ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/2017(12-708/16) от 26.01.2017 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

№12-41/2017 (12-708/2016)

РЕШЕНИЕ

26 января 2017 года г. Калининград

Судья Центрального районного суда г. Калининграда Зюзина М.В.,

при секретарях Сафаровой С.А.,

с участием представителя ФГБНУ «АтлантНИРО» ФИО1,

заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района ГО «Город Калининград» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Калининградской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио директора ФГБНУ «АтлантНИРО» ФИО3 на постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района ГО «Город Калининград» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Калининградской области ФИО4 №82/2-6-51 от 01 декабря 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ФГБНУ «АтлантНИРО»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района ГО «Город Калининград» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Калининградской области ФИО4 №82/2-6-51 от 01 декабря 2016 года Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, врио директора ФГБНУ «АтлантНИРО» ФИО3 обратился в суд с жалобой, указав, что из 17 пунктов предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, институт устранил 11, а в связи с конструктивными особенностями здания и наличием Охранного обязательства по недвижимому памятнику истории и культуры, необходимо провести независимую оценку пожарного риска и оформить заключение о противопожарном состоянии здания, о чем уведомлялась Инспекция, с просьбой о продлении срока исполнения предписания, однако в этом было отказано. Считает, что с учетом принимаемых мер по устранению выявленных нарушений наложение штрафа в размере 200000 рублей имеет неоправданно карательный характер, просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратит в связи с малозначительностью.

В судебном заседании представитель ФГБНУ «АтлантНИРО» ФИО1 требования жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил постановление отменить и производство по делу прекратить.

Заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района ГО «Город Калининград» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Калининградской области ФИО2 в судебном заседании полагал, что постановление является законным и обоснованным.

Суд, выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из представленных суду материалов, 18 ноября 2016 года в 10 часов 00 минут завершена внеплановая выездная проверка здания Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Атлантический научно- исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» по адресу: <...>, проведённая с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 26 мая 2015 года №110/1/68, в результате которой установлено, что указанное юридическое лицо нарушило требования пожарной безопасности, а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям и эвакуационным выходам, а именно:

-лестница второго типа (помещение №3 в плане), соединяющая этажи с первого по четвёртый здание главного корпуса (Литер А), не отделена от примыкающих к ней коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа с соответствующим заполнением, в нарушение ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 123- Ф3, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №171);

-отсутствуют двери, отделяющие лестничную клетку (западное крыло) здания главного корпуса (Литер А) от поэтажных коридоров с приспособлениями для самозакрывания, с уплотнением в притворах, в нарушение ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07 2008 №123- Ф3 п. 4.2,7 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №171);

-выход из подвала здание главного корпуса (Литер А) осуществляется в общую лестничную клетку (западная лестница) и не оборудован тамбур-шлюзом с подпором воздуха при пожаре, в нарушение ч. 4, ч. 5 ст. 89 Федерального закона «Технически, регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3, п. 4.18 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288);

-выход из подвала здание главного корпуса (Литер А) осуществляется в общий коридор (помещение №12 - 1 этаж) и не оборудован тамбур- шлюзом с подпором воздуха при пожаре, в нарушение ч. 4, ч.5 ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3, п. 4.18 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах зашиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288);

-для покрытия пола на путях эвакуации в коридорах на четвертом этаже здания главного корпуса (Литер А) применен - горючий материал линолеум (помещение №38, 2а), в нарушение ст. 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 4.3,2 СП 1.13130,2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №171), ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123- ФЗ;

-отсутствуют вторые эвакуационные выходы со 2-го, 3- го и 4-го этажей здания главного корпуса, в нарушение ст. 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 07.2008 №123- ФЗ п. 8.111 СП 1.13130.2009 «Свод правим «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №171), ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123- ФЗ.

Факт совершения юридическим лицом ФГБНУ «АтлантНИРО», указанных нарушений подтверждается протоколом об административном правонарушении №214.2-6-51 от 18 ноября 2016 года, составленном в присутствии представителя юридического лица А; протоколом об административном правонарушении №215.2-6-51 от 18 ноября 2016 года; актом проверки соблюдений требования пожарной безопасности №180 от 18 ноября 2016 года; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности №180 от 01 ноября 2016 года; предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности №110/1/68 от 26 мая 2015 года.

Оснований не доверять должностному лицу, составившему протоколы об административных правонарушениях, у суда не имеется.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо обосновано пришло к выводу о виновности ФГБНУ «АтлантНИРО» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, устранение 11 из 17 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанных в предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности №110/1/68 от 26 мая 2015 года, не ставят под сомнение допущение ФГБНУ «АтлантНИРО» нарушений, повторно выявленных в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной 18 ноября 2016 года.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела должностным лицом допущено не было.

При этом суд установил, что ФГБНУ «АтлантНИРО» устранило большую часть допущенных нарушений до вынесения обжалуемого постановления, что подтверждается актом проверки соблюдений требования пожарной безопасности №180 от 18 ноября 2016 года, однако должностным лицом данное обстоятельство учтено не было.

Предпринятые ФГБНУ «АтлантНИРО» меры для устранения выявленных в ходе проверки нарушений, свидетельствуют о признании законности и обоснованности требования контролирующего органа.

Кроме того, должностным лицом не учтена специфика здания, занимаемого юридическим лицом, являющегося памятником истории и культуры, предпринятые ФГБНУ «АтлантНИРО» меры, направленные на устранение допущенных нарушений (заключение договора №223-36 от 02 ноября 2016 года на оказание услуг по проведению независимой оценки пожарного риска и оформлению заключения о противопожарном состоянии зданий), а также имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося федеральным государственным бюджетным научным учреждением, финансируемого из средств федерального бюджета.

Учитывая данные обстоятельства, а также принимая во внимание характер и степень общественной опасности рассматриваемого правонарушения, частичное устранение выявленных нарушений, суд считает, что допущенное правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

В данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом характера совершенного правонарушения, а также, что последствия представляющие существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений не наступили, суд полагает возможным отменить обжалуемое постановление и освободить ФГБНУ «АтлантНИРО» от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу врио директора ФГБНУ «АтлантНИРО» ФИО3 удовлетворить.

Постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района ГО «Город Калининград» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Калининградской области ФИО4 №82/2-6-51 от 01 декабря 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ФГБНУ «АтлантНИРО», отменить.

Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться в адрес ФГБНУ «АтлантНИРО» устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Зюзина