РЕШЕНИЕ
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего - судья Прибылов А.А.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Министерства экономики Краснодарского края о назначении административного наказания №408 от 12.09.2019 г. в отношении директора МКУ МО г. Краснодар «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Министерства экономики Краснодарского края №408 от 12.09.2019 г. директор МКУ МО г. Краснодар «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административной наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
ФИО1 обратился с жалобой на постановление, в которой просит признать его незаконным и отменить, ссылаясь на необоснованность принятого постановления, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В обоснование указал, что в Единой информационной системе управлением закупок администрации муниципального образования город Краснодар 02.08.2019 размещено извещение № 0318300119419001020 о проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по установке контейнерных площадок на территории муниципального образования город Краснодар». Начальная (максимальная) цена контракта - 36 746 146, 80 рублей. Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в 08:00 12.08.2019. Заказчиком выступало муниципальное казенное учреждение «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» муниципального образования город Краснодар (далее - учреждение, заказчик). 09.08.2019 в 12:00 в адрес учреждения поступило предостережение о недопустимости нарушения закона, вынесенное исполняющим обязанности заместителя прокурора города Краснодара В.А.Ермолаевым. В соответствии с частью 1 статьи 36 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. В данном случае решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиком было бы принято 09.08.2019, а отмена определения поставщика технически была бы выполнена представителями управления закупок администрации муниципального образования город Краснодар только 12.08.2019, что нарушает вышеуказанную норму закона.
На основании части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе принять решение о внесении изменений в документацию электронного аукциона, не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения, изменения, внесенные в документацию об электронном аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. В случае принятия решения заказчиком о внесении изменений в документацию электронного аукциона 09.08.2019 (пятница) технически разместить изменения в единой информационной системе можно было только 12.08.2019 (понедельник), а в связи с окончанием срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 12.08.2019 в силу закона выполнить вышеуказанные действия не представлялось возможным.
На основании вышеизложенного при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке контейнерных площадок на территории муниципального образования город Краснодар (по извещению № 0318300119419001020) у заказчика отсутствовала возможность для внесения изменений в документацию электронного аукциона, либо отмены проведения электронного аукциона, что также подтверждается доводами представителей управления закупок администрации муниципального образования город Краснодар.
Факт о невозможности внесения изменений в документацию об электронном аукционе, либо отмены проведения электронного аукциона были направлены 12.08.2019 в адрес исполняющего обязанности заместителя прокурора города Краснодара В.А.Ермолаева.
Однако, 21.08.2019 в адрес учреждения поступило уведомление о прибытии должностного лица в прокуратуру города Краснодара для возбуждения дела об административной ответственности, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 и ст. 17.7 КоАП РФ. Далее материалы дела прокуратурой города Краснодара были направлены в министерство экономики Краснодарского края. Заместителем министра экономики Министерства экономики Краснодарского края вынесено постановление о назначении административного наказания.
Кроме того, указал, что в состав технической документации электронного аукциона входило: - техническое задание на выполнение работ по установке контейнерных площадок, приложение № 1 к техническому заданию с перечнем адресов установки контейнерных площадок, приложение № 2 к техническому заданию - эскизы контейнерных площадок, приложение № 3 к техническому заданию -эскизы наклеек на контейнерную площадку, ведомость объемов работ, локальные сметные расчеты, в которых указаны характеристики применяемых товаров (материалов) при выполнении работ.
В ведомости объемов работ указано наименование товара - «Щебень из гравия для строительных работ», фракция 20-40, именно так данная позиция отражена в ГРАНД-Смета 2019 ТССЦ. Сборник цен на металлы, изделия и конструкции. Данный сборник является приоритетным при выборе материала.
Представленные в аукционной документации значения показателей фракции щебня не противоречат положениям ГОСТа 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», поскольку «20-40» и «св. 20 до 40» - это одно и то же.
Согласно п.4.2.2 ГОСТа и таблицы 1, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен, при рассеве щебня указанной фракции полный остаток на контрольном сите d = 20 будет от 90% до 100% D = 40 будет до 10%. То есть. зерна щебня указанной фракции свыше 20 мм (вкл.20) и до 40 (не вкл.40).
Обозначение указанной фракции щебня как «20-40» ГОСТом не запрещено и является общепринятым в технической документации. Например, в государственных элементных сметных нормах и федеральных единичных расценках, утвержденных Приказом Минстроя от 30.01.2014 № 31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» фракции щебня указаны через «тире» - «10 - 20 мм» «20 - 40 мм» и т.д.
В п.10.8, п. 10.21, п.11.3.6 и других СНИПа 3.06.03.-85 «Автомобильные дороги» аналогично - фракции щебня указаны через «тире».
По позиции 58, 59 ведомости объемов работ «Щеколды», «Петля накладная» сообщено, что заказчик вправе определить требования к закупке, а именно: перечень материалов, изделий и конструкций.
Согласно условиям аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по установке контейнерных площадок в целом, а составные элементы контейнерной площадки соответствуют параметрам завода изготовителя, которые сертифицированы в установленном порядке. Процесс установки контейнерных площадок не разделен на этапы, а конструкция контейнерной площадки - на составные части.
Отметил, что щеколда - это простейшее запорное устройство, состоящее из металлических пластин, штифта и петли, иные материалы при производстве данного изделия не применяются. Размер, вес, конфигурация и иные характеристики данного изделия не оказывают влияния на эксплуатацию и функциональное назначение объекта закупки (контейнерной площадки) в целом.
Дополнительно сообщил, что на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) информация о размещении аукциона на выполнение работ по установке контейнерных площадок на территории муниципального образования город Краснодар находится в свободном доступе.
До окончания подачи заявок на участие в аукционе в адрес заказчика не поступало ни одного запроса за разъяснениями положений аукционной документации или жалобы на аукционную документацию от участников.
14.08.2019 состоялся вышеуказанный аукцион, в котором приняли участие три организации. Снижение цены контракта составило 28,99%, что говорит об отсутствии нарушений в размещенной документации и ограничении конкуренции. Считает, что основные принципы контрактной системы Федерального закона №44-ФЗ заказчиком соблюдены в полном объеме.
ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО2 полагал, что жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление №408 от 12.09.2019 г. без изменения. В обоснование своей позиции представил письменный отзыв.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом; или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (деле ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В судебном заседании установлено, что и следует из материалов дела об административном правонарушении, что в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования г. Краснодар от 03.10.2018 г. №1243-рл «О приеме ФИО1» ФИО1 принят на должность директора МКУ МО г. Краснодар «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» (далее - учреждение).
Осуществляя возложенные вышеуказанным распоряжением обязанности, ФИО1 26.07.2019 утвердил техническое задание и ведомости объемов работ № 1 и № 2, включенные в состав документации аукциона в электронной форме на выполнение работ по установке контейнерных площадок на территории муниципального образования город Краснодар (извещение № 0318300119419001020 от 2 августа 2019 г.).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Законом и размещенная в единой информационной системе в сфере закупок, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе: наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик в описании объекта закупки при указании функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки должен использовать показатели и требования, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований.
На основании части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием (Раздел 8 «Техническая часть. Описание объекта закупки» документации аукциона в электронной форме) предусмотрено, что работы выполняются согласно приложениям № 1, № 2 к настоящему техническому заданию, в соответствии с ведомостями объемов работ с применением материалов и оборудования, соответствующих нормативным документам Российской Федерации, техническому заданию, ведомостям объемов работ (пункты 1.5.2, 1.5.4).
В позиции 81 ведомости объемов работ № 1 предусмотрено использование при выполнении работ щебеня из гравия для строительных работ марки Др.12 фракции 20-40.
Требования к щебню установлены ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», в соответствии с пунктом 4.2.1 которого щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, установленный в ведомости объемов работ № 1 показатель фракции щебня 20-40 не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93, при этом обоснование необходимости использования показателей и требований, непредусмотренных ГОСТом, документация не содержит, что нарушает положения части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Кроме того, выявленное противоречие между показателями товара, установленными ГОСТом и документацией о закупке, может вводить участников закупки в заблуждение и способствовать созданию дополнительных барьеров для участия в закупке, так как техническое задание (Раздел 8 «Техническая часть. Описание объекта закупки» документации аукциона в электронной форме) предусматривает требование об одновременном соответствии показателей товара, используемого при выполнении работ, как значениям ГОСТа, так и значениям документации о закупке, а положения инструкции по заполнению заявки (Раздел 3 документации аукциона в электронной форме) обязывают участников подать заявки с указанием именно таких же диапазонных значений, как установлены в документации о закупке, что само по себе уже исключает возможность их соответствия ГОСТу.
Вместе с тем, в ведомости объемов работ № 1 по позициям 58 - 59 «щеколды» и «петля накладная» не установлены функциональные и технические характеристики (материал, размеры и т.д.), предусмотренные частью 1 статьи 33 Закона, что исключает возможность корректного сравнения соответствующей комиссией заявок на предмет соответствия товара, предлагаемого участником закупки, условиям закупки и законодательству Российской Федерации, как того требует часть 2 статьи 33 и часть 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, является должностное лицо заказчика, утвердившее документацию аукциона в электронной форме с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из смысла статьи 2.4 КоАП РФ следует, что должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 указанного закона.
Таким образом, директором МКУ МО г. Краснодар «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО1, утвердившим техническое задание и ведомость объемов работ № 1, являющиеся неотъемлемой частью документации электронного аукциона (извещение №0318300119419001020 от 2 августа 2019 г.), нарушены требования части 3 статьи 7, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона и его действия правильно квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение произведенную должностным лицом оценку доказательств по делу не имеется.
Выводы о виновности ФИО1 в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам КоАП РФ и законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с учетом положений главы 4 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не влияют на правильность выводов должностного лица.
Процессуальных нарушений по делу не допущено.
При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы, отмены либо изменения оспариваемого заявителем постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Министерства экономики Краснодарского края №408 от 12.09.2019 г. о назначении административного наказания в отношении директора МКУ МО г. Краснодар «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Судья