ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-419/15 от 06.11.2015 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 12-419/2015

Р Е Ш Е Н И Е

06 ноября 2015 года г. Горно-Алтайск

Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Зрелкина Е.Ю., рассмотрев жалобу главного контролера-ревизора территориального отдела в Республике Алтай Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае - ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Горно-Алтайска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, от 16.09.2015 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Управления Судебного департамента в Республике Алтай прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 г.Горно-Алтайска Республики Алтай от 16.09.2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Управления Судебного департамента в Республике Алтай прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В своей жалобе, направленной в Горно-Алтайский городской суд, главный контролер-ревизор территориального отдела в Республике Алтай МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае - ФИО1 просит постановление мирового судьи отменить, вернуть дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственно и через свои территориальные органы функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных ФЗ «Об аудиторской деятельности». В целях реализации полномочий в указанной сфере деятельности на основании приказа от 10.03.2015 года ФИО1 была направлена в Управление Судебного департамента в Республике Алтай для проведения плановой выездной ревизии правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета за период с 01.01.2013 года по 31.12.2014 года. 13.07.2015 года при проведении проверки Управлением Судебного департамента в Республике Алтай было отказано в предоставлении первичных бухгалтерских документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия и запрошенных согласно подп. «а» п. 10 Правил № 1092, что повлекло невозможность дальнейшего проведения ревизии и ее завершения. В целях своевременного и качественного проведения контрольного мероприятия в адрес Управления Судебного департамента в Республике Алтай был направлен запрос о предоставлении необходимого перечня документов в срок до 24.07.2015 года. По состоянию на 27.07.2015 года запрашиваемые документы не представлены, согласно резолюции врио. начальника Управления Судебного департамента в Республике Алтай ФИО2 на запросе от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении документов отказано в связи с отсутствием полномочий Росфиннадзора по проверке системы Судебного Департамента при Верховном Суде РФ. Не предоставление должностному лицу ТО РА МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае, уполномоченному на проведение плановой выездной ревизии в Управлении Судебного департамента в Республике Алтай, необходимых документов, не позволило полно и всесторонне провести изучение вопросов проверки, отраженных в приказе МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае от 07.07.2015 г. № 262 «О проведении выездной ревизии». Приказом от 27.07.2015 года проведение ревизии приостановлено до 01.10.2015 года. Отказ врио. начальника Управления Судебного департамента в Республике Алтай ФИО2 от предоставления необходимых документов, должностному лицу, уполномоченному на проведение выездной ревизии, является воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении врио. начальника Управления Судебного департамента в Республике Алтай ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Ссылается на то, что в соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса РФ к органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся: Счетная Палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными) лицами исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций). Росфиннадзор осуществляет внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, в связи с чем данный орган вправе проводить проверку Управления Судебного департамента в Республике Алтай на предмет правомерности использования средств федерального бюджета.

В судебном заседании главный контролер-ревизор территориального отдела в Республике Алтай МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае - ФИО1 требование жалобы поддержала по доводам, изложенным в ней. Пояснила, что примененное мировым судьей постановление Верховного суда Российской Федерации в качестве судебной практики вынесено по делу с иными обстоятельствами, когда до проверки Росфиннадзором Управление судебного департамента проверяла Счетная палата. В данном случае проверки Счетной палаты Управления Судебного департамента в Республике Алтай не проводилось.

Лицо, отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, Управление Судебного департамента в Республике Алтай о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд представителя не направило.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи подлежащим оставлению без изменения.

Ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

В судебном заседании установлено, что приказом руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора межрегионального территориального управления в Алтайском крае ФИО3 главному контролеру-ревизору территориального отдела в Республике Алтай Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае ФИО1 поручено в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провести ревизию использования средств федерального бюджета в управлении судебного департамента в Республике Алтай.

При проведении проверки врио. начальника Управления Судебного департамента в Республике Алтай ФИО2 было отказано главному контролеру территориального отдела в Республике Алтай ФИО1 в предоставлении первичных бухгалтерских документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия и запрошенных согласно подп. «а» п. 10 Правил № 1092, при осуществлении выездной ревизии, что повлекло невозможность дальнейшего проведения ревизии и ее завершения. В соответствии с запросом от 20.07.2015г. был обозначен окончательный срок для их предоставления - 24 июля 2015г. По состоянию на 27 июля 2015г. запрашиваемые документы Врио начальника Управления Судебного департамента в РА ФИО2 не предоставлены.

28 июля 2015 года в отношении Управления Судебного департамента в Республике Алтай составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 16.09.2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Управления Судебного департамента в Республике Алтай прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Исходя из положений ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.Разграничение компетенции между органами государственного контроля и надзора при осуществлении государственного финансового контроля в отношении судебной системы Российской Федерации, должно осуществляться также с учетом конституционных и законодательных принципов функционирования судебной системы в правовом государстве.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к числу принципов судебной системы относит самостоятельность судебной власти, ее независимость от законодательной и исполнительной властей (статья 1), самостоятельность судов и независимость судей, недопустимость вмешательства в деятельность суда (статья 5).

Дополняют ряд нормативных актов, обеспечивающих независимость судебных органов в сфере судоустройства, нормы о финансовой самостоятельности судов. Так, статья 124 Конституции Российской Федерации предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 08.01.1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» определено, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Согласно ч. 1 ст. 2 названного закона Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.

В соответствии со ст. 3 указанного закона Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

В силу ч. 2 ст. 13 названного закона управление судебного департамента подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата Российской Федерации осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов) по вопросам формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном настоящим Федеральным законом порядке стандартами Счетной палаты.

Предметом контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации является процесс формирования и использования, в частности, средств федерального бюджета, деятельность объектов контрольного мероприятия по формированию и использованию государственных средств (пункт 2.2 Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного Коллегией Счетной Палаты Российской Федерации 02.04.2010).

Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что контроль в отношении федерального государственного органа, осуществляющего организационное обеспечение и финансирование деятельности судов - Судебного департамента, по вопросам формирования, управления, использования и распоряжения средствами федерального бюджета, федеральной собственностью, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в силу предоставленных ей названным Федеральным законом полномочий.

Учитывая, что в соответствии со статьей 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, следовательно, контрольные функции Росфиннадзора по отношению к Судебному департаменту и судам не могут рассматриваться как внутренний аудит (статья 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При этом следует учитывать, что Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами (статья 2 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации").

Следовательно, на проверки, проводимые органами финансового контроля в отношении Судебного департамента и его территориальных органов, распространяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающего принципы защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), основным из которых является недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований (статья 3).

С учетом данных принципов изложенный в постановлении мирового судьи вывод об отсутствии у Росфиннадзора полномочий по проведению проверок правомерности использования средств федерального бюджета Судебным департаментом в Республике Алтай, является правильным. Мировой судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях юридического лица - Управления Судебного департамента в Республике Алтай состава вменяемого административного правонарушения.

Доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО1 о том, что примененное мировым судьей постановление Верховного суда Российской Федерации в качестве судебной практики вынесено по делу с иными обстоятельствами, в данном случае проверки Счетной палаты Управления Судебного департамента в Республике Алтай не проводилось, основан на неверном толковании закона, поскольку как указывалось ранее контроль в отношении федерального государственного органа, осуществляющего организационное обеспечение и финансирование деятельности судов - Судебного департамента, по вопросам формирования, управления, использования и распоряжения средствами федерального бюджета, федеральной собственностью, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в силу предоставленных ей полномочий, таковые полномочия у Росфиннадзора отсутствуют даже в случае не проведения проверки Счетной палатой.

На основании ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 16 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Управления Судебного департамента в Республике Алтай по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу главного контролера-ревизора территориального отдела в Республике Алтай Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае - ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Е.Ю.Зрелкина