ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/20 от 25.01.2019 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-41/2020

УИД 29MS0025-01-2019-004512-58

РЕШЕНИЕ

<...>

30 января 2020 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу главного инспектора аппарата контрольно-счетной палаты Архангельской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка <№> Ломоносовского судебного района города Архангельска от <Дата>,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка <№> Ломоносовского судебного района города Архангельска от <Дата> производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя начальника управления сельского хозяйства и социального развития села министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО2 по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, главный инспектор аппарата контрольно-счетной палаты Архангельской области ФИО1 подала жалобу в Ломоносовский районный суд г. Архангельска.

Жалобу мотивирует тем, что вывод мирового судьи о прекращении производства по делу является необоснованным, поскольку материалами дела подтверждены событие, а также вина ФИО2, как должностного лица министерства, осуществляющего руководство деятельностью управления сельского хозяйства и социального развития села по вопросам реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении условий предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и предоставлении сельскохозяйственным производителям за 1, 2, 3 кварталы 2018 года по ставке, значение которой подлежало применению с <Дата>, то есть после <Дата>, что не соответствует положениям пунктов 1, 2 статьи 78 БК РФ, пункта 6 Правил предоставления субсидий <№>, пункта 28 Правил предоставления субсидий <№>-пп.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, выслушав ФИО2, главного инспектора аппарата контрольно-счетной палаты Архангельской области ФИО1, прихожу к следующему.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч.1 ст.15.5.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ФИО2, являясь должностным лицом министерства, осуществляющим руководство деятельностью управления сельского хозяйства и социального развития села по вопросам реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, допустил нарушение условий предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, выразившееся в предоставлении сельскохозяйственным производителям за 1, 2, 3 кварталы 2018 года дополнительных средств в форме субсидии в размере 1 955 904,70 руб. по ставке, значение которой подлежало применению с <Дата>, то есть после <Дата>.

ФИО2 в ходе производства по данному делу пояснял, что выделенные для предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве денежные средства на 2018 год были изначально распределены исходя из ставки 0,85 рублей, но в силу сложившейся в данной отрасли экономической ситуации, исходя из размера средств, предусмотренных на указанные цели, было принято решение об увеличении ставки до 0,88 рублей с распространением на предыдущие кварталы.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии лицам, указанных в пункте 1 статьи 78 БК РФ, предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных, фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

Статьей 8 Закона Архангельской области от 15 декабря 2017 года № 581-40- 03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» установлено, что из областного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственных (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области.

Порядок предоставления в 2018 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждается Правительством Архангельской области.

Согласно пункту 27 Правил предоставления субсидий субсидии <№>-пп, субсидии, направленные на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусматривающие поддержку собственного производств: молока, предоставляются министерством за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств, поступивших в порядке софинансирования из федерального бюджета, сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) путем возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) заявителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока.

В силу пункта 28 Правил предоставления субсидий <№>-пп для заявителей, у которых показатель молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год превышает уровень года, предшествующего отчетном) финансовому году, устанавливается повышающий коэффициент, утверждаемый постановлением министерства.

Аналогичное правило установлено в пункте 6 Приложения <№> Правил предоставления субсидий <№>, согласно которому средства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 38 Правил предоставления субсидий <№>-пп субсидии из федерального бюджета предоставляются ежеквартально получателям субсидий на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за квартал, заявленный к субсидированию начиная с I квартала текущего года.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя начальника управления сельского хозяйства и социального развития села министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО2 по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу, что должностным лицом пункты 1, 2 статьи 78 БК РФ, пункт 6 Правил предоставления субсидий <№>, пункт 28 Правил предоставления субсидий <№>-пп, нарушены не были, изменения в Постановление министерства от <Дата><№>-п, согласно которым ставка субсидии за 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока с 0,85 руб. увеличена до 0,88 руб., приняты в пределах представленных Министерству полномочий и объемов финансирования на 2018 год.

При этом мировой судья исходил из представленных в материалы дела документов и пояснений сторон, данных, в том числе, в судебном заседании, согласно которым, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в 2018 году предоставлялась ежеквартально сельхозпроизводителям за продукцию (молоко), реализованную в 1 - 3 кварталах 2018 года, т.е. за период с января по сентябрь включительно (при предоставлении субсидии из федерального бюджета одновременно с этим предоставляются средства из областного бюджета в размере установленной доли софинансирования).

Постановлением Правительства Архангельской области Министерством Агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от <Дата><№>-п «Об определении ставки субсидии, направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из федерального бюджета в 2018 году» установлена ставка субсидии за 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока – 0,85 рублей.

Постановлением Правительства Архангельской области Министерством Агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от <Дата><№>-п «О внесении изменений в постановление Министерства Агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от <Дата><№>-П» постановлено в п. 1 постановления цифры «0,85» заменить на «0,88».

Данным постановлением Министерство изменило размер ставки субсидии за 1 килограмм предоставляемой реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока с 0,85 руб. до 0,88руб., что согласуется с п. 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», согласно которому средства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанными Постановлениями, несмотря на то обстоятельство, что дата их вступления в силу определена со дня их официального опубликования, определены ставки субсидии, направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из федерального бюджета, в 2018 году в объема выделенного на эти цели финансирования.

Учитывая изложено, предоставление дополнительных средств сельскохозяйственным производителям, уже получившим субсидию за 1, 2, 3 кварталы 2018 года за эти же периоды 2018 года, рассчитанных, исходя из ставки 0,88 руб., за минусом уже выплаченных сумм по ставке 0,85 руб., не свидетельствует о нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.

Утверждение заявителя о том, что в Постановлении от <Дата><№>-п отсутствует специальное указания на период его применения, а в Постановлением от <Дата><№>-п не содержится ссылки на его распространение на отношения, возникшие до введения в действие, в связи с чем Постановление от <Дата><№>-п в редакции от <Дата> подлежало применению и действовало в период с <Дата>, также не свидетельствует о нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, поскольку изменения в Постановление министерства от <Дата><№>-п, согласно которым ставка субсидии за 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока с 0,85 руб. увеличена до 0,88 руб., приняты в пределах представленных Министерству полномочий и объемов финансирования на 2018 год.

С учетом изложенного, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава вменяемого административного правонарушения и необходимости прекращения производства на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права по делу не имеется.

Оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка <№> Ломоносовского судебного района города Архангельска от <Дата> оставить без изменения, жалобу главного инспектора аппарата контрольно-счетной палаты Архангельской области ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья Л.Э. Пяттоева

Копия верна

Судья Л.Э. Пяттоева