Дело № 12-41/2018
Р Е Ш Е Н И Е
16 апреля 2018 года Пермский край г. Оса
Судья Осинского районного суда Пермского края Мялицына О.В.,
при секретаре судебного заседания Качиной Е.А.,
с участием защитников Чураковой С.Н., Корнилова А.Ф.,
представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Корнилова А.Ф. на постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства, управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2 от 11.01.2018 года о привлечении индивидуального предпринимателя Беляева Александра Ивановича к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Защитник ИП Беляева А.И. Корнилов А.Ф. обратился в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания от 11.01.2018 года № 02-06/01-18 начальника отдела лесного надзора и административного производства, управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2 о привлечении ИП Беляева А.И. к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. В обоснование жалобы указано следующее.
ИП Беляев А.И. является арендатором лесного участка, предоставленного по договору аренды № от 21.05.2008 года на 49 лет, площадью 1,033 га. 19.10.2017 года заместителем директора ГКУ «Осинское лесничество» ФИО1 и лесничим Крыловского участкового лесничества «Осинское лесничество» ФИО3 в отсутствие представителя ИП Беляева А.И. произведен осмотр арендуемого лесного участка, о чем Беляев А.И. уведомлен не был, акт осмотра не получил. 22.12.2017 года в ходатайстве об истребовании и ознакомлении с актом старший государственный инспектор Ёлохов Е.В. отказал. 22.12.2017 года при составлении протокола Беляевым А.И. в заявлении - возражении даны пояснения об отсутствии оснований для составления протокола.
При составлении и предоставлении Плана лесного участка в Схеме при указании границ и местоположения земельного участка информация искажена, а именно на момент предоставления в аренду ИП Беляеву А.И. земельный участок с кадастровым номером № был расположен в квартале с кадастровым номером № и был сформирован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером №, с назначением для строительства базы УВД Пермской области, а не под ведение лесного хозяйства.
В дальнейшем на земельном участке располагалась круглогодичная база отдыха для детей и преподавателей с детьми Ленинского района г. Перми, в дальнейшем часть перешла в распоряжение администрации Осинского муниципального района для предоставления гражданам и другим заявителям в целях строительства индивидуальных жилых домов и баз отдыха.
Таким образом, полагает, что земельный участок с кадастровым номером №, переданный в аренду по договору № от 21.05.2008 года, начиная с 1975 года, не относится к землям лесного фонда.
Кроме того, в Государственной экспертизе проекта освоения лесов № СЭД-30-01-02-1672 от 16.09.2016 года Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в пункте 2.3 указано, что в состав арендованного участка входят нелесные земли - 0,673 га (65,15 %), которые отведены под устройство, строительство усадеб (поселков).
При подготовке лесоустроительных материалов к проведению аукциона по заключению договора аренды лесного участка от 21.05.2008 года № Министерство без учета фактического размера, назначения использования земельного участка указало размер земельного участка площадью 1,7 га, без оснований изменило назначение земельного участка, о чем ИП Беляев А.И. с даты заключения договора в претензионном и судебном порядке обращался в Министерство о внесении изменений в договор в части площади и уменьшения арендной платы. По Решению Арбитражного суда Пермского края № А50-7006/2015 Министерство подписало дополнительное соглашение № 2 о существенном изменении условий договора.
ИП Беляеву А.И. вменяется нарушение пунктов 3.3.4, 3.4.3, 3.4.5 договора аренды.
В пункте 3.3.4 указано право арендатора размещать физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические сооружения на участках не занятых деревьями и кустарниками, то есть на нелесных участках, в местах, определенных в проекте освоения лесов. В Проекте освоения лесов 2016 года в тематической лесной карте указано место расположения пункта (сооружения) пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря, что ИП ФИО4 сделал, приспособил ранее возведенное до момента заключения договора аренды строение (сооружение) под пожарный наблюдательный пункт.
В пункте 3.4.3 указана обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством РФ, что ИП Беляев А.И. выполняет.
В пункте 3.4.5 указана обязанность арендатора не препятствовать правам граждан пребывать на лесном участке. Такие факты не установлены, ИП Беляев А.И. не препятствует, ограждение (забор) было установлено пользователями (собственниками) прилегающих земельных участков до заключения договора аренды №.
Умышленное действие не доказано, действие не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности истек по истечении двух месяцев с даты выявления - с 19.10.2017 года, нарушен срок составления протокола об административном правонарушении.
Процессуальных документов о начале административного расследования и продления сроков ИП Беляев А.И. не получал, был лишен возможности воспользоваться правом на защиту. Так, не получал определение о назначении времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 27.10.2017 года, определения о переносе времени составления протокола об административном правонарушении от 14.11.2017 года, от 07.12.2017 года.
В судебное заседание Беляев А.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 171).
Защитник Корнилов А.Ф. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Защитник Чуракова С.Н. доводы жалобы поддержала, дополнила, что нарушена процедура привлечения к административной ответственности Беляева А.И., который не был уведомлен о проведении осмотра лесного участка 19.10.2017 года, о вызове на составление протокола, о переносах составления протокола, о вынесении постановления о назначении административного наказания. Тем самым нарушены права Беляева А.И., не мог дать разъяснения, заявить ходатайства, привести доводы. Защитник Корнилов А.Ф. не знал и не мог знать о месте жительства Беляева А.И., так как последний проживает и зарегистрирован в с. Елово. Договор аренды не предусматривает ответственности за не извещение об изменении места жительства. Просит производство прекратить.
Дополнительно просила отменить представление от 11.01.2018 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в области окружающей среды и природопользования, как производное от обжалуемого постановления.
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО1 с доводами жалобы не согласился, пояснив, что как арендатор Беляев А.И. разработал Проект освоения лесов, оплачивает арендную плату как за лесной участок, подает лесные декларации, вместе с тем заявляет, что участок не относится к лесному. По договору предусмотрено возведение только разборных построек, спортивного и спортивно-технического сооружения. Возведено двухэтажное строение, имеется забор из сетки рабицы.
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО5 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В судебном заседании 28.03.2018 года возражал против жалобы. Пояснял, что Беляев А.И. был извещен о составлении протокола путем направления заказного письма по месту жительства, указанному в договоре аренды. При составлении протокола присутствовал представитель Корнилов А.Ф. О дате вынесения постановления Беляеву А.И. извещение не было направлено. Копия протокола с указанием даты, времени и места вынесения постановления была вручена представителю Корнилову А.Ф.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения к ответственности послужил выявленный административным органом факт использования ИП Беляевым А.И. лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка от 21.05.2008 года №, выразившегося в наличии двухэтажного кирпичного здания на каменном (бетонном) фундаменте, наличии забора из сетки рабицы высотой 1,5 м, ограничивающего доступ граждан на арендованный лесной участок и примыкающему водному объекту (Воткинскому водохранилищу).
Изучив доводы жалобы, выслушав защитников Беляева А.И., представителей Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, прихожу к выводу о несоблюдении Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении Беляева А.И. о месте и времени совершения данного процессуального действия, а также об извещении Беляева А.И. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, должностным лицом административного органа 11.12.2017 года в адрес Беляева А.И. по месту жительства в <адрес> направлено определение о переносе времени составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 07.12.2017 года на 22.12.2017 года. На определении имеется отметка о вручении Корнилову А.Ф. 13.12.2017 года указанного определения. Заказное письмо, направленное Беляеву А.И., возвращено должностному лицу в административный орган Министерства с отметкой «Истек срок хранения» 17.01.2018 года.
Протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования составлен 22.12.2017 года в отсутствие Беляева А.И. в присутствии Корнилова А.Ф. Копия протокола вручена Корнилову А.Ф. с уведомлением его о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении 11.01.2018 года в 14.00 часов в помещении Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Сведений об уведомлении Беляева А.И. о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 11.01.2018 года не имеется и суду не представлено.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно положениям статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку в нарушение требований части 4.1 статьи 28.2, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело было рассмотрено 11.01.2018 года должностным лицом административного органа без участия Беляева А.И. в отсутствие данных о его надлежащем извещении о времени рассмотрения дела, а также в отсутствие данных об извещении Беляева А.И. о составлении протокола об административном правонарушении на 22.12.2017 года, что является существенным нарушением процессуальных требований.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях доказательством надлежащего извещения представителя лица, привлекаемого к ответственности, о вынесении постановления может служить доверенность, выданная на участие в конкретном административном деле. Такой доверенности защитнику Корнилову А.Ф., выданной на участие в конкретном деле, в материалах административного дела не имеется.
Нарушение административным органом процедуры привлечения ИП Беляева А.И. к ответственности согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных по делу требований.
При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу о необходимости отмены постановления административного органа.
Приведенные представителями Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края доводы о соблюдении процессуальных требований при производстве по административному делу по вручению защитнику Корнилову А.Ф. определения о переносе времени составления протокола, копии протокола об административном правонарушении с указанием в нем времени и места вынесения постановления не опровергают выявленное допущенное существенное нарушение процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающих создание со стороны должностного лица надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела повлекло нарушение права Беляева А.И. на участие в деле.
Оценка протокола об административном правонарушении, обжалуемого постановления, иных представленных доказательств с учетом названных обстоятельств дана быть не может.
Учитывая, что предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение со стадии составления протокола об административном правонарушении.
Решая поставленный вопрос об отмене Представления от 11.01.2018 года «Об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в области окружающей среды и природопользования», прихожу к выводу об отсутствии оснований для рассмотрения поставленного вопроса в рамках настоящего дела.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено выяснение и принятие решений о правомерности выданного представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Оценка выданному представлению может быть дана при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности за его невыполнение. С ходатайством об отмене представления или о продлении его действия с учетом конкретных обстоятельств дела лицо вправе обратиться к должностному лицу, его вынесшему.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства, управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2 от 11.01.2018 года о привлечении индивидуального предпринимателя Беляева Александра Ивановича к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.
Судья