№12-41/2020
УИД 75RS0016-01-2020-000669-89
РЕШЕНИЕ
02 декабря 2020 года г. Могоча
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ивановой А.А., при секретаре судебного заседания Кизимовой Е.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании, по жалобе ФИО1, на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия – ФИО2 №, о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия – ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора по производству Акционерного общества «Рудник Александровский» (далее – общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей. (т. 1 л.д. 6-14, т.2 л.д.114-122)
ФИО1 не согласившись с указанным постановлением должностного лица, подал в Могочинский районный суд жалобу, в которой ставит вопрос об отмене постановления о привлечении его к административной ответственности и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Свою жалобу ФИО1 мотивировал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Так, в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию либо в случаях, установленных законодательством (статья 12). Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (п. 10 ч. 2 ст. 20) Пунктом 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Между тем, в лицензионном соглашении на основании которого АО «Рудник Александровский» осуществляет свою деятельность отсутствует требование о добыче полезного ископаемого в строгом соответствии с количеством, указанном в планах горных работ.
Отступление от проекта в сторону уменьшения годовой добычи полезного ископаемого нельзя признать нарушением лицензионных требований.
Кроме того, при проведении проверки государственным органом не учтены следующие обстоятельства, объективно препятствующие обществу выходу на плановые производственные показатели, а именно:
- низкое качество поставляемой АО «Рудник Александровский» электрической энергии, что подтверждается, постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №2 А78-6602/2018, согласно которому реализуемая АО «Читаэнертосбыт» электрическая энергия АО «Рудник Александровский», не соответствовала обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 по показателям качества и привело, в том числе, к непроектным недополучению проектной выручки и, как следствие - недофинансированию горных работ.
- сложности оформления земельных отношений: Участок Северо - Восточный разделен на две примерно равные части и находится в пределах двух лицензий, принадлежащих АО «Рудник Александровский»: ЧИТ 01982 БЭ и ЧИТ 02543 БП. В 2018 г. произошла остановка горных работ по причине невозможности проводить любые геологоразведочные работы на землях лесного фонда - «зеленой зоны». На данный момент АО «Рудник Александровский» пытается решить данную проблему путем перевода земель из категории «защитных лесов» в леса «общего пользования».
- неподтвержденность запасов месторождения: согласно геологической документации общества запасы месторождения (объемы полезного ископаемого, содержание драгоценных металлов в руде, коэффициент вскрыши) не подтвердились в ходе отработки месторождения.
ФИО1 в судебном заседании просил суд удовлетворить его жалобу по изложенным в ней доводам.
Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о рассмотрении дела извещено своевременно и надлежащим образом, своего представителя не направило для участия в судебном заседании.
Из отзыва руководителя Забайкальского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 следует, что требования жалобы ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия – ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными. Руководитель Управления полагает, что в действиях должностного лица АО «Рудник Александровский» - ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, поскольку при проведении плановой проверки соблюдения АО «Рудник Александровский» требований природоохранного законодательства было установлено, что Общество пользование недрами осуществляет с нарушениями условий лицензии №, установленных п. 4.3, 7 и 10. Полагает, что доводы ФИО1 о том, что в лицензионном соглашении отсутствует требование о добыче полезного ископаемого в строгом соответствии с количеством, указанном в планах горных работ, является несостоятельным, поскольку согласно ст. 9 Закона РФ «О недрах», права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. АО «Рудник Александровский» пользуется недрами на основании лицензии №. Неотъемлемой частью указанной лицензии являются Условия пользования недрами. В соответствии с п. 10 Условий пользования недрами, пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Из пояснительной записки к годовому отчету по форме 5-ГР на участках работ АО «Рудник Александровский» - Западный и Восточный следует, что разработка Александровского месторождения в 2019 году произведена с отступлением от согласованного плана развития горных работ, так плановые показатели по вскрыше выполнены на 84,3 %, по добыче – 75%. На участке Ивачиха вскрышные работы не проводились, по добыче – 69,6%. Таким образом, АО «Рудник Александровский» нарушил п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» согласно которого, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. Также в соответствии с п. 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от № производство горных работ без согласованного с органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается. Также считает необоснованным довод ФИО1 о том, что отступление от проекта в сторону уменьшения годовой добычи полезного ископаемого, поскольку в соответствии со ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка полезных ископаемых, в том числе, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией, которая разрабатывается в соответствии Постановления Правительства РФ от 03 марта 2010 г. № 118, и заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, технико-экономических показателей разработки месторождений, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых. Проектной документацией, обосновывающей разработку месторождения в 2019 г. обоснованы следующие решения: объем добычи рудной массы на участках Западный и Востоный 750 тыс.т., на участке Ивачиха – 300 тыс.т. Производственная мощность карьеров по добычи руды – 1050 тыс.т. Уменьшение годового уровня добычи влечет нарушение проектных решений, обосновывающих рациональное пользование недрами. Кроме того, согласно п. 31 «Правил охраны недр» ведение работ по добыче полезных ископаемых при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается. Доводы ФИО1, о низком качестве поставляемой электроэнергии, в результате чего на участках горных работ произошли простои, о сложности оформления земельных отношений, в результате чего произошла остановка работ в 2018 г., не относятся к рассматриваемому административному правонарушению. Довод ФИО1 о том, что запасы месторождения не подтвердились в ходе его отработки, не нашли своего подтверждения, поскольку действие лицензии не ограничено, работы по добыче полезных ископаемых продолжаются, изменения в проектную документацию не вносились.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, АО «Рудник Александровский» на основании лицензии <данные изъяты> (сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ) предоставлено право на пользование недрами с целевым назначением и видами работ – для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Лицензионным соглашением (приложение № 1 к Лицензии <данные изъяты>) установлены условия использования участка недр.
Обществу вменяется нарушение лицензии ЧИТ 01982 БЭ по соблюдению требовании технического проекта в части установленных уровней добычи, на основании Лицензионного соглашения.
Факт неисполнения указанного условия лицензионного соглашения на момент проведения управлением проверки установлен актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего был составлен протокол об административном правонарушении. (т. 2 л.д. 1-8, 13-30)
По результатам выявленных нарушений должностное лицо - заместитель генерального директора по производству АО «Рудник Александровский» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Из постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия – ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что административное правонарушение выразилось в следующем.
Согласно технического проекта разработки открытым способом Александровского золоторудного месторождения от 2015 года, горные работы в 2019 году, были предусмотрены в следующих объемах:
- на участках Западный и Восточный: вскрышные работы на горизонтах +800 - +745 в объеме 10596,2 тыс.м3, добыча руды 750 тыс.т.;
- на участке Ивачиха: вскрышные работы на горизонтах +780 - +735 в объеме 1958,3 тыс.м3, добыча руды на горизонтах +755 - +735 - 300 тыс.т. Планом горных работ в 2019 году были предусмотрены вскрышные работы на участках:
- Западный и Восточный (гор. +900 - +680) в объеме 8935,6 тыс.м3, добыча руды - 834,05 тыс.т.;
- Ивачиха (гор. +840 - +750) вскрышные работы- 1461,4 тыс.м3, добыча руды - 270,17 тыс.т. (т.2 л.д. 42-58)
План развития горных работ согласован с Забайкальским управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 31-41)
Между тем, согласно информации Основные показатели работ отраженной в пояснительной записке к годовому отчету по форме 5-ГР на участках Западный и Восточный вскрышные работы выполнены в объеме 7482,3 тыс.м3, добыто руды 625,7 тыс.т.; проектные обязательства реализованы по вскрышным работам на 70,6 %, по добыче - 83,4%; плановые показатели по вскрыше выполнены на 84,3 %, по добыче -75%. На участке Ивачиха вскрышные работы не проводились, добыто руды 188,2 тыс.т; проектные обязательства реализованы по вскрышным работам на 0%, по добыче - 62,7%, плановые показатели по вскрыше выполнены на 0 %, по добыче - 69,6%. (т.2 л.д. 59-92)
Таким образом, АО «Рудник Александровский» разработка Александровского месторождения в 2019 году произведена с отступлением от согласованного плана горных работ, тем самым нарушены п. 54 Правил охраны недр, п.2, 10 ч.2ст.22 Закона РФ «О недрах», п.10 условий пользования недрами к лицензии ЧИТ 01982 БЭ. АО «Рудник Александровский» в 2019 году уровень добычи минерального сырья, определенный утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения не обеспечен, тем самым нарушены n.31 Правил охраны недр, п.п. 7, 10 условий пользования недрами к лицензии №, п.10.ч.2 ст.22, ст.23.2 Закона РФ «О недрах».
Выход предприятия по добыче полезных ископаемых на общую проектную мощность, определенную согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения по величине 1050 тыс.т руды в 2019 году не обеспечен нарушен п. 4.3 условий пользования недрами, п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах». (т.2 л.д.114-122)
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулирует Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах» (далее – Закон о недрах).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущения сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Работы по добыче полезных ископаемых ведутся недропользователем на основании лицензии и лицензионного соглашения, с соблюдением действующих требований по охране недр, окружающей природной среды, землепользованию, безопасному ведению работ в соответствии с проектом на отработку месторождения, согласованным в установленном порядке.
Пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах содержит общее требование о необходимости выполнения условий, установленных лицензией. При этом, Закон о недрах не содержит требований или условий, обязывающих недропользователя добывать строго указанное в проекте или планах развития горных работ количество полезного ископаемого.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 14 ноября 2019 г. №309-ЭС19-20889.
Приложение № 1 к лицензии №, которым установлены условия использования участка недр, содержит положения о соблюдении лицензиатом требований проектных документов, а также уровня добычи полезных ископаемых согласно проектным документам, утвержденным в установленном порядке (п. 4.3, п. 7). Пункты указанного лицензионного соглашения не содержат обязательного требования или условия о необходимости строгого соблюдения объемов добычи полезного ископаемого, как не содержит и требований на случай уменьшения (увеличения) годовой добычи полезного ископаемого. По мнению суда, положения по использованию участка недр, изложенные в приложении № 1 к лицензии № носят общий характер.
Вменяемое обществу нарушение заключается в несоблюдении планируемых уровней добычи полезного ископаемого в 2019 г., установленных техническим проектом, а именно на участке Западный и Восточный проектные обязательства от показателей, установленных техническим проектом реализованы по вскрышным работам на 70,6 %, по добыче - 83,4%; плановые показатели по вскрыше выполнены на 84,3 %, по добыче -75%. На участке Ивачиха вскрышные работы не проводились, проектные обязательства реализованы по вскрышным работам на 0%, по добыче - 62,7%, плановые показатели по вскрыше выполнены на 0 %, по добыче - 69,6%. Данное обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в частности актом проверки, протоколом об административном правонарушении, планом развития горных работ, техническим проектом разработки открытым способом Александровского золоторудного месторождения от 2015 года.
Между тем, поскольку в лицензионном соглашении отсутствует требование о добыче полезного ископаемого в строгом соответствии с количеством, указанном в планах горных работ, суд считает, что отступление от Проекта в сторону уменьшения годовой добычи полезного ископаемого, не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Кроме того, у суда вызывает сомнение обязанность пользователя недрами в данном случае АО «Рудник Александровский» производить добычу полезного ископаемого в объемах сверх необходимого для осуществления предпринимательской деятельности. Административный орган не подтвердил вред или общественную опасность действий по добыче полезного ископаемого ниже установленного лимита.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая изложенное выше суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, а постановление должностного лица признанию незаконным и отмене, в виду отсутствия в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Признать постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия – ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконным, указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На постановление может быть подана жалоба в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня его принятия.
Судья А.А. Иванова
Решение изготовлено 02 декабря 2020 г.