№ 12-41/2020
39RS0008-01-2020-000372-73
Р Е Ш Е Н И Е
г. Гусев 11 июня 2020 года
Судья Гусевского городского суда Калининградской области Куксенко О.П., при секретаре Виденмаер М.В.,
с участием представителя МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» на постановление Главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области № 39/6-133-19-ИЗ/12-603/8-И/23-13 от 24 марта 2020 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области № 39/6-133-19-ИЗ/12-603/8-И/23-13 от 24 марта 2020 года МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» обратилось в суд жалобой на указанное постановление, просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что не согласно с выводами инспектора, утверждающего, что в трудовые функции водителя ВПММ входит исполнение работ на высоте. В должностные обязанности водителя ВПММ входит исполнение трудовых обязанностей в кабине указанного автомобиля. Производить работы, указанные в оспариваемом постановлении, водитель не имеет права, находясь выше поверхности земли, так как чистка ВПММ производится водяной струей из шланга, а обслуживание и ремонт автотранспорта МБУ «Чистота» производится в сервисном центре по ремонту автомобильной техники по муниципальным контрактам и договорам. Конструкция ВПММ не позволяет водителю даже физически находиться так, как законодатель определяет работы на высоте. Технологические карты на производство работ на высоте обязательны только для стационарных рабочих мест. В постановлении не указано, какие конкретно обязанности водителя входят в работы, связанные с риском падения водителя с высоты, откуда и на какие именно машины и выступающие предметы, при выполнении каких операций существует риск падения водителя с высоты. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения толкуются в пользу этого лица.
В судебном заседании представитель МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» ФИО1 доводы жалобы поддержал.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Часть 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
На основании извещения о несчастном случае со смертельным исходом, произошедшим 09 декабря 2019 года с водителем ВПММ ФИО4 с 18 декабря 2019 года по 10 января 2020 года в МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» проводилась проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проверки главным государственным инспектором труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области вынесен ряд постановлений о привлечении МБУ «Чистота» к административной ответственности.
Оспариваемым постановлением установлена вина МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» в том, что учреждение допустило водителя ВПММ ФИО5 к выполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения безопасным методам и приемам выполнения работы на высоте, не предоставило технологические карты на проведение работ по чистке, обслуживанию и ремонту транспорта, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 метра, инструкция водителя грузовой машины и инструкция водителя вакуумной подметально-уборочной машины КО-318 не содержит сведений (требований) руководства по эксплуатации, при организации работ по чистке, обслуживанию и ремонту указанной машины не установило порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, связанных с возможным падением с высоты менее 1,8 м.
Поскольку оспариваемым постановлением установлена вина МУП «Чистота» МО «Гусевский городской округ» в допуске водителя ВПММ ФИО6 к выполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения безопасным методам и приемам выполнения работы на высоте, фактически в действиях МУП «Чистота» МО «Гусевский городской округ» установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает ответственность по ч. 1 данной статьи, в связи с отсутствием в действиях состава данного административного правонарушения.
По ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» за вышеуказанные действия привлечено постановлением главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области № 39/6-133-19-ИЗ/12-603/9-И/23-13 от 24 марта 2020 года.
Кроме того, как следует из карты № 17 специальной оценки условий труда водителя ВПММ, проводимой с участием эксперта ООО «ЭАЦ «Технологии труда», 22 декабря 2016 года проведена оценка условий труда по вредным (опасным) факторам водителя ВПММ, условия труда последнего не связаны с работой на высоте.
Должностная инструкция водителя ВПММ, руководство по эксплуатации подметально-уборочной машины КО-318 (ВПММ) не содержат сведений о работе водителя ВПММ на высоте. Управление рабочими органами, спецоборудованием и автономным двигателем производится из кабины автомобиля.
Материалы дела не содержат сведений о том, что на работу водителя ВПММ распространяются Правила об охране труда при работе на высоте, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 марта 2014 года № 155н.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минтруда России от 07 июля 2016 года № 439н «Об утверждении Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве» ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.
На основе Правил и типовых инструкций по охране труда, утвержденных в установленном порядке, разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, осуществляющими работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, (далее - работники) представительного органа (при наличии).
В случае применения методов работ, материалов, технологической оснастки и оборудования, выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не предусмотрены Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и требованиями технической документации организации-изготовителя применяемого оборудования.
Пункт 4 Приказа Минтруда России от 06 февраля 2018 года № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» предусматривает, что работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов.
На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств (далее - организация-изготовитель) работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» разработаны Инструкция № 3 по охране труда для водителя автомобиля грузового и Должностная инструкция водителя ВПММ, которые содержат требования о необходимости знания водителями устройства и назначения транспортного средства, участия в его чистке, обслуживании и ремонте.
При этом ремонт и техническое обслуживание автомобилей и спецтехники МБУ «Чистота» МО «Гусесвкий городской округ» проводит сторонняя организация, что подтверждается представленными суду контрактами.
Ознакомление водителя с назначением и устройством транспортного средства не исключено и целесообразно путем изучения руководства по эксплуатации данного транспортного средства, а также путем проведения обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний.
Ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За данное правонарушение постановлением главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области № 39/6-133-19-ИЗ/12-68-И/23-13 от 14 января 2020 года МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» подвергнуто административному наказанию, поскольку с водителем ВПММ не был проведен первичный инструктаж на рабочем месте, он допущен к работе без проведения в установленном порядке стажировки на рабочем месте по трудовой функции водителя ВПММ, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на рабочем месте водителя ВПММ работодателем, внеочередная проверка знаний и требований охраны труда в соответствии с правилами не проводилась.
Таким образом, в действиях МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В связи с этим обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» удовлетворить.
Постановление Главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области № 39/6-133-19-ИЗ/12-603/8-И/23-13 от 24 марта 2020 года отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в отношении МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи жалобы через Гусевский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Куксенко О.П.