25RS0022-01-2019-000639-28 дело № 12-41/2019 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении с.Покровка 21 августа 2019 года Октябрьского района Приморского края Судья Октябрьского районного суда Приморского края Кандыбор С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ива» (ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>), на постановление заместителя начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области ФИО1 от 28 мая 2019 года, которым ООО «Ива» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения, УСТАНОВИЛ: Постановлением заместителя начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области ФИО1 от 28 мая 2019 года ООО «Ива» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде предупреждения. Генеральным директором ООО «Ива» ФИО2 подана жалоба на указанное постановление, в которой указано, что общество привлечено к ответственности за неиспользование земельных участков с кадастровыми номерами № по их назначению. При этом земельный участок с кадастровым номером № имеет неровный рельеф, большие перепады и уклоны, что не позволяет его использовать для сельскохозяйственных работ. Карьер на данном участке отсутствует. 13 мая 2019 года между Администрацией Октябрьского района и ООО «Ива» подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером № используется Обществом частично под пашню, остальная часть участка занята объектами сельскохозяйственного назначения, а именно бетонной силосной ямой и зданием коровника бывшего совхоза. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 установлен Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации, исходя из которого для определения неиспользования земельных летков, необходимо установить закустаренность, заболачивание, залесенность в процентном соотношении к площади участка. Однако административным органом при проведении проверки такие исследования участков не проводились, единичное нахождение древесно- кустарниковой растительности на участке не дает основания делать выводы о неиспользовании земельного участка. Кроме этого, данный перечень не содержит такого признака, как нахождение бетонных плит на участке. Ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ) не предусматривает возможности проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года, за исключением случаев указанных в настоящей статье, в том числе плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, используемых ими производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу (категории) опасности. Проверяемые Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области земельные участки не отнесены к категории умеренного и среднего риска, следовательно, данные участки относятся к категории низкого риска, а потому в их отношении не могут быть проведены плановые проверки. На основании ч. 5 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ ООО «Ива» в день проведения проверки представило Управлению документ, подтверждающий отнесение ООО «Ива» к субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно выписку из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и просило прекратить проверку. Таким образом, представленные административным органом документы, полученные при проведенной в нарушение закона проверке, не могут служить доказательствами совершения ООО «Ива» административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании изложенного и в соответствии с ч. 1 ст. 20 и ч. 2 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, ст. ст. 30.1, 30.2, 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях просил отменить постановление по делу об административном правонарушении от 28.05.2019 года по делу №10-567/19 заместителя начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области и производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ива» прекратить. Представитель юридического лица, привлекаемого к ответственности, ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, указала, что ООО «Ива» не является собственником и не использует земельные участки, в отношении которых решением уполномоченного лица установлены категории риска, к административной ответственности ООО «Ива» в связи с нарушением требований земельного законодательства, в том числе по ст.ст. 19.5 и 19.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не привлекалось. Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области (далее - Управление, Административный орган) направлен отзыв на жалобу, согласно которому изложены обстоятельства вынесения постановления в соответствии с нормами закона, в связи жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление по делу об административном правонарушении от 28.05.2019 № 10-567/19 без изменения, в силу следующего. В своей жалобе Общество указывает, что является субъектом малого предпринимательства, и в отношении таких субъектов с 01.01.2019 по 31.12.2020 не проводятся плановые проверки. Вместе с тем, положения п. 1 ч. 1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ исключают из числа таких проверок плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Согласно пункту 8 Перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск- ориентированный подход, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск- ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», государственный земельный надзор отнесен к виду федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход. Согласно пункту 4(2) Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (далее - Положение о земельном надзоре), отнесение земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту нахождения земельного участка в соответствии с критериями отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к определенной категории риска согласно приложению № 1. Решениями руководителя Управления от 27.10.2017 № 79, 80 земельные участки №, принадлежащие Заявителю, отнесены к средней категорий риска. Пунктом 4(3) Положения о земельном надзоре установлено, что плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью: для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года. В отношении Общества плановые выездные проверки не проводились. Из части 1 статьи 9 и части 2 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что плановая выездная проверка проводится в отношении юридического лица по месту нахождения и (или) по месту фактического осуществления деятельности. Согласно части 3 статьи 9 плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) (часть 6.1 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ). Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года (часть 7 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ). Статьей 9 Закона № 294-ФЗ установлен порядок организации и проведения плановых проверок, согласно которому проект плана проведения плановых проверок на предшествующий год направляется на согласование в орган прокуратуры, после чего утверждается руководителем органа государственного контроля и размещается на официальном сайте органа или в сети интернет. Таким образом, плановая проверка Общества включена в ежегодный сводный план проведения плановых проверок, который размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а надзорные каникулы на Заявителя не распространяются. В своей жалобе Общество указывает, что не согласно с вмененным нарушением, а именно с неиспользованием земельных участков по их назначению, а также в связи с неустановлением при проведении проверки в процентном соотношении к площади участка закустаренности, заболачивания, залесенности, в связи с чем отсутствуют основания для выводов о неиспользовании земельных участков. Из постановления Управления следует, что проверка проведена в отношении Общества на земельном участке № категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, общей площадью 414 735 кв.м, находящегося примерно в 1230 м по направлению на северо-восток от ориентира (жилой дом), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, принадлежащем собственность от 09.01.2019 №) (далее - Земельный участок 2201). Из административного дела следует, что на Земельном участке 2201 в хаотичном порядке произрастает древесно-кустарниковая растительность (ива, лоза), высотой от 1,5 до 3 м. Также на участке обнаружен строительный мусор, а именно бетонные плиты, разбросанные по участку. Собственником участка не проводятся обязательные фитосанитарные, агротехнические, агрохимические мероприятия, установленные федеральными законами Российской Федерации. Земельный участок №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, общей площадью 43781 кв.м, находящийся примерно в 3 286 м по направлению на северо-восток от ориентира (жилой дом), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, принадлежащий Обществу на правах аренды (соглашение от 18,04.2016 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося на территории Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края, от 07.12.201 № 52, регистрация соглашения 28.04.2016) (далее - Земельный участок 269), В ходе проверки установлено произрастание на Земельном участке 269 сорной и древесно-кустарниковой растительности, хаотично разбросан мусор (шифер, бутылки, автопокрышки). Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а не за неиспользование земельных участков по целевому назначению, как трактует Общество в своей жалобе. Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности. Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Суды указывают, что, исходя из конструкции и буквального смысла указанной нормы, правонарушение имеет формальный состав и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 № 08АП-4740/2014, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу № А19-16021/2013). Произрастание сорной и древесно-кустарниковой растительности, разбросанного мусора на земельных участках Общества установлено актом проверки от 17.05.2019 № У-031, протоколом об административном правонарушении от 15.05,2019 № 10-567/19, фото таблицей к протоколу об административном правонарушении, составленном в присутствии законного представителя Заявителя. Ссылка Общества на соглашение от 13.05.2019 о расторжении договора аренды Земельного участка 269, заключенного между Обществом и КФХ ФИО3, не состоятельна по следующим основаниям. На момент проведения проверки Управлением Заявителем документы о расторжения договора аренда на Земельный участок 269 не представлялись. К жалобе Обществом так же не приложен документ, подтверждающий расторжение указанного договора аренды, зарегистрированный в ЕГРН, на момент составления протокола об административном правонарушении. На оснований изложенного, Управление просит в заявленных требованиях ООО «Ива» отказать, оставить постановление по делу об административном правонарушении от 28.05.2019 № 10-567/19 в силе. Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы законного представителя ООО «Ива» и представленные его представителем в судебном заседании документы, суд приходит к следующему. Согласно ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года, за исключением случаев указанных в настоящей статье, в том числе плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, используемых ими производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу (категории) опасности. Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 установлены критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к определённой категории риска при осуществлении федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственного земельного надзора (далее – Критерии). Согласно абзацу 2 части 4 (2) положения о государственном земельном надзоре, отнесение земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту нахождения земельного участка в соответствии с критериями отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к определенной категории риска согласно приложению № 1. В соответствии с пунктом 4(3) Положения плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. ООО «Ива» с 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, имеет статус малого предприятия. Таким образом, законность и обоснованность проведения в отношении ООО «Ива», как субъекта малого предпринимательства, в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года, плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора) обусловлена наличием критериев отнесения деятельности юридических лиц, используемых ими производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу (категории) опасности, применительно к рассматриваемым обстоятельствам – наличием во владении ООО «Ива» земельных участков, отнесенных в соответствии с вышеприведенными нормами к земельным участкам к категории среднего и умеренного риска. Судом отвергаются доводы представителя административного органа об обоснованности проведения плановой проверки в отношении ООО «Ива» принятием решений руководителем Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 27.10.2017 №№ 79,80 об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами № и № по адресам: <адрес> и <адрес> (соответственно), поскольку доказательств их владения ООО «Ива» административным органом не представлено (право собственности на земельный участок с кадастровым номером № с 31.03.2016 зарегистрировано за ООО «Трива»; земельный участок № является собственностью П.Ю. с 08.07.2016). При этом обстоятельства внесения ООО «Ива» в План проверок на 2019, размещенный на официальном сайте Управления, на основании данных Информационной системы «Цербер», созданной для контроля и учета деятельности местных производителей и участников предпринимательской деятельности в области ветеринарного и земельного контроля, о вышеуказанных земельных участках, правового значения не имеют. Суду не представлено доказательств наличия вступившего в законную силу в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении земельного участка к категории риска постановления о назначении юридическому лицу, являющегося правообладателем земельного участка, а также должностному лицу юридического лица административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 25,26 ст. 19.5 и статьей 19.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части предписаний (постановлений, представлений, решений), выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальных органов в пределах компетенции по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (согласно п.п. 2,3 Критериев). В соответствии с частью 2 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-Ф3 проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в связи с чем они не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Положенные в обоснование постановления заместителя начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области ФИО1 от 28 мая 2019 года, которым ООО «Ива» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения, доказательства совершения ООО «Ива» указанного правонарушения: приказ о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 25.04.2019 № 537-пр, акт проверки № У-031 от 17.05.2019, как полученные с нарушением закона, подлежат признанию недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении. При установленных обстоятельствах постановление заместителя начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области ФИО1 от 28 мая 2019 года, которым Общество с ограниченной ответственностью «Ива» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения, не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесен обжалуемый акт административного органа. Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, РЕШИЛ: Отменить постановление заместителя начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области ФИО1 от 28 мая 2019 года, которым Общество с ограниченной ответственностью «Ива» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, жалобу ООО «Ива» - удовлетворить. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд Приморского края. Судья С.А. Кандыбор |