ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/18 от 30.10.2018 Советского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-41/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

30 октября 2018 года п.Советский Республики Марий Эл

Советский районный суд Республики Марий Эл

в составе судьи Подоплелова А.В.

с участием помощника прокурора Советского района Афанасьева В.Н.

при секретаре судебного заседания Белкиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главы Администрации МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» ФИО2 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО5 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок <данные изъяты> Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному отчету совокупный годовой объем закупок Администрации МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» составил <данные изъяты> тыс.руб., совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, составил <данные изъяты> тыс.руб. Объем закупок, который Администрация МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» обязана была осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в ДД.ММ.ГГГГ, составил <данные изъяты> тыс.руб. Между тем, фактически объем закупок в ДД.ММ.ГГГГ, осуществленных Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, составил 0 рублей. Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» проводился электронный аукцион на ремонт водопропускной трубы на улице <адрес> с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рубля, данный аукцион признан состоявшимся. Вместе с тем, ограничения и преимущества в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» установлено не было. Таким образом, Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» не обеспечен объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ не менее 15% в нарушение требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий

Эл ФИО5 глава Администрации МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.

ФИО2 обратился с жалобой на указанное постановление, указывая, что должностным лицом не учтено, что в ДД.ММ.ГГГГ Администрацией проведена одна конкурсная процедура – электронный аукцион на ремонт водопропускной трубы на улице в <адрес>. Финансирование данных работ осуществлялось за счет перечисленных субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл на осуществление целевых мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения. Лимиты бюджетных обязательств поступили в Администрацию лишь в ДД.ММ.ГГГГ. Так как указанные работы связаны с дорожной деятельностью и сезонностью выполнения работ, закупка объявлена на общих основаниях в целях наибольшего количества охвата порядных организаций, специализирующихся на данных видах работ. Муниципальный контракт на выполнение работ заключен с субъектом малого предпринимательства – ФИО11 и выполнен. Учитывая характер допущенного нарушения, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, в том числе для субъектов малого предпринимательства, вследствие не установления в извещениях об осуществлении учреждением закупок ограничения в отношении участников закупок, а также сведений о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества и государства, имеются основания для признания допущенного административного правонарушения малозначительным. Совершенное деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб в результате не установления Администрацией в извещениях об осуществлении закупок ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, следовательно, имеются основания для признания данного деяния малозначительным. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ содержат информацию об ФИО12 Данные обстоятельства были отражены в объяснении, поданном в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ к протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Эти обстоятельства не исследованы при вынесении решения. Соответственно, оценка тому, что подрядчиком по муниципальному контракту является ИП, включенный в вышеуказанный реестр, не дана. В постановлении не указаны сведения о том, когда заключен муниципальный контракт, не указаны сведения о периоде деяния и периоде, с которого действие (бездействие) в соответствии со ст.2.1 КоАП РФ признается административным правонарушением, сведения о годе, в котором должны быть размещены данные сведения. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО2 и его ФИО1ФИО7 доводы жалобы поддержали.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Согласно решению Собрания депутатов Верх-Ушнурского сельского поселения Советского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен на должность главы администрации МО «Верх-Ушнурское сельское поселение».

Согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ между главой МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» ФИО8 и ФИО2 заключен служебный контракт на замещение должности главы местной администрации, глава местной администрации приступает к исполнению полномочий с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ, размещенному Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок <данные изъяты>, совокупный годовой объем закупок составил <данные изъяты> тыс.руб., совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, составил <данные изъяты> тыс.руб. Объем закупок, который Администрация МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» обязана была осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в ДД.ММ.ГГГГ, составил <данные изъяты> тыс.руб. Объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, составил <данные изъяты> рублей.

Выслушав объяснения участников заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заключение прокурора, полагавшего необходимым постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч.ч.3,4 ст.30 указанного закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.27 указанного закона субъектам малого предпринимательства в соответствии со ст.30 указанного закона предоставляются преимущества при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках Закона о контрактной системе.

В соответствии со ст.12 ч.2 указанного закона должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.107 ч.1 указанного закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 11 ст.7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок <данные изъяты> Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному отчету совокупный годовой объем закупок Администрации МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» составил <данные изъяты> тыс.руб., совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за

вычетом закупок, предусмотренных с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе составил <данные изъяты> тыс.руб. Объем закупок, который Администрация МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» обязана была осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> тыс.руб. Между тем, фактически объем закупок в ДД.ММ.ГГГГ, осуществленных Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, составил <данные изъяты> рублей, что указано в отчете за ДД.ММ.ГГГГ, размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте информационной системы в сфере закупок. Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» проводился электронный аукцион на ремонт водопропускной трубы на улице <адрес> с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рубля, данный аукцион признан состоявшимся. Вместе с тем, ограничения и преимущества в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» установлено не было. Таким образом, Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» в нарушение требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе не обеспечен объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ не менее 15%.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, материалами проверки прокуратуры Советского района Республики Марий Эл исполнения законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ, другими материалами дела.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к данной статье установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Своими действиями податель жалобы совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, – осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Учитывая характер совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, а также то обстоятельство, что в нарушение принципа государственной политики в области развития предпринимательства закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в надлежащем объеме произведены не были, совершенное подателем жалобы административное правонарушение повлекло существенное нарушения охраняемых общественных отношений, нарушило права неограниченного числа лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций, должностное лицо антимонопольного органа обоснованно не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Административное наказание назначено подателю жалобы в соответствии с санкцией части 11 статьи 7.30 КоАП РФ в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, размер административного штрафа установлен с учетом положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Довод подателя жалобы о малозначительности совершенного им административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации, не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности.

Из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП Российской Федерации вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Несоблюдение требований законодательства в сфере закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников закупки, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение закупки с соблюдением всех требований законодательства.

Исходя из объекта вменяемого правонарушения, обстоятельств дела, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.

Доводы подателя жалобы о том, что в постановлении должностным лицом не дана оценка тому, что подрядчиком по муниципальному контракту является ИП - субъект малого предпринимательства, не указаны сведения о том, когда заключен муниципальный контракт, не указаны сведения о периоде деяния и периоде, с которого действие (бездействие) в соответствии со ст.2.1 КоАП РФ признается административным правонарушением, сведения о годе, в котором должны быть размещены данные сведения, не могут повлечь отмену указанного постановления.

Доводы подателя жалобы о том, что в отношении него следует применить ст.2.9 КоАП РФ в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» проведена одна конкурсная процедура – электронный аукцион на ремонт водопропускной трубы на улице в <адрес>, муниципальный контракт на выполнение данной работы заключен с субъектом малого предпринимательства – ФИО13, суд считает несостоятельными, так как согласно закупке от ДД.ММ.ГГГГ и плану-графику от ДД.ММ.ГГГГ преимущества, ограничения и запреты в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе Администрацией МО «Верх-Ушнурское сельское поселение» установлены не были, в связи с чем данная закупка не может быть учтена в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Поэтому постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО5 о наложении на подателя жалобы по ст.7.30 ч.11 КоАП РФ наказания в виде административного наказания в виде административного штрафа в размере 25000 рублей следует оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя ФИО1 антимонопольной службы по <адрес> Эл ФИО5 о наложении на ФИО2 по ст.7.30 ч.11 КоАП РФ наказания в виде административного наказания в виде административного штрафа в размере 25000 рублей оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл подачей жалобы через Советский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: А.В.Подоплелов