ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/20 от 26.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 12-41/2020 (12-583/2019)

УИД 36RS0004-01-2019-006751-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воронеж 26 февраля 2020 года

Судья Ленинского районного суда г. Воронежа Галаган М.И., с участием представителей ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа Верницкого А.А. и Сухотерина Ю.М., (доверенности в деле), представителя председателя ТСН «ТСЖ «Стрелецкая большая 20Д» Ефремова Ю.Н. – адвоката Сенцова И.А., представившего ордер № 28153, представителя ООО «ЕРЦ Домостроитель» - Перфиловой Е.В., (доверенность в деле), рассмотрев жалобу председателя ТСН «ТСЖ «Стрелецкая большая 20Д» Ефремова Юрия Николаевича на постановление врио начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа Романцова А.А. № 10-02-07/2/ДЛ от 29.11.2019 по делу об административном правонарушении в отношении председателя ТСН «ТСЖ «Стрелецкая большая 20Д» Ефремова Юрия Николаевича, <данные изъяты>, адрес регистрации по месту жительства: <адрес> по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением врио начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа Романцова А.А. № 10-02-07/2/ДЛ от 29.11.2019 председатель ТСН «ТСЖ «Стрелецкая большая 20Д» Ефремов Ю.Н. был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в связи с тем, что принятые от собственников помещений денежные средства за коммунальные услуги, в нарушение положений пункта 18 статьи 4 и пункта 4 статьи 8 Закона № ЮЗ-ФЗ, перечислялись Организацией - платежным агентом на расчетный счет № 40703810002940000081, открытый ТСН ТСЖ в АО «АЛЬФА-БАНК», не являющийся специальным банковским счетом. За допущенное нарушение председатель ТСН «ТСЖ «Стрелецкая большая 20Д» Ефремов Ю.Н. подвергнут наказанию в виде штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, председатель ТСН «ТСЖ «Стрелецкая большая 20Д» Ефремов Ю.Н. подал апелляционную жалобу с просьбой его отменить и прекратить производство по делу по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц). В ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе, внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. В ч. 14, ч. 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Исходя из определения наличных денежных средств, зачислению на специальный счет платежного агента подлежат денежные средства, которые переданы физическими лицами платежному агенту (субагенту) в виде банкнот и монет. В п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» прямо указано, что положения названного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, а также к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В соответствии с положениями ч. 16 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ- ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» специальный банковский счет платежного агента используется только для: - зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств; - зачисления денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; - списания денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; - списания денежных средств на банковские счета. Перечень банковских операций по такому счету является исчерпывающим, при этом в силу п. 17 ст. 4 указанного Федерального закона осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается. В рассматриваемом случае физические лица производили оплату через кредитные организации. То есть, перевод денежных средств физических лиц осуществлялся банком в безналичном порядке. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395- 1 «О банках и банковской деятельности» оказание услуги по переводу денежных средств является банковской операцией. В силу прямого указания в п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» положения названного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, а также к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом в ч. 1 ст. 4 и ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.06.2011 № 161- ФЗ «О национальной платежной системе» предусмотрено, что кредитные организации являются операторами по переводу денежных средств, оказывают услуги по переводу денежных средств и осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011№ 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.06.2011№ 161-ФЗ «О национальной платежной системе» банк является оператором по переводу денежных средств и вправе без ограничения осуществлять безналичные расчеты в пользу поставщиков по переводам денежных средств физических лиц без открытия банковского счета с приемом от них наличных денежных средств в кассы, платежные терминалы и банкоматы кредитных организаций. Перевод денежных средств производится на расчетные счета организаций. Соответствующие разъяснения содержатся в письме Банка России от 07.07.2011 № 99-Т «О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе» и информации Банка России от 12.08.2011. В ч. 21 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» дополнительно подчеркивается разделение деятельности платежных агентов и деятельности кредитных организаций, устанавливается запрет последним выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе, платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомочнным лицом, так и при отсутствии указанного договора, на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Соответствующие разъяснения изложены в письме Центрального банка Российской Федерации от 21.11.2011 № 166-Т. Платежи, рассматриваемые в ходе проверки, осуществлялись физическими лицами не в кассу ООО ЕРКЦ «Домостроитель», оплата производилась в кредитные организации, перевод полученных в данном случае денежных средств является банковской операцией, осуществляемой кредитной организацией на основании распоряжения физического лица. Правоотношения между кредитной организацией и плательщиком - физическим лицом при осуществлении перевода денежных средств, находятся за рамками правоотношений, возникающих между поставщиком и платежным агентом, и не регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ, а взаимоотношения по приему и переводу денежных средств регулируются положениями Федерального закона от 02.12.1990№ 395-1 «О банках и банковской деятельности». Кроме того, установленный частями 16, 17,19, 20 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» режим специальных банковских счетов платежных агентов и поставщиков не предусматривает возможности зачисления на указанные специальные банковские счета денежных средств, переводимых на основании распоряжений физических лиц. Соответствующие разъяснения изложены в письмах Центрального банка Российской Федерации от 31.07.2017 № 45-21/1013. Поскольку перечень совершаемых со специального счета операций ограничен, то поступившие от физических лиц в кредитные организации денежные средства не могли зачисляться на специальный банковский счет ООО ЕРКЦ «Домостроитель». В силу указанных норм и ограничений банки перечисляют платежи, поступившие за жилищно-коммунальные услуги от физических лиц, без открытия расчетного счета, не на специальный счет ООО ЕРКЦ «Домостроитель», а на расчетный счет. Соответственно, ООО ЕРКЦ «Домостроитель» не могло и не обязано было перечислять полученные безналичные платежи на специальный счет ТСЖ, а ТСЖ не может нести ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ за неиспользование специального счета.

В судебное заседание председатель ТСН «ТСЖ «Стрелецкая большая 20Д» Ефремов Ю.Н., о времени и месте извещённый надлежащим образом, не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал.

Защитник Ефремова Ю.Н. – адвокат Сенцов И.А. доводы изложенные в жалобе поддержал в полном объеме и пояснил, представленным в материалы дела письмом ООО ЕРКЦ «Домостроитель» от 28.10.2019 года о том, что указанная организация не является платежным агентом и, соответственно, не может зачислять на свой специальный счет денежные средства, поступающие безналичным переводом из банков, которые, в свою очередь, получают их в наличной форме от жильцов домов в качестве платы за коммунальные услуги. Согласно п. 16 ст. 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 03.06.2009 N ЮЗ-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом); зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Согласно п. 17 ст. 4 указанного Федерального закона осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается. Таким образом, банки, получающие наличные деньги по квитанциям за коммунальные услуги от граждан, не могут зачислять данные деньги в безналичной форме на специальный счет ООО ЕРКЦ «Домостроитель» в силу прямого запрета закона. Поэтому, банки перечисляют их на обычный расчетный счет, что подтверждает довод ООО ЕРКЦ «Домостроитель», что платежным агентом они не являются. Соответственно, ООО ЕРКЦ «Домостроитель» перечисляет денежные средства за коммунальные услуги на расчетный счет ТСЖ. Исключение составляет только специальный счет ТСЖ №40705810802940000001, открытый в АО «Альфа-Банк» в целях формирования и использования фондов капитального ремонта. Налоговый орган в качестве «нарушения», совершенного ТСЖ, указывает, что ТСЖ не использовало указанный счет для осуществления расчетов, за что и было вынесено постановление о привлечении к ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ. Однако, использовать спецсчет капитального ремонта для иных целей, кроме формирования фонда капитального ремонта, запрещено - ч. 1 ст. 176 ЖК РФ, ч. 2 ст. 177 ЖК РФ. Он просит жалобу удовлетворить.

Представитель ООО «ЕРЦ Домостроитель» - Перфилова Е.В. суду пояснила, что ООО ЕРКЦ «Домостроитель» не является платежным агентом и, соответственно, не может зачислять на свой специальный счет денежные средства, поступающие безналичным переводом из банков, которые, в свою очередь, получают их в наличной форме от жильцов домов в качестве платы за коммунальные услуги. Таким образом, банки, получающие наличные деньги по квитанциям за коммунальные услуги от граждан, не могут зачислять данные деньги в безналичной форме на специальный счет ООО ЕРКЦ «Домостроитель» в силу прямого запрета закона. Поэтому, банки перечисляют их на обычный расчетный счет, в связи с чем ООО платежным агентом не является и перечисляет денежные средства за коммунальные услуги на расчетный счет ТСЖ. Исключение составляет только специальный счет ТСЖ №40705810802940000001, открытый в АО «Альфа-Банк» в целях формирования и использования фондов капитального ремонта, куда они перечисляют платежи за кап. ремонт.

Представители ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа Верницкий А.А. и Сухотерин Ю.М. доводы жалобы не признали, посчитав их необоснованными, и просили суд отказать в ее удовлетворении, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Инспекция выявила основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ТСН «ТСЖ «СТРЕЛЕЦКАЯ БОЛЬШАЯ, 20Д» <адрес> (далее ТСЖ). Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой 5 платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом № ЮЗ-ФЗ. Основным видом деятельности ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» является Управление эксплуатацией жилого фонда. Для осуществления указанной деятельности в соответствии с уставом ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» осуществляет полномочия по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также по обеспечению предоставления в помещение коммунальных услуг. В целях приема коммунальных платежей от собственников помещений, 24.10.2018 года между ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» (заказчик) и ООО «Единый расчетно-кассовый центр «Домостроитель» (исполнитель) заключен договор №185 по сбору и учету платежей за жилое помещение, согласно которому ООО ЕРКЦ «Домостроитель» обязалось перечислять на расчетный счет товарищества платежи, поступившие от собственников или нанимателей жилья в оплату жилищных, коммунальных и других услуг, либо по поручению заказчика на расчетные счета поставщиков услуг. В силу положений ст. 2 ФЗ № ЮЗ-ФЗ ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20 Д», получающее денежные средства плательщиков за предоставление коммунальных услуг, является поставщиком услуг, а ООО ЕРКЦ «Домостроитель», в свою очередь, является оператором по приему платежей, то есть платежным агентом. Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д», являясь поставщиком услуг, осуществляющим деятельность по приему платежей от платежного агента (ООО ЕРКЦ «Домостроитель»), обязано использовать для этих целей специальные банковские счета в силу требований п. 18 ст. 4 Закона № ЮЗ-ФЗ. По сведениям информационного ресурса, у ТСН ТСЖ имеется специальный банковский счет №40705810802940000001 товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, управляющих организаций, открытый в АО «АЛЬФА- БАНК». Однако, принятые от собственников помещений денежные средства за коммунальные услуги, в нарушение положений пункта 18 статьи 4 и пункта 4 статьи 8 Закона № ЮЗ-ФЗ, перечислялись Организацией - платежным агентом на расчетный счет №40703810002940000081, открытый ТСН ТСЖ в АО «АЛЬФА-БАНК», не являющийся специальным банковским счетом. В результате ТСН ТСЖ нарушен пункт 18 статьи 4, пункт 4 статьи 8 Закона от 03.06.2009 г. №ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» - неиспользование специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов. Доводы ТСН ТСЖ о том, что положения Закона N ЮЗ-ФЗ в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 положения указанного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, при этом все поступающие в адрес ООО ЕРКЦ «Домостроитель» и ТСН ТСЖ платежи осуществляются исключительно в безналичной форме являются несостоятельными, исходя из следующего. Согласно статьи 861 ГК РФ, расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производится наличными деньгами или в безналичном порядке. Статья 862 ГК РФ и «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденное Банком России 19.06.2012 №383-П, устанавливают следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); в форме перевода электронных денежных средств. Данный перечень является исчерпывающим. Вместе с тем, ни одна из вышеперечисленных форм расчетов не была использована при оплате по платежному документу жилищно-коммунальных услуг физическими лицами. Вносимые собственниками (нанимателями) жилых помещений платежи поступали на расчетный счет ООО ЕРКЦ «Домостроитель», который указан в едином платежном документе. В дальнейшем поступившие денежные средства распределялись обществом поставщикам услуг, в том числе и ТСН ТСЖ. Оплата коммунальных услуг по единому платежному документу является наличной формой расчета. В отношении Ефремова Юрия Николаевича (<данные изъяты>) - председателя правления обоснованно было вынесено постановление о его привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ, в связи с чем жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав мнения участников процесса, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно содержаться мотивированное решение по делу, что обязывает должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, указать в постановлении выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения, привести доказательства, на которых основаны такие выводы, а также указать мотивы, которыми руководствовалось должностное лицо при назначении наказания.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления № 10-02-07/2/ДЛ от 29.11.2019 22.10.2019 года в 10:20 при проверке соблюдения требований Федерального Закона от 03.06.2009 № 103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ) в части использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов, в отношении ТСН «ТСЖ «СТРЕЛЕЦКАЯ БОЛЬШАЯ. 20Д» (далее - ТСН ТСЖ) составлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10-02-07/4., в котором зафиксировано следующее: за период с 20.02.2019 по 26.07.2019, согласно банковской выписке из базы данных Инспекции, и на основании договора от 24.10.2018 года № 185, денежные средства, полученные от населения (физических лиц) по квитанциям (счету для внесения платы за жилое (нежилое) помещение, предоставленные коммунальные и иные услуги), переводились с расчетного счета № 40702810613000040740 ООО ЕРКЦ «ДОМОСТРОИТЕЛЬ» ИНН 3662157739 - платежного агента (далее - Организация) на расчетный счет № 40703810002940000081, открытый в АО «АЛЬФА-БАНК» ТСН ТСЖ - поставщику коммунальных услуг. По представленным от ТСН ТСЖ в ходе проведения административного расследования документам, в том числе банковской выписке, установлено, что за период с 20.02.2019 по 17.10.2019 ТСН ТСЖ на расчетный счет № 40703810002940000081 поступили денежные средства от Организации в сумме 1 921 700 рублей (платежи населения по квитанциям, в том числе перечисление денежных средств по остатку на 23.03.2019 по письму № 5 от 23.03.2019). В целях осуществления деятельности, предусмотренной Уставом от 30.07.2018 года ТСН ТСЖ осуществляет полномочия по управлению, содержанию и ремонту, в том числе, капитальному, общего имущества многоквартирного дома, а также по обеспечению предоставления в помещение коммунальных услуг. Таким образом ТСН ТСЖ является поставщиком коммунальных услуг, которому плательщиками (населением) вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и получает плату за содержание и ремонт помещений, коммунальные услуги, принятые платежным агентом. Согласно «Положению о плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» от 27.02.2017 года № 579П специальный банковский счет подлежит открытию на балансовом счете № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика». По сведениям информационного ресурса, у ТСН ТСЖ имеется специальный банковский счет № 40705810802940000001 товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, открытый в АО «АЛЬФА-БАНК». Однако, принятые от собственников помещений денежные средства за коммунальные услуги, в нарушение положений пункта 18 статьи 4 и пункта 4 статьи 8 Закона № 103-ФЗ, перечислялись Организацией - платежным агентом на расчетный счет № 40703810002940000081, открытый ТСН ТСЖ в АО «АЛЬФА-БАНК», не являющийся специальным банковским счетом. Ефремов Юрий Николаевич, являясь председателем правления ТСН «ТСЖ «СТРЕЛЕЦКАЯ БОЛЬШАЯ, 20Д», не обеспечил открытия и использования ТСН «ТСЖ «СТРЕЛЕЦКАЯ БОЛЬШАЯ. 20Д» специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов предусмотренных Федеральным Законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц. осуществляемой платежными агентами». В результате Ефремов Юрий Николаевич нарушил пункт 18 статьи 4, пункт 4 статьи 8 Федерального Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» - неиспользование специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, за что постановлением врио начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа Романцова А.А. № 10-02-07/2/ДЛ от 29.11.2019 был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 103-ФЗ поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе, неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами. Субъектами ответственности за совершение данного административного правонарушения являются платежные агенты, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты и поставщики услуг.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от| плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской У Федерации (часть 1 статьи 1 данного Федерального закона).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком ч.1 ст.3 названного Федерального закона.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.

На основании ст.2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Установлено, что основным видом деятельности ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» является Управление эксплуатацией жилого фонда. Для осуществления указанной деятельности в соответствии с уставом ТСН осуществляет полномочия по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также по обеспечению предоставления в помещение коммунальных услуг. В целях приема коммунальных платежей от собственников помещений, 24.10.2018 года между ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» (заказчик) и ООО «Единый расчетно-кассовый центр «Домостроитель» (исполнитель) заключен договор №185 по сбору и учету платежей за жилое помещение, согласно которому ООО ЕРКЦ «Домостроитель» обязалось перечислять на расчетный счет товарищества платежи, поступившие от собственников или нанимателей жилья в оплату жилищных, коммунальных и других услуг, либо по поручению заказчика на расчетные счета поставщиков услуг. В силу положений ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ, ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д», получающее денежные средства плательщиков за предоставление коммунальных услуг, является поставщиком услуг, а ООО ЕРКЦ «Домостроитель», в свою очередь, является оператором по приему платежей, то есть платежным агентом, а значит обязано использовать для этих целей специальные банковские счета в силу требований п. 18 ст. 4 Закона № 103 - ФЗ.

Доводы жалобы относительно того, что положения указанного Федерального закона в данном случае неприменимы, поскольку согласно п.4 части 2 статьи 1 положения указанного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, при этом, все поступающие в адрес ООО «ЕРКЦ «Домостроитель» и ТСЖ «Сфера» платежи осуществляются исключительно в форме расчетов платежными поручениями, т.е. в безналичном порядке, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно статьи 861 ГК РФ, расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Статья 862 ГК РФ и «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» утвержденное Банком России 19.06.2012 № 383-П устанавливают следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); в форме перевода электронных денежных средств. Данный перечень является исчерпывающим.

Ни одна из вышеперечисленных форм расчетов не была использована при оплате по платежному документу жилищно-коммунальных услуг физическими лицами. Вносимые собственниками (нанимателями) жилых помещений платежи поступают на расчетный счет ООО ЕРКЦ «Домостроитель», который указан в едином платежном документе, поступившие денежные средства распределяются им между поставщиками услуг, т. е. данная форма расчетов является наличной, что полностью опровергает позицию заявителя.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о правомерности привлечения к административной ответственности председателя правления ТСН «ТСЖ «СТРЕЛЕЦКАЯ БОЛЬШАЯ. 20Д» Ефремова Ю.Н. по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ.

Вина Ефремова Ю.Н. в совершении правонарушения подтверждается представленными в судебном заседании копиями материалов дела об административном правонарушении, в том числе: определением по делу об административном правонарушении от 14.11.2019, протоколом об административном правонарушении № 10-02-07/2/ДЛ от 14.11.2019, постановлением о назначении административного наказания №10-02-07/2/ДЛ от 14.11.2019; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, а также иными материалами дела.

Учитывая характер совершенного правонарушения, его обстоятельства, а также данные о личности привлеченного к административной ответственности лица, суд приходит к выводу об отсутствии убедительных оснований для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу. Процессуальные требования вынесения обжалуемого решения соблюдены, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден. Нарушений порядка вынесения оспариваемого решения по настоящему делу не допущено. Доказательства в деле приведены. Обжалуемое решение отвечает требованиям ст. ст. 29.5-29.7, 29.10 КоАП РФ, оно принято уполномоченным на то должностным лицом, в рамках предоставленных ему законом полномочий. Решение является мотивированным, нормы действующего законодательства в нём приведены.

Учитывая изложенное, суд находит доводы заявителя несостоятельными и не усматривает оснований для удовлетворения его жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление врио начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа Романцова А.А. № 10-02-07/2/ДЛ от 29.11.2019 по делу об административном правонарушении в отношении председателя ТСН «ТСЖ «Стрелецкая большая 20Д» Ефремова Юрия Николаевича <данные изъяты>, адрес регистрации по месту жительства: <адрес> по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу председателя ТСН «ТСЖ «Стрелецкая большая 20Д» Ефремова Ю.Н. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию в течении 10 суток с момента его вынесения.

Судья

М.И. Галаган