Дело №№ 12-41/2014, 12-42/2014, 12-43/2014, 12-44/2014, 12-45/2014, 12-46/2014, 12-47/2014, 12-48/2014, 12-49/2014, 12-50/2014, 12-51/2014, 12-52/2014, 12-53/2014.
Р Е Ш Е Н И Е
п. Березник 11 июня 2014 года
Судья Виноградовского районного суда Архангельской области Кузнецов А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы ФИО1 на постановления начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о назначении административных наказаний,
установил:
постановлениями начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 31.03.2014 №№ 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115 <данные изъяты> ФИО1 признана виновной в совершении тринадцати административных правонарушений, предусмотренных ст.15.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказаний в виде штрафов в размере <данные изъяты> рублей по каждому постановлению.
Считая данные постановления незаконными ФИО1 обратилась в суд с жалобами, в которых, не оспаривая характера нарушений, просит постановления отменить. В обоснование жалоб указала об отсутствии в материалах сведений, согласно которым магазины <данные изъяты> являются обособленными подразделениями (филиалами, представительствами) <данные изъяты>, поручение о проверке было предъявлено на день позже начала ее проведения, данных о подразделениях, подлежащих проверке, в поручении не содержится, рассмотрение дел об административных правонарушениях было назначено на одно время в отношении должностного и юридического лиц, что нарушает право данных лиц на защиту, не разрешен вопрос о малозначительности административных правонарушений. Полагает, что поскольку проверка торговых точек юридического лица осуществлялась налоговым органом в одно время, то при рассмотрении дел одним должностным лицом об однотипных нарушениях имелись основания назначения одного наказания в пределах санкции ст.15.1 ч.1 КоАП РФ.
По доводам дополнительной жалобы состав правонарушения по ст.15.1 ч.1 КоАП РФ, предполагает нарушение порядка ведения кассовых операций, то есть в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности; данные факты проверкой магазинов не установлены, что исключает административную ответственность.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, просила рассмотреть жалобы без ее участия. В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Судья, исследовав письменные материалы дел об административных правонарушениях, дополнительно представленные материалы, пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации (ч.1 ст.22 Закона «О бухгалтерском учете).
Статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определено, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Банком России утверждено "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" от 12.10.2011 N 373-П (далее Положение), которое распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения, на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п.1.1).
Действия данного Положения распространяются на <данные изъяты>, являющееся юридическим лицом, на которое возлагается обязанность по организации ведения кассовых операций, в том числе по внесению в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров (п.6.1 Положения).
В соответствии с частью первой статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Как усматривается из материалов дела, с 11.02.2014 по 11.03.2014 сотрудником Межрайонной ИФНС России №3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на основании поручения №09-28/16 от 11.02.2014 проведена проверка соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью. Согласно поручению объектом проверки являлись обособленные подразделения <данные изъяты>, расположенные на территории Виноградовского района Архангельской области. По результатам проверки составлены акты проверки полноты учета выручки от 11.03.2014.
Проверкой выявлено неоприходование денежных средств в кассу обособленных подразделений: магазин <данные изъяты>. Кассовые книги обособленных подразделений не велись, приходные кассовые ордера оформлены в головном офисе предприятия и подписаны главным бухгалтером <данные изъяты>.
Согласно выданной <данные изъяты> лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции лицензируемый вид деятельности по месту расположения перечисленных магазинов осуществляют обособленные подразделения организации.
Пункты 1.5, 2.5, 3.3, 3,5, 4.5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.6 Положения предписывают внесение обособленным подразделением в установленном юридическим лицом порядке наличных денег определенным субъектам финансовых правоотношений, ведение юридическим лицом кассовой книги с упорядочиванием листов по каждому обособленному подразделению, оформление приходных кассовых ордеров по окончанию проведения кассовых операций, прием наличных денег от обособленного подразделения, определение юридическим лицом порядка выдачи наличных денег обособленному подразделению по расходному кассовому ордеру для совершения кассовых операций, ведение кассовой книги для учета поступающих в кассу наличных денег и выдаваемых из кассы и осуществление записей кассиром по каждому приходному (расходному) кассовому ордеру, сверку кассиром данных кассовой книги с кассовыми документами, отражение результатов в кассовой книге на конец рабочего дня, передачу обособленным подразделением листа кассовой книги юридическому лицу не позднее следующего рабочего дня.
Согласно постановлениям о назначении административного наказания вина ФИО1 выразилась в бездействии, неоприходовании сумм наличной выручки за период с 01.02.2014 по 12.02.2014 в кассовые книги обособленных подразделений (ввиду отсутствия кассовых книг в подразделениях), и, как следствие, в кассу предприятия, поскольку невнесение в кассовую книгу записей о полученных денежных средствах в день их поступления (несвоевременное внесение) является неоприходованием денежных средств в кассу.
Факты выявленных нарушений подтверждаются актами проверки <данные изъяты>, данными фискального отчета за проверяемый период, сменными z-отчетами, журналами кассира-операциониста, отчетами кассира по форме КМ-6, объяснениями главного бухгалтера общества <данные изъяты> о неведении кассовых книг вследствие удаленности магазинов, кассовой книгой организации.
Данным бездействием были нарушены пункты 1.5, 2.5, 3.3, 3,5, 4.5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.6 Положения от 12.10.2011 N 373-П.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет административную ответственность по ч.1 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами правонарушений, предусмотренных статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Согласно материалам дела на период проведения проверки ФИО1 осуществляла руководство текущей деятельностью основного подразделения <данные изъяты>, в пределах своей компетенции совершала действия от имени <данные изъяты> <данные изъяты>. Руководители организаций, совершившие административное правонарушение в связи с невыполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут ответственность, как должностные лица.
Выявленные в ходе проверки тринадцати торговых точек общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> нарушения свидетельствуют о том, что <данные изъяты> ФИО1 не исполнила надлежащим образом свои служебные обязанности по соблюдению порядка ведения кассовых операций. Ведение кассовых книг с обязательным ежедневным выведением в них сведений о денежной наличности регулируется Положением, регламентирующим порядок ведения кассовых операций. Нарушение установленного порядка, выразившееся в отсутствии кассовых книг и, как следствие, несвоевременном оприходовании полученных денег (оприходованы через несколько дней в головном офисе <данные изъяты>), является неоприходованием в кассу денежной наличности. Характер нарушений не свидетельствует о малозначительности деяний. Предъявление руководителю организации в обоснование предстоявшей проверки деятельности <данные изъяты> поручения о ее проведении, подписанного днем ранее, не влечет признания недопустимыми результатов проведенной проверки.
При таких обстоятельствах бездействие ФИО1 правильно квалифицировано по статье 15.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 23.5 КоАП РФ установлены полномочия налоговых органов, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.2 КоАП РФ. Нарушения порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленного главой 29 КоАП РФ, не усматривается.
Вместе с тем, из материалов дел об административных правонарушениях следует, что нарушения порядка ведения кассовых операций, выявленные в торговых точках <данные изъяты> в ходе одной проверки, проведенной на основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу <данные изъяты>, были допущены <данные изъяты> в результате бездействия. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении <данные изъяты> было подведомственно одному административному органу. Поскольку в рассматриваемых случаях в деяниях, выразившихся в нарушении порядка ведения кассовых операций, содержались признаки составов правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, то есть вменяемые должностному лицу административные правонарушения были образованы одними фактическими обстоятельствами и вытекали из одного бездействия как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений ч.2 и ч.3 ст.4.4 КоАП РФ, то при привлечении его к административной ответственности необходимо руководствоваться ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. Фактически должностное лицо было тринадцать раз привлечено к административной ответственности за одно совершенное деяние, выразившееся в нарушении порядка ведения кассовых операций, без соблюдения при назначении наказания требований ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Определением судьи от 11.06.2014 дела №№ 12-41/2014, 12-42/2014, 12-43/2014, 12-44/2014, 12-45/2014, 12-46/2014, 12-47/2014, 12-48/2014, 12-49/2014, 12-50/2014, 12-51/2014, 12-52/2014, 12-53/2014 по жалобам ФИО1 на постановления начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 31.03.2014 №№ 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115 о назначении административных наказаний по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ объединены в одно производство.
Оспариваемые постановления вынесены должностным лицом налогового органа в пределах полномочий, о времени и месте рассмотрения протоколов об административных правонарушениях податель жалобы был извещен. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений судьей не установлено. Составление по результатам одной проведенной проверки нескольких протоколов о самостоятельных составах административных правонарушений, само по себе не является существенным нарушением при производстве по делам об административных правонарушениях, влекущим необходимость отмены всех вынесенных постановлений.
При изменении постановлений, вынесенных в отношении <данные изъяты> ФИО1, судья учитывает, что должностное лицо налогового органа при назначении наказание исходило из наказания в виде минимального штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобы ФИО1 удовлетворить частично.
Постановления начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 31 марта 2014 года №№ 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115 в отношении <данные изъяты> ФИО1 изменить, считать их вынесенными одним постановлением по факту нарушения порядка ведения кассовых операций в магазинах <данные изъяты>.
Назначить <данные изъяты> ФИО1 наказание по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части постановления начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу оставить без изменения, а жалобы ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Виноградовский районный суд.
Судья А.Е. Кузнецов