ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/20 от 16.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 12-41/2020

РЕШЕНИЕ

16 июня 2020 года г. Орел

Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Сергунина И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по Орловской области от 6 марта 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.11.23 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по Орловской области от 06.03.2020 года индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.11.23 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 15 000 рублей.

Индивидуальный предприниматель ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что с указанным постановлением она не согласна, считает его не законным и не мотивированным по следующим основаниям.

Согласно постановления по делу об административном правонарушении 09.01.2020 в 17 ч. индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществила выпуск на линию , государственный регистрационный знак рус, привлеченного для перевозки грузов, не оборудованное техническим средством контроля режима труда и отдыха водителя.

При вынесении указанного постановления не приняты во внимание обстоятельства дела и объяснения ее представителя.

Согласно договора аренды транспортного средства без экипажа от 02.01.2020 г. указанный автомобиль с 02.01.2020 г. находился в аренде у ФИО2.

По условиям п. 2.3.4 заключенного между ними договора Арендодатель принял на себя обязательства соблюдать Правила дорожного движения и законодательство РФ, и принимать меры по профилактике ДТП, производить за свой счет текущий, мелкий и капитальный ремонт, нести все иные расходы по его содержанию и эксплуатации (п. 2.3.5).

Автомобиль выбыл из владения ФИО1 02.01.2020 г., и его выпуск 09.01.2020 г. на линию ею не осуществлялся.

Кроме этого, в определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.01.2020 г. указано, что «ООО «Темп» 09.01.2020 г. осуществило выпуск на линию , государственный регистрационный знак , предназначенное для перевозки грузов, не оборудованное техническим средством контроля режима труда и отдыха водителя». При этом в транспортной накладной, находящейся в материалах административного дела, ИП ФИО1 как отправитель либо получатель груза не значится. Обязанность установки тахографа лежит на арендаторе.

ИП ФИО1 просит постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по Орловской области от 6 марта 2020 года отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание ИП ФИО1 не явилась, согласно телефонограммы просила рассмотреть дело в ее отсутствие, жалобу поддержала.

Заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по Орловской области ФИО3, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.11.23 КоАП РФ выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Одной из обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», является оснащение транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).

Пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, предусмотрено, что техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы, порядок оснащения транспортных средств тахографами утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Во исполнение указанного постановления издан приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», которым утверждены, в частности, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение № 2 к настоящему приказу). Из приложения N 2 следует, что тахографами оснащаются категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, в том числе и транспортные средства, используемые для перевозки грузов, предназначенных для международных перевозок, с полной массой свыше 15 тонн (категория N 3).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года № 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами, в соответствии с которым оснащение тахографами транспортных средств категорий № 2, № 3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, производится до 01 июля 2016 года.

Исходя из Приложения № 1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877, к транспортным средствам категории № 2 относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн; категория N 3 включает транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн; транспортные средства категории М2 - это транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн; транспортные средства категории М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

В силу пункта 14 Технического регламента Таможенного союза (ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств» конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий № 2 и № 3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.

Согласно ст.642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

В силу ст.644 ГК РФ арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

Согласно ст.646 ГК РФ если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Из материалов дела следует, что 09.01.2020 года в 17 часов по адресу: <...>, индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществила выпуск на линию , государственный регистрационный знак , предназначенного для перевозки грузов, не оборудованное техническим средством контроля режима труда и отдыха водителя, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.11.23 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 06.03.2020 г. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1; рапортом инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Карачевкому району ФИО4, согласно которого водитель ФИО2 управлял , государственный регистрационный знак , перевозил груз смесь углеводородов без устройства контролирующего режим труда и отдыха водителя, а также скорость движения (тахографа); протоколом об административном правонарушении от 09.01.2020 г. в отношении ФИО2 по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, из которого следует, что в объяснении ФИО2 указал, что ИП ФИО1 не установила тахограф; выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на ФИО1, из которой следует, что видом деятельности ФИО1 является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, производство углеводородов и их производных; карточкой учета транспортного средства , государственный регистрационный знак .

Согласно п.2.1 договора аренды транспортного средства без экипажа от 02.01.2020 года ( , государственный регистрационный знак ,) между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и ФИО2, арендодатель вправе контролировать сохранность, техническую исправность и комплектность автомобиля и установленного на нем оборудования.

В силу п.2.2.1 указанного договора арендодатель обязуется передать арендатору автомобиль в состоянии, пригодном для использования.

Данные доказательства являются допустимыми и достоверными, объективно ничем не опровергнутыми.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия ИП ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.

ИП ФИО1 передала автомобиль по договору аренды транспортного средства без экипажа ФИО2 без тахографа, тем самым выпустила на линию транспортное средство без тахографа, когда его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации. Она обязана была передать транспортное средство, пригодное к использованию.

Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу ИП ФИО1, не усматривается. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностным лицом в пределах санкции ст.11.23 КоАП РФ, с учетом обстоятельств, характера и тяжести совершенного правонарушения, личности виновного, с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы ИП ФИО1 о том, что автомобиль выбыл из владения ФИО1 и его выпуск на линию ею не осуществлялся, обязанность установки тахографа лежит на арендаторе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не влечет отмену обжалуемого постановления.

Иные доводы жалобы правовых оснований для отмены вынесенного постановления в отношении заявителя не содержат. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 допущено не было.

Оснований для прекращения производства по делу не установлено. При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по Орловской области от 06.03.2020 года о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья И.И. Сергунина