышленной безопасности, к которым относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности, других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

При этом, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия, наступления последствий при этом не требуется.

Таким образом, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества, является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Представитель НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж» в судебном заседании не оспаривал совершенное организацией правонарушение, при этом пояснил, что все нарушения устранены.

При таких обстоятельствах, действия НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж» по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об АП квалифицированы правильно.

Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановлений в части назначенного наказания.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 данного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П указано на признание положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающих минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Таким образом, критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

С учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия негативных последствий, а также принимая во внимание финансовое положение НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж», назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, предусмотренное санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов Общества, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией – в размере 100 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

Постановление Межрегионального отдела по надзору за системами газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 217-14-21 от 14.05.2021 о признании НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, назначенный НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж» административный штраф снизить до 100 000 рублей.

В остальной части постановление Межрегионального отдела по надзору за системами газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 217-14-21 от 14.05.2021 оставить без изменения, а жалобу НГПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня получения копии.

Судья: С.А. Бердыш