ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/2018 от 25.04.2018 Жигулевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Жигулевск 25 апреля 2018 года

Судья Жигулевского городского суда Самарской области Тришкин Е.Л.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – директора МБУ «Ритуал» Толстенко Е.С., его защитника Евграфовой Е.В., действующей на основании устного ходатайства,

представителя заинтересованного лица – Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Национальный парк «Самарская Лука» Халтуриной А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев жалобу директора МБУ «Ритуал» Толстенко Е.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Самарская Лука» №55 от 19.12.2017 года о назначении административного наказания МБУ «Ритуал» за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Самарская Лука» от 19.12.2017 года МБУ «Ритуал» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Как следует из данного постановления, 24.11.2017 года в 10.00 часов по адресу: <адрес> Жигулевского участкового лесничества НП «Самарская Лука» расположен земельный участок с кадастровым номером 63:02:0306014:502, на котором расположено городское кладбище. На момент обследования на данном земельном участке осуществляется деятельность по организации похорон, а также по предоставлению связанных с ними услуг, в том числе продажа похоронных принадлежностей, а также изготовление и продажа надгробных памятников и т.д. Данная деятельность осуществляется МБУ «Ритуал», ИНН 6345019998. В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов согласовываются с федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России). По состоянию на 27.11.2017 года в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» отсутствует информация о согласовании осуществляемой МБУ «Ритуал» деятельности на территории городского кладбища г. Жигулевска, что является нарушением ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также п. 17 Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 года № 69, и является нарушением режима особо охраняемой природной территории и квалифицируются как административное правонарушение, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ – нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Не согласившись с указанным постановлением, директор МБУ «Ритуал» Толстенко Е.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, поскольку земельный участок с кадастровым номером , площадью 342098,0 кв.м. предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для дальнейшего использование под кладбище, что подтверждается постановлением администрации г.о. Жигулевск от 06.03.2017 года № 403, при этом участок не имеет ограничений и обременений в его использовании, и вследствие отсутствия зарегистрированных ограничений в отношении земельного участка – земли особо охраняемых природных территорий, а также его охранные зоны – процедура согласования вопросов социально-экономической деятельности Учреждения с Минприроды не требуется. Также в качестве довода для отмены постановления указано на отсутствие полномочий у ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» на согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которое, согласно Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1219 принадлежит Минприроды РФ. Кроме того Генеральный план г.о. Жигулевск Самарской области был согласован с федеральными органами государственной власти, среди которых присутствует Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Заявитель также полагает, что состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ в его действиях отсутствует, поскольку только в г. Жигулевске осуществляет деятельность по организации похорон 4 организации, при этом он, как директор МБУ «Ритуал» деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг не осуществляет, также не осуществляет деятельность по изготовлению и продаже надгробных памятников и продаже похоронных принадлежностей.

Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 23.01.2018г. жалоба директора МБУ «Ритуал» была удовлетворена, постановление от 19.12.2017г. было отменено, производство по делу было прекращено за отсутствием события правонарушения.

Решением Самарского областного суда от 01.03.2018г. жалоба заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» Овчинникова В.П. была удовлетворена, решение судьи Жигулевского городского суда Самарской области от 23.01.2018г. в отношении МБУ «Ритуал» было отменено, дело было возвращено на новое рассмотрение в Жигулевский городской суд Самарской области.

В судебном заседании директор МБУ «Ритуал» Толстенко Е.С., его защитник Евграфова Е.В. доводы ранее поданной жалобы на постановление от 19.12.2017г. поддержали в полном объеме, иных доводов не привели.

Представитель заинтересованного лица – Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Национальный парк «Самарская Лука» Халтурина А.В. в судебном заседании полагала, что жалоба заявителя не подлежит удовлетворению. Пояснила, что факт совершения директором МБУ «Ритуал» правонарушения – ведения социально экономической деятельности без согласования с федеральными органами исполнительной власти, которая представляет собой осуществление деятельности по организации похорон, предоставлению связанных с ними услуг, продаже похоронных принадлежностей, изготовлению и продаже надгробных памятников, подтвержден материалами дела, а именно актом обследования земельного участка и фототаблицей с изображением могил. О проведении указанной деятельности свидетельствует то обстоятельство, что вышеуказанный земельный участок был передан в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Ритуал». Проверка была проведена на основании устного указания директора НП «Самарская лука» Губернаторова А.В., комиссия госинспекторов в области охраны окружающей среды НП «Самарская лука» была создана на основании распоряжения руководителя ФГБУ «НП «Самарская лука», поскольку ранее там были какие-то инциденты.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Согласно ч. 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Разделом 3 Положения о национальном парке "Самарская лука", утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2015 г. № 69, установлен режим особой охраны территории национального парка, утвержденный в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Ответственность по статье 8.39 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима следует понимать, действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне.

То обстоятельство, что на земельный участкок по адресу: <адрес>, близ квартала Жигулевского участкового лесничества НП «Самарская Лука», распространяются требования природоохранного законодательства, в том числе, подтверждаются Решением Верховного суда РФ от 02.09.2015г. по делу №АКПИ15-681, где вышеуказанные обстоятельства были исследованы и установлены судом.

24.11.2017г. было проведено обследование земельного участка по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, близ квартала Жигулевского участкового лесничества НП «Самарская Лука». По результатам данного обследования МБУ «Ритуал» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, выразившегося в том, что 24.11.2017 года в 10.00 часов по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, близ квартала Жигулевского участкового лесничества НП «Самарская Лука», на земельном участке с кадастровым номером , на котором расположено городское кладбище, осуществляется деятельность по организации похорон, а также по предоставлению связанных с ними услуг, в том числе продажа похоронных принадлежностей, а также изготовление и продажа надгробных памятников и т.д. По состоянию на 27.11.2017 года в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» отсутствует информация о согласовании осуществляемой МБУ «Ритуал» деятельности на территории городского кладбища г. Жигулевска.

08.12.2017 года участковым государственным инспектором в области охраны окружающей среды Чернышевым Н.В. в отношении МБУ «Ритуал» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении постановления о назначении административного наказания по статье 8.39 КоАП РФ.

Вместе с тем, выводы должностного лица не нашли объективного подтверждения в материалах дела.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, заключается в совершении деяния (действия или бездействия), нарушающего установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении суд учитывает, что требования к содержанию постановлений, выносимых по делам об административных правонарушениях, содержатся в статье 29.10 КоАП РФ, в соответствии с которой постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, в нем должны быть указаны все обстоятельства, установленные при его рассмотрении. Тем самым данные нормы гарантируют права участников производства по делам об административных правонарушениях и выполнение задач данного производства (ст. 24.1 КоАП РФ).

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

В протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении о назначении административного наказания, вынесенных в отношении МБУ «Ритуал» указано, что отсутствие информации о согласовании осуществляемой МБУ «Ритуал» деятельности на территории городского кладбища г. Жигулевска указывает на нарушение ч. 4 ст. 15 ФЗ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях и п. 17 Положения о национальном парке «Самарская лука» и являются нарушением режима особо охраняемой природной территории, однако МБУ «Ритуал» привлечено к административной ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, что исключает возможность принятия по делу законного и обоснованного решения.

Как усматривается из содержания постановления должностного лица, в нем изложены обстоятельства, без определения объективной стороны и юридической квалификации применительно к конкретному составу вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ. Оспариваемое постановление содержи ссылку на нарушение юридическим лицом ч. 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также п. 17 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2015 года № 69, однако не раскрывает существа вменяемого Толстенко Е.С. административное правонарушения, и такой подход к квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, в соответствии с утвержденным Генеральным планом г.о. Жигулевск Самарской области, вопрос размещения городского кладбища г.о. Жигулевска был согласован с Министерством Природных ресурсов РФ, о чем свидетельствует Сводное заключение о согласовании проекта генерального плана г.о. Жигулевск Самарской области с приложением, направленное 11.09.2012 года Министерством регионального развития Российской Федерации в адрес администрации г.о. Жигулевск.

Как из акта обследования земельного участка от 24.11.2017г., так и из иных материалов дела, каких-либо доказательства осуществления МБУ «Ритуал» деятельности по продаже похоронных принадлежностей, изготовлению и продаже памятников по адресу <адрес>, близ квартала Жигулевского участкового лесничества НП «Самарская Лука», на земельном участке с кадастровым номером , в деле не имеется. Вопреки доводам представителя НП «Самарская Лука», содержание ст.42 ЗК РФ, устанавливающая права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, не свидетельствует о том, что данное лицо после приобретения права на земельный участок совершило указанные в ст.42 ЗК РФ действия по его использованию.

При этом, объяснения директора МБУ «Ритуал» Толстенко Е.С. не содержат указания, в качестве кого он был опрошен, поскольку в ходе опроса ему не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 либо ст. 25.6 КоАП РФ, а лишь положения ст. 51 Конституции РФ и ст. 306 УК РФ, что свидетельствует о том, что объяснения Толстенко Е.С. получены с нарушением требований КоАП РФ.

В силу пунктов 5, 6 статьи 2 Закона № 294-ФЗ, мероприятия по контролю, в том числе -действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля
(надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического
лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки
соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия),
производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. |

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. :;

Частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки.

Одним из оснований для проведения внеплановой выездной проверки
является поступление в государственный орган контроля, в том числе,
информации от органов местного самоуправления о нарушении требований
законодательства, влекущее угрозу возникновения причинения вреда жизни,
здоровью граждан, животным, растениям либо причинение вреда.

При этом в силу ч. 3 ст. 10 Закона №294-ФЗ обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.12 ст.10 Закона № 294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Согласно ч.16 ст.10 Закона №294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Однако обращения и заявления, содержащие сведения о фактах, указанных в ст. 10 Закона №294-ФЗ, либо свидетельствующие о том, что проверка МБУ «Ритуал» была осуществлена в порядке рейдового осмотра, равно как и подтверждающих соблюдение требований ч.ч.5,12 ст.10 Закона № 294-ФЗ, подтверждающие факт уведомления МБУ «Ритуал» о проверке, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем представляется возможным сделать вывод о том, что административным органом не соблюдена процедура привлечения МБУ «Ритуал» к административной ответственности.

Таким образом, акт обследования земельного участка по адресу: Самарской область, г. Жигулевск, территория городского кладбища, находящегося близ квартала в границах Жигулевского участкового лесничества от 24.11.2017 года составлен комиссией госинспекторов в области охраны окружающей среды НП «Самарская лука» в отсутствие законных оснований для такого обследования, поскольку в нарушение Положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регламентирующих порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к коим относятся должностные лица Учреждения, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, должностными лицами НП «Самарская лука» не соблюден порядок организации и проведения мероприятий по контролю. Изложенное также свидетельствует о том, что данный документ не может служить доказательством по делу об административном правонарушении.

Таким образом, административным органом не соблюдена процедура привлечения МБУ «Ритуал» к административной ответственности.

В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, в действиях должностного лица - директора МБУ «Ритуал» Толстенко Е.С. отсутствует, а ввиду допущенных процессуальных нарушений, постановление административного органа подлежит отмене с прекращением производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Самарская Лука» от 19.12.2017 года о назначении административного наказания МБУ «Ритуал» за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд Самарской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Тришкин Е.Л.