ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/2014 от 05.08.2014 Коркинского городского суда (Челябинская область)

     Дело № 12-41/2014

 Решение

 по жалобе на постановление по делу

 об административном правонарушении

 05 августа 2014 года

 г. Коркино Челябинской области

 Судья Коркинского городского суда Челябинской области Рыбакова О.В.,

 при секретаре Шрейбер Н.А.,

 с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ФИО2 на постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 12 по пожарному надзору ФИО3 о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридического лица Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» расположенного по адресу: <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 12 по пожарному надзору ДАТА Муниципальное бюджетное учреждение социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию на основании ч. 2 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

 Представитель юридического лица Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» ФИО2 являющийся директором указанного юридического лица, обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в обоснование жалобы сослался на то, что наказание, назначенное административным органом, является чрезмерно суровым. ДАТА в здании и помещениях Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» проводилась плановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности. За выявленные нарушения, было вынесено постановление о наказанииМуниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» в размере 150 000 рублей. Однако указанные в протоколах об административных правонарушениях нарушения были устранены в кратчайшие сроки, и на ДАТА годы устранены в полном объеме. Указывает в жалобе на то, что выявленные нарушения незначительны, учитывая бюджетное финансирование учреждения, а также неоднократные обращения директора учреждения в вышестоящие инстанции о необходимости выделения денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности, просит постановление НОМЕР от ДАТА о назначении Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенное заместителем государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 12 по пожарному надзору отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения.

 В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО1 доводы жалобы поддержал, вину в совершенных правонарушениях юридическим лицом признал, просил прекратить дело в связи с малозначительностью выявленных правонарушений, поскольку юридическим лицом были предприняты все меры для устранения выявленных нарушений, часть нарушений была устранена до ДАТА, то есть на момент вынесения постановления должностным лицом. На это же время были закуплены материалы для устранения и других нарушений, а именно для установления перегородки и пандуса, которые были устранены ДАТА. Штраф в размере 150000 рублей для юридического лица является значительным, поскольку центр является бюджетной организацией, и финансируется из областного бюджета. Денежные средства выделяются на конкретные цели, в том числе и противопожарной безопасности, в конце текущего года на следующий год.

 Должностное лицо - заместитель главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 12 ФИО3, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица.

 Проверив материалы дела в полном объеме, исследовав доводы жалобы, заслушав представителя Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 При рассмотрении дела об административном правонарушении, зам. главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 12 по пожарному надзору выполнил указанные требования.

 В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ и ч. 3-8 настоящей статьи влечет предупреждение, наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей.

 В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150 000 рублей 200 000 рублей.

 В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150 000 рублей 200 000 рублей.

 В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за соблюдение пожарной безопасности.

 В судебном заседании достоверно установлено, и подтверждается имеющимися в материалами дела, что в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности в здании и помещениях используемого (эксплуатируемого) Муниципальным бюджетным учреждением социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» по адресу: АДРЕС, ДАТАг. в 10-25 час., были установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - помещения «Комплексного центра», относящегося к классу функциональной опасности Ф4.3 и лестничной площадки жилого дома относящиеся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3, не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми противопожарными преградами (в нарушение требований ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Противопожарный регламент о требованиях пожарной безопасности», и п. 7.4 СНиП 21-01-97*. В соответствии с которым в целях предотвращения распространения пожара - части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания).

 Таким образом, Муниципальное бюджетное учреждение социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32,11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч. 3-8 настоящей статьи.

 Кроме того, были установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

 - места размещения первичных средств пожаротушения не обозначены знаками пожарной безопасности (в нарушение требований ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Противопожарный регламент о требованиях пожарной безопасности», и п.1.1, п. 1.3 НПБ 160-97, табл. 3 п. 15 раздел 3. В соответствии с которыми применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Знаки пожарной безопасности, для обозначения пожарно-технической продукции, места нахождения огнетушителя, следует размещать: на территориях предприятий (в зданиях, сооружениях и на других объектах), в помещениях, а также на рабочих местах и участках производства работ (услуг); в зонах селитебной застройки; в интерьерах средств транспорта и т.п.).

 Таким образом, Муниципальное бюджетное учреждение социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

 Кроме того, были установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

 - в полу на путях эвакуации - коридор «Комплексного центра», допускается перепад высот менее 45 см (в нарушение требований ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Противопожарный регламент о требованиях пожарной безопасности», и п. 6.28* СНиП 21-01-97*. В соответствии с которым, в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами. На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц и забежных ступеней, а также лестниц с различной шириной проступи и высотой ступеней в пределах марша и лестничной клетки);

 - на путях эвакуации (коридор «Комплексного центра» отсутствуют знаки пожарной безопасности, указывающие направления движения к эвакуационному выходу. (в нарушение требований ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Противопожарный регламент о требованиях пожарной безопасности», и п. 6.28* СНиП 21-01-97*, и п.1.1, п. 1.3 НПБ 160-97, табл. 2 п. 8 раздел 3. В соответствии с которыми применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Знаки пожарной безопасности, для использования на путях эвакуации, для обозначения эвакуационных выходов, следует размещать: на территориях предприятий (в зданиях, сооружениях и на других объектах), в помещениях, а также на рабочих местах и участках производства работ (услуг); в зонах селитебной застройки; в интерьерах средств транспорта и т.п.).

 Таким образом, Муниципальное бюджетное учреждение социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

 Вина юридического лица доказана совокупностью собранных доказательств по делу, в том числе протоколами об административных правонарушениях НОМЕР от 25.06.2014г., НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА; фототаблицей выявленных нарушений, выпиской из приказа о приеме на работу директором Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» ФИО1, объяснением ФИО1 о том, что он признает вину в нарушении требований пожарной безопасности, указанных в протоколах об административных правонарушениях, и обязуется их устранить в кратчайшие сроки; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице МУСЗ «КЦСОН»; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица МУСЗ «КЦСОН»; свидетельством о госрегистрации предприятия; свидетельством о госрегистрации права МУСЗ «КЦСОН» вид права оперативное управление; договором НОМЕР о закреплении муниципального имущества за МУСЗ «КЦСОН» на праве оперативного управления; Уставом МУСЗ «КЦСОН», а также другими имеющимися в деле доказательствами.

 Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу выполнена. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

 Объектом административных правонарушений ст.20.4 КоАП РФ выступают общественный порядок и общественная безопасность.

 Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

 Доводы жалобы о том, что указанные нарушения устранены юридическим лицом в кратчайшие сроки, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения в содеянном юридическим лицом, поскольку вышеуказанные нарушениябыли установлены в результате проведения проверки инспектором, факт совершения административных правонарушений был установлен инспектором. А за не принятие мер к устранению причин, способствующих совершению административного правонарушения, в соответствии с которым было вынесено предписание и указаны сроки для устранения выявленных нарушений, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.

 В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 В судебном заседании достоверно установлено, и подтверждается имеющимися материалами дела, что в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности Муниципальное бюджетное учреждение социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» в здании и помещениях Комплексного центра расположенном по адресу: АДРЕС, ДАТА, были установлены нарушения требований пожарной безопасности.

 При названных обстоятельствах государственный инспектор при вынесении постановления об административном правонарушении сделал обоснованный вывод о наличии в действиях Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области»в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности юридического лица.

 Однако, изучив все материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба представителя юридического лица ФИО1 подлежит удовлетворению, а постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

 Согласно ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 В соответствии с требованиями закона малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Это предполагает соразмерность деяния и назначенного за него наказания. Следовательно, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначенного административного наказания. Иначе цели административного наказания, указанные в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, не будут реализованы, а административное наказание превратиться из меры ответственности в средство ограничения конституционного права.

 В судебном заседании установлено, что в результате совершения Муниципальным бюджетным учреждением социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» данных административных правонарушений, никаких тяжких общественно-опасных последствий не наступило. Кроме того, в настоящее время, указанные в акте нарушения, за которые было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей устранены.

 Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что административные правонарушения, совершенные Муниципальным бюджетным учреждением социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» предусмотренные ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ не содержат существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не представляют большого общественного вреда и не нанесло сколько-нибудь значительного ущерба государственным или общественным интересам либо непосредственно гражданам, всудебном заседании установлено, что фактически от содеянного юридическим лицомМуниципальным бюджетным учреждением социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» не наступило никаких общественно-опасных последствий. В настоящее время, В настоящее время, помещение Комплексного центра разделено с лестничной площадкой жилого дома при помощи кирпичной перегородки (л.д.13-14), размещены знаки пожарной безопасности в местах размещения первичных средств пожаротушения (л.д.10-11), размещены знаки пожарной безопасности в коридоре Комплексного центра указывающих направление движения к эвакуационному выходу (л.д.9,11), на путях эвакуации в коридоре Комплексного центра установлен пандус (л.д.12).    

 Судом изучались данныеоб имущественном и финансовом положении юридического лица Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области», которое является бюджетной организацией, ранее к административной ответственности не привлекалось.    

 Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения жалобы и имеются основания для освобождения юридического лица Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области»от административной ответственности за совершенные административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием, поскольку данная мера воздействия за совершение правонарушения для Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области», по мнению суда, будет достаточной для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 Кодекса.

 Руководствуясь ст. ст. ч. 1 ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.1-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья

 РЕШИЛ:

 Постановление заместителя главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности № 12 по пожарному надзору от ДАТА о привлечении к административной ответственности юридического лица Муниципального бюджетного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить.

 Освободить юридическое лицо Муниципальное бюджетное учреждение социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» от административной ответственности за совершенное административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ограничившись устным замечанием.

 Прекратить производство по административному делу в отношении юридического лица Муниципальное бюджетное учреждение социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Коркинского муниципального района Челябинской области» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административных правонарушений.

 Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение 10 суток со дня его вынесения.

 Судья: п/п

 Копия верна.

 Судья: О.В. Рыбакова