ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/20 от 03.06.2020 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

03 июня 2020 года <адрес> края

Судья Бикинского городского суда <адрес>ФИО5,

рассмотрев протест и.о. Бикинского городского прокурора ФИО2 на постановление председателя комитета государственного финансового контроля <адрес>ФИО4 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:

должностного лица - главы администрации Бикинского муниципального района <адрес>ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> городок, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением председателя комитета государственного финансового контроля <адрес>ФИО4 от <дата> в части правонарушений, выразившихся в нарушении сроков предоставления Отчетности по тепловой энергии за февраль, июль и август 2019 года должностное лицо - глава Бикинского муниципального района <адрес> ФИО6 ФИО7 освобожден от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, с объявлением устного замечания. Производство по делу об административных правонарушениях -АП, возбужденному <дата>, прекращено.

В части правонарушения, выразившегося в нарушении сроков предоставления Отчетности по тепловой энергии за апрель 2019 года производство по делу об административных правонарушениях -АД, возбужденному <дата> прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, и.о. Бикинского городского прокурора подан протест. В обоснование доводов указано, что постановление является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Установлено, что должностным лицом нарушены сроки предоставления отчетности за тепловую энергию за февраль, июль, август 2019 года. Так, правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, относится к правонарушениям в области финансов и влечет за собой нарушение бюджетного законодательства в части предоставления отчетности при расходовании субвенций на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, вследствие несвоевременного предоставления в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Учитывая изложенное, принимая во внимание объективную сторону административного правонарушения, длительность неисполнения требований федерального законодательства, негативные последствия, факт создания должностным лицом условий для совершения более серьезных правонарушений, систематическое совершение однородных правонарушений, а также факт того, что бездействием должностного лица нанесен вред законодательно определенному порядку обеспечения гласности и прозрачности осуществления при предоставлении отчетности, в действиях привлекаемого к ответственности лица отсутствуют признаки, позволяющие квалифицировать их как малозначительные.

В соответствии со ст. <адрес> от <дата> «О наделении органов местного самоуправления <адрес> по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию поставляемую населению» (далее - Закон ) Бикинский муниципальный район наделен государственными полномочиями <адрес> по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен и тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению. В соответствии с пп. 4 ч. 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны предоставлять в уполномоченные <адрес> органы исполнительной власти отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходования финансовых средств, полученных на эти цели.

Статьей 7 Закона определен порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им полномочий согласно которому, орган местного самоуправления предоставляют в уполномоченные <адрес> органы исполнительной власти края, ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходования финансовых средств полученных на эти цели.

Разделом 3 постановления <адрес> от <дата>-пр «О возмещении убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и предоставлении местным бюджетам субвенции из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - Порядок -пр) установлен перечень документов предоставляемых в министерство. Подпунктом 7 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 порядка -пр установлено, что отчет об исполнении субвенций по форме согласно приложению 2 к Порядку предоставляется - ежемесячно до 10 числа, следующего за отчетным.

Однако, при проверке отправки ежемесячных отчетов об использовании субвенции установлено, что отчеты в февраль, июль август, 2019 года отправлены не своевременно, что говорит о системности нарушения законодательства. Состав правонарушения формальный, в связи с чем устранение нарушений в последующем не влечет освобождение от предусмотренной законодательством ответственности.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Полагает, что Комитет финансового контроля <адрес> незаконно освободил ФИО6 ФИО8 от административного наказания, что не позволило всесторонне и полно рассмотреть дело об административном правонарушении по ч. 3 ст.15.15. 3 КоАП РФ. В связи с чем, просит отменить постановление Комитета государственного финансового контроля <адрес> от <дата> по делу -АП.

Ст. помощник Бикинского городского прокурора ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в протесте в полном объеме, просила отменить постановление, вынесенное председателем комитета государственного финансового контроля <адрес>ФИО4 от <дата>, вернуть на новое рассмотрение. Дала пояснения аналогичные вышеизложенному.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО6 ФИО9, не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен заблаговременно и надлежащим образом.

В судебное заседание председатель комитета государственного финансового контроля <адрес>ФИО4 не явился. О времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Представил отзыв, указав, что в силу положений статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения. При рассмотрении дела установлено, что правонарушение, совершенное ФИО6 ФИО10, не создало существенной угрозы общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства. Решение об освобождении ФИО6 ФИО11 от административной ответственности с объявлением ему устного замечания принято с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения.

Выслушав ст. помощника прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 30.10. КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных нарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в силу п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе, субсидий местным бюджетам.

В силу части 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 6 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления субвенций местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, должен соответствовать установленному Правительством Российской Федерации порядку предоставления субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со ст. <адрес> от <дата> «О наделении органов местного самоуправления <адрес> по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию поставляемую населению» (далее - Закон ) Бикинский муниципальный район наделен государственными полномочиями <адрес> по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен и тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.

В соответствии с пп. 4 ч. 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны предоставлять в уполномоченные <адрес> органы исполнительной власти отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходования финансовых средств, полученных на эти цели.

Статьей 7 Закона определен порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им полномочий согласно которому, орган местного самоуправления предоставляют в уполномоченные <адрес> органы исполнительной власти края, ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходования финансовых средств полученных на эти цели.

Разделом 3 постановления <адрес> от <дата>-пр «О возмещении убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и предоставлении местным бюджетам субвенции из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - Порядок -пр) установлен перечень документов предоставляемых в министерство.

Подпунктом 7 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 порядка -пр установлено, что отчет об исполнении субвенций по форме согласно приложению 2 к Порядку предоставляется - ежемесячно до 10 числа, следующего за отчетным.

<дата> Бикинским городским прокурором в отношении ФИО6 ФИО12 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, по факту того, что глава Бикинского муниципального района <адрес> ФИО6 ФИО13, являясь должностным лицом, находясь на своем рабочем месте, расположенному по адресу: <адрес>, пер. Советский, <адрес> – являясь главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Уставом администрации Бикинского муниципального района от 04.05.2002г. во исполнение закона <адрес> от <дата> «О наделении органов местного самоуправления <адрес> по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию поставляемую населению», постановления <адрес> от <дата>-пр «О возмещении убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и предоставлении местным бюджетам субвенции из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» в нарушении подпункта 7 п.п. 3.1.2 п. 3.1 раздела 3 Порядка -пр направил отчет об использовании Субвенции в нарушении срока установленного порядком.

Из материалов дела следует, что <адрес> от <дата> "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее -Закон ) на реализацию переданных государственных полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, району утверждены бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты>.

На 2019 год министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> до Района доведены лимиты бюджетных обязательств по средствам субвенции на реализацию переданных государственных полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в сумме <данные изъяты>. Проверкой своевременности представления в Министерство Отчетности по тепловой энергии через систему электронного документооборота <адрес> установлены отдельные случаи нарушения Администрацией установленных подпунктами 5 и 7 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка -пр сроков её предоставления, в том числе: Отчетность по тепловой энергии за февраль 2019 г. направлена позже установленного срока на один рабочий день <дата>; Отчетность по тепловой энергии за апрель 2019 г. направлена позже установленного срока на три рабочих дня <дата>; Отчетность по тепловой энергии за июль 2019 г. направлена позже установленного срока на два рабочих дня <дата>; Отчетность по тепловой энергии за август 2019 г. направлена позже установленного срока на один день <дата>.

Таким образом, в нарушение пункта 6 статьи 140 БК РФ, подпунктов 5 и 7 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка -пр администрацией Района нарушен Порядок расходования субвенции на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, вследствие несвоевременного предоставления в Министерство Отчетности по тепловой энергии.

Нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, за которое предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде наложения на них административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с частью 1 статьи 31 и частями 1 и 2 статьи 32 Устава Бикинского муниципального района, принятого решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>, глава муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района, является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет администрацию муниципального района, формирует администрацию муниципального района (исполнительно распорядительный орган муниципального района) в соответствии со структурой, утвержденной Собранием депутатов, издает распоряжения о создании отделов, комитетов, управлений и других ее структурных подразделений, назначает и отстраняет от должности руководителей этих органов, в соответствии с действующим законодательством руководит и осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений администрации муниципального района, муниципальных предприятий и учреждений, руководит деятельностью администрации муниципального района по осуществлению переданных ей федеральными законами, законами края отдельных государственных полномочий, представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района.

В соответствии с Решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района от <дата> "Об избрании главы Бикинского муниципального района <адрес>" и распоряжением администрации Района от <дата> "О вступлении в должность главы Бикинского муниципального района" ФИО6 ФИО14 вступил в должность главы Бикинского муниципального района <адрес> с <дата>.

Вина ФИО6 ФИО15 в совершении вменяемого ему административного правонарушения состоит в том, что он в силу своих должностных обязанностей главы администрации Бикинского муниципального района <адрес> при их исполнении должен был знать требования действующего законодательства Российской Федерации об обязательном соблюдении получателем межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций, условий и порядка их предоставления, однако без достаточных к тому оснований допустил их нарушение.

Время совершения административного правонарушения - <дата>, <дата>, <дата> и <дата> (дни следующие за днями истечения срока, установленного для направления отчетов).

По случаям нарушения сроков предоставления Отчетности по тепловой энергии за февраль, июль и август 2019 года факт совершения должностным лицом - главой Бикинского муниципального района <адрес> ФИО6 ФИО16 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от <дата>; решением о расширении предмета проверки от <дата>; требованием о явке к прокурору от <дата>; решением об избрании главы Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>; сопроводительным письмом с приложениями от <дата>; сопроводительным письмом с приложениями от <дата>; сопроводительным письмом с приложениями от <дата>; сопроводительным письмом с приложениями от <дата>; распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>-р; платежным поручением от <дата>; платежным поручением от <дата>; сопроводительным письмом с приложениями от <дата>; уведомлением от <дата>; уведомлением от <дата>; справкой об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств из бюджета от <дата>; справкой об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств из бюджета от <дата>; справкой об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств из бюджета от <дата>; справкой об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств из бюджета от <дата>; справкой об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств из бюджета от <дата>; справкой об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств из бюджета от <дата>; уведомлением о лимитах бюджетных обязательств из бюджета Бикинского муниципального района на 2019 год от <дата>; справкой об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств из бюджета от <дата>; постановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от<дата>; договором от <дата> на возмещение Дальневосточной дирекции по теплоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по теплоснабжению - филиал ОАО "РЖД" убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению; договором от <дата> на возмещение Бикинскому муниципальному унитарному предприятию "Топливно-Энергетический комплекс" убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению; отчетом за январь - ноябрь 2019 года; платежным поручением от <дата>; платежным поручением от <дата>; платежным поручением от <дата>; сведениями о сборе и использовании средств "Топливной составляющей" и оплате топлива за ноябрь 2019 г. по Бикинскому муниципальному району; сопроводительным письмом от <дата><дата>-3943 с определением об истребовании сведений по делу об административном правонарушении -АП; сопроводительным письмом от <дата> с копией распоряжения администрации Бикинского муниципального района от <дата> "Об отпуске".

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).

Оценив фактические обстоятельства дела, исследовав имеющиеся доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях ФИО6 ФИО17 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Доводы протеста о том, что правонарушение не является малозначительным, не могут являться основаниями для отмены административного постановления.

Несмотря на то, что действия (бездействие) ФИО6 ФИО18 содержат признаки состава инкриминируемого правонарушения, однако исходя из оценки конкретных обстоятельств дела и положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного деяния, по следующим основаниям.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Принимая во внимание, что состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 5.15.3 КоАП РФ является формальным, то есть не требующим наступления последствий, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, факт отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, каких-либо тяжких последствий, наступивших в связи с действием (бездействием) должностного лица председатель комитета государственного финансового контроля <адрес> пришел к обоснованному выводу о наличии обстоятельства, предусмотренного ст. 2.9 КоАП РФ при назначении ФИО6 ФИО19 административного наказания.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление председателя комитета государственного финансового контроля <адрес>ФИО4 от <дата> с учетом установленных по делу обстоятельств и соблюдением требований КоАП РФ является законным и обоснованным, оснований для отмены данного постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление председателя комитета государственного финансового контроля <адрес>ФИО4 от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении ФИО6 ФИО20 по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - оставить без изменения, протест и.о. Бикинского городского прокурора ФИО2 - без удовлетворения

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня его вручения, через Бикинский городской суд <адрес>.

Судья ФИО5