Дело № 12-419/14
РЕШЕНИЕ
г. Пенза 25 сентября 2014 года
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Липатов О.М.,
с участием представителей ОАО НПП «Химмаш-Старт» Г.А., действующего на основании доверенности от Дата , и Ю.В., действующего на основании доверенности от Дата , рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) жалобу Г.А. на постановление мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г. Пензы от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении ОАО НПП «Химмаш-Старт»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г. Пензы от Дата ОАО НПП «Химмаш-Старт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Представитель ОАО НПП «Химмаш-Старт» Г.А. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просил признать его незаконным, отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование своих требований Г.А. в своей жалобе привел доводы об отсутствии состава административного правонарушения, указав, что ОАО НПП «Химмаш-Старт» не могло уплатить назначенный ему по постановлению МУ СБР в ЮВР (г. Самара) Номер от Дата , вступившему в законную силу Дата , административный штраф в размере 500 000 рублей в срок до Дата по независящим от него обстоятельствам и по вине административного органа.
В постановлении Номер от Дата были указаны банковские реквизиты для оплаты штрафа в МУ СБР в ЮВР (г. Самара). До вступления постановления в законную силу административный орган – МУ СБР в ЮВР (г. Самара) было упразднено решением Совета Директоров ЦБ РФ, его полномочия были переданы структурным подразделениям Банка России. После упразднения МУ СБР в ЮВР (г. Самара) по его банковским реквизитам уплатить штраф не представлялось возможным.
Согласно приказу Министерства финансов РФ от 12.11.2013 г. №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ» с 1 января 2014 года вместо ОКАТО в платежных документах необходимо указывать ОКТМО.
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы и ОАО «Сбербанк России» от 18.12.2013 г. в связи с переходом с 01.01.2014 г. на ОКТМО вместо ОКАТО были утверждены образцы платежных поручений.
В постановлении № 42-13-38/пн от 31.10.2013 г. ОКТМО (Общероссийский классификатор объектов муниципальных образований) указано не было.
В связи с упразднением административного органа, вынесшего постановление о наложении штрафа на ОАО НПП «Химмаш-Старт», и появлением нового административного органа поменялись и другие банковские реквизиты, необходимые для перечисления штрафа, в частности КПП.
В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ вновь уполномоченный административный орган не сообщил ОАО НПП «Химмаш-Старт» данные о назначенном вместо МУ СБР в ЮВР (г. Самара) законном получателе штрафа, не известил ОАО НПП «Химмаш-Старт» об изменении банковских реквизитов для уплаты штрафа, в том числе ОКТМО, КПП и других.
ОАО НПП «Химмаш-Старт» узнало об образовании нового административного органа лишь только после того, как ОАО НПП «Химмаш-Старт» Дата по почте получило извещение о вызове для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Только после этого сотрудники ГУ ЦБ РФ по Самарской области по телефону сообщили работникам ОАО НПП «Химмаш-Старт» банковские реквизиты и правильное наименование получателя штрафа, и Дата был уплачен штраф.
Также ОАО НПП «Химмаш-Старт» продублировало письменно свою просьбу предоставить банковские реквизиты и правильное наименование, просило предоставить отсрочку уплаты штрафа ввиду незнания банковских реквизитов и наименование получателя, на что получило письменный ответ от Дата Номер с указанием банковских реквизитов.
До Дата административный орган - Главное управление Центрального банка РФ по Самарской области ОАО НПП «Химмаш-Старт» письменно о банковских реквизитах для уплаты административного штрафа не извещало.
ОАО НПП «Химмаш-Старт» не имело возможности своевременно после вступления в законную силу постановления уплатить штраф по указанным в постановлении о назначении наказания реквизитам.
Выводы мирового судьи о виновности ОАО НПП «Химмаш-Старт» являются ошибочными, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, мировой судья при вынесении обжалуемого постановления не применил положения постановления Конституционного суда РФ от Дата и назначил наказание, не соразмерное содеянному.
В дополнении к жалобе Г.А. указал, что в постановлении от Дата Номер в качестве административного органа (получателя штрафа) было указано МУ СБР в ЮВР и приведена во исполнение ч. 1.1. статьи 29.10 КоАП РФ информация в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, в том числе: КПП, ОКАТО, КБК.
В связи с ликвидацией Службы банка России по финансовым рынкам Дата ее полномочия переданы структурным подразделениям Банка России. Перечень структурных подразделений, опубликованный на сайте ЦБ РФ, не содержит в своем составе ГУ ЦБ РФ по Самарской области. ГУ ЦБ РФ по Самарской области, наряду с ГУ ЦБ РФ по Пензенской области, а также ГУ ЦБ по другим субъектам РФ находится в перечне территориальных учреждений Банка России.
ОАО НПП «Химмаш-Старт не знало, какое именно территориальное учреждение стало получателем штрафа.
В нарушение п. 2.1.3 Положения Банка России от Дата № 406-П «О порядке администрирования...» административный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих изменение информации, не сообщил ОАО НПП «Химмаш-Старт» обо всех изменениях информации в платежных документах. Письменное сообщение об изменении реквизитов администратора было направлено в адрес ОАО НПП «Химмаш-Старт» письмом от Дата Номер
Согласно ответу ОАО Сбербанк России от Дата №Номер при осуществлении контроля расчетных документов в части заполнения полей 101-110 банк вправе не принимать к исполнению расчетные документы, если поле 101 расчетного документа заполнено и не заполнены поля (какое-либо из полей) 102-110.
Данное обстоятельство подтверждает довод ОАО НПП «Химмаш-Старт» о невозможности своевременно осуществить платеж, не располагая до Дата достоверными реквизитами получателя штрафа.
В своих возражениях Данные изъяты ГУ ЦБ РФ по Самарской области С.К. считал жалобу необоснованной, просил жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемое постановление - без изменения, указав, что постановлением Номер от Дата Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (г. Самара) привлекло ОАО НПП «Химмаш-Старт» к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановление №Номер от Дата является законным и обоснованным, вступило в законную силу Дата г.
Во исполнение требований ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении № Номер от Дата содержатся сведения о получателе штрафа, необходимые в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
В соответствии с решением Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации от 29.11.2013 г. №26 Служба Банка России по финансовым рынкам упразднена с 03.03.2014 г., полномочия, ранее осуществляемые Службой Банка России по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 03.03.2014 г. переданы структурным подразделениям Банка России.
При этом, в соответствии с Письмом Банка России от Дата Номер территориальные учреждения Банка России до внесения изменений в Положение Банка России от Дата Номер «О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов» осуществляют полномочия по администрированию источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть денежные взыскания (штрафы) по делам об административных - правонарушениях, уплаченные по банковским реквизитам МУ СБР в ЮВР (г. Самара) поступают на лицевой счет администратора доходов бюджета - Главного управления Банка России по Самарской области.
В апреле 2014 года на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru в разделе «Финансовые рынки» были размещены реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление денежных взысканий (штрафов) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Росстандарта от 14.06.2013 г. № 159-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013», с 01.01.2014 г. ОКАТО заменено на ОКТМО.
Согласно Письму Центрального Банка Российской Федерации от 01.04.2014 г. № 52-Т «О приказе Минфина России от 12.11.2013 г. № 107Н», в период до 2015 года распоряжения клиентов о переводе денежных средств на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, принимаются к исполнению в случае, если реквизит содержит код ОКАТО, поскольку в прикладном программном обеспечении «Автоматизированная система Федерального казначейства», применяемом в территориальных органах Федерального казначейства, обеспечена автоматическая замена кодов ОКАТО на соответствующие коды ОКТМО с применением сводной таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов и межселенных территорий, размещенной на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.
С 03.03.2014 г. в реквизитах для перечисления денежных взысканий (штрафов) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации были изменены только наименование получателя платежа и ОКАТО (Приказ Росстандарта от 14.06.2013 г. № 159-ст).
При этом, в соответствие с Письмом Центрального Банка Российской Федерации от Дата Номер «О приказе Минфина России от 12.11.2013 Номер указание кода ОКТМО не является обязательным при составлении распоряжений о переводе денежных средств.
Информационных писем о какой-либо приостановке осуществления платежей по имеющимся в постановлении Номер от Дата реквизитам в адрес ОАО НПП «Химмаш-Старт» не направлялось, обратного суду Заявителем не представлено.
Таким образом, ОАО НПП «Химмаш-Старт» должно было в срок до Дата исполнить свою обязанность по оплате административного штрафа в сумме 500 000 рублей по реквизитам указанным в постановлении Номер от Дата г.
Довод заявителя о том, что у ОАО НПП «Химмаш-Старт» отсутствовала возможность перечислить административный штраф в срок, установленный законодательством, является несостоятельным, поскольку доказательств отсутствия такой возможности и осуществления попыток перечисления штрафа на реквизиты, указанные в постановлении № Номер от Дата г., равно как и доказательств прекращения действия указанных платежных реквизитов суду не представлено.
У Заявителя имелась возможность в установленный срок оплатить административный штраф, что подтверждается платежным поручением Номер от Дата г., согласно которому ОАО НПП «Химмаш-Старт» Дата уплачен административный штраф в сумме 500 000 рублей по платежным реквизитам, указанным в постановлении Номер от Дата года.
В судебном заседании представители ОАО НПП «Химмаш-Старт» Г.А. и Ю.В. жалобу поддержали, ссылаясь на изложенные в жалобе доводы, дополнительно сообщили, что ОАО НПП «Химмаш-Старт» добросовестно предпринимало попытки уплатить административный штраф, но не могло этого сделать, поскольку без указания ОКТМО представители банков платеж не принимали.
Представитель ГУ ЦБ РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, Данные изъяты ГУ ЦБ РФ по Самарской области С.К. в своих возражениях на жалобу просил рассмотреть жалобу без участия представителя ГУ ЦБ РФ по Самарской области.
Изучив доводы жалобы, доводы, изложенные в возражениях на жалобу, выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Частью первой статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрено, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
На основании ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым административный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Признавая ОАО НПП «Химмаш-Старт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что ОАО НПП «Химмаш-Старт» не уплатило административный штраф в установленный срок при следующих обстоятельствах:
Постановлением начальника Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (г. Самара) ФИО1 от Дата ОАО НПП «Химмаш-Старт» привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. Постановление вступило в законную силу Дата . ОАО НПП «Химмаш-Старт» в установленный законом срок – до Дата административный штраф не уплатило.
Считаю, что мировым судьей было правильно установлено, что ОАО НПП «Химмаш-Старт» в установленный законом срок – до Дата не уплатило назначенный административный штраф. Указанный штраф ОАО НПП «Химмаш-Старт» уплатило Дата , перечислив платежным поручением Номер от Дата денежные средства в сумме 500 000 рублей УФК по Самарской области (МУ СБР в ЮВР (г. Самара).
Вместе с тем, мировым судьей были необоснованно отвергнуты доводы представителей ОАО НПП «Химмаш-Старт» в защиту юридического лица.
Указанные доводы объективно подтверждаются собранными по делу и представленными представителями ОАО НПП «Химмаш-Старт» доказательствами.
В постановлении Номер от Дата в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ содержатся сведения о получателе штрафа - УФК по Самарской области (МУ СБР в ЮВР (г. Самара), реквизиты для уплаты штрафа.
Решением Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации №26 от 29 ноября 2013 года Служба Банка России по финансовым рынкам упразднена с 3 марта 2014 года, полномочия, ранее осуществляемые Службой Банка России по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 3 марта 2014 года переданы структурным подразделениям Банка России.
В соответствии с Письмом Банка России №02-45-5/1352 от 13 марта 2014 года территориальные учреждения Банка России до внесения изменений в Положение Банка России от 29 августа 2013 года №406-П «О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов» осуществляют полномочия по администрированию источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть денежные взыскания (штрафы) по делам об административных - правонарушениях, уплаченные по банковским реквизитам МУ СБР в ЮВР (г. Самара) поступают на лицевой счет администратора доходов бюджета - Главного управления Банка России по Самарской области.
На основании п. 2.1.3 Положения Банка России от Дата № 406-П «О порядке администрирования...» территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации, центральный аппарат Службы Банка России по финансовым рынкам, территориальные подразделения Службы Банка России по финансовым рынкам сообщают при наличии технической возможности через системы электронного документооборота, на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в письменной произвольной форме плательщикам, расположенным на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации: КБК, КПП, ОКАТО реквизиты счета, открытого в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете Номер «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — счет УФК), полученные территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, центральным аппаратом Службы Банка России по финансовым рынкам, территориальным подразделением Службы Банка России по финансовым рынкам от УФК.
В случае изменения вышеуказанной информации территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации, центральный аппарат Службы Банка России по финансовым рынкам, территориальные подразделения Службы Банка России по финансовым рынкам не позднее пяти рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих изменение информации, сообщают обо всех изменениях плательщикам, расположенным на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Дата на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru в разделе «Финансовые рынки» были размещены реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление денежных взысканий (штрафов) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
При этом, как видно из материалов дела, сведения об изменении получателя платежа, изменении реквизитов штрафа плательщику ОАО НПП «Химмаш-Старт» своевременно не направлялись, письменное сообщение об изменении реквизитов администратора было направлено в адрес ОАО НПП «Химмаш-Старт» письмом от Дата Номер то есть в нарушение указанного выше срока и уже после истечения срока платежа.
В данном письме указаны измененные сведения об администраторе дохода бюджета, о получателе платежа, КПП администратора, ОКТМО, КБК.
На основании приказа Росстандарта №159-ст от 14 июня 2013 года «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013» с 1 января 2014 года ОКАТО заменено на ОКТМО.
Согласно приказу Министерства финансов РФ от 12.11.2013 г. №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ» с 1 января 2014 года вместо ОКАТО в платежных документах необходимо указывать ОКТМО.
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы и ОАО «Сбербанк России» от 18.12.2013 г. в связи с переходом с 01.01.2014 г. на ОКТМО вместо ОКАТО были утверждены образцы платежных поручений.
Вопреки возражениям административного органа о том, что ОАО НПП «Химмаш-Старт» был уплачен административный штраф в сумме 500 000 рублей по платежным реквизитам, указанным в постановлении Номер от Дата года, фактически названный штраф был уплачен при указании другого реквизита – ОКТМО.
Так, в постановлении Номер от Дата в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ содержатся сведения о получателе штрафа, необходимые в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, в том числе данные о получателе штрафа - УФК по Самарской области (МУ СБР в ЮВР (г. Самара), КПП 631645002, ОКАТО 36401000000, КБК 99911615000010000140.
В платежном поручении Номер от Дата вместо ОКАТО 36401000000 указано ОКТМО 36701000.
Вопреки ссылке административного органа в своих возражениях на письма Центрального Банка Российской Федерации от Дата Номер «О приказе Минфина России от Дата Номер представителями ОАО НПП «Химмаш-Старт» представлен письменный ответ ОАО Сбербанк России от Дата Номер , согласно которому при осуществлении контроля расчетных документов в части заполнения полей 101-110 банк вправе не принимать к исполнению расчетные документы, если поле 101 расчетного документа заполнено и не заполнены поля (какое-либо из полей) 102-110, в том числе поле 105 - ОКТМО.
Фактически, данным ответом подтвержден довод представителей ОАО НПП «Химмаш-Старт» о том, что банки не принимали платежные поручения по перечислению административного штрафа без указания ОКТМО, из-за чего ОАО НПП «Химмаш-Старт», не располагая до Дата достоверными реквизитами для уплаты административного штрафа, не имело возможности своевременно уплатить административный штраф, что указывает об отсутствии в действиях ОАО НПП «Химмаш-Старт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, жалоба является Г.А. обоснованной и подлежит удовлетворению, обжалуемое постановление мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г. Пензы от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении ОАО НПП «Химмаш-Старт» подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
ФИО2 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г. Пензы от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении ОАО НПП «Химмаш-Старт» - отменить.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении ОАО НПП «Химмаш-Старт» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья О.М. Липатов