ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/2021 от 16.02.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12-41/2021

УИД 25RS0002-01-2020-007491-45

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

«16» февраля 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре Головиной А.В., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности директора государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № 22-116/2020 от 23 сентября 2020 года, которым юридическому лицу – государственному унитарному предприятию Камчатского края «Спецтранс» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю (далее по тексту – должностное лицо) № 22-116/2020 от 23 сентября 2020 года, юридическое лицо – государственное унитарное предприятие Камчатского края «Спецтранс» (далее по тексту – ГУП КК «Спецтранс», Предприятие), привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не соглашаясь с указанным постановлением, законный представитель ГУП КК «Спецтранс» ФИО2 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, в которой просил постановление должностного лица № 22-116/2020 от 23 сентября 2020 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование жалобы со ссылками на ч. 1 ст. 1.6, ст.ст. 2.1, 24.1, 24.5, 26.1, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях указал, что обжалуемое постановление является не законным, не обоснованным и подлежит отмене.

В описательной части постановления (стр. 5) указано, что ГУП «Спецтранс» признано виновным по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – сокрытие, не предоставление данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля осуществлении производственного экологического контроля.

Согласно диспозиции статьи 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административная ответственность предусмотрена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса».

Таким образом, ГУП «Спецтранс» привлечено к административной ответственности на требованиях, не указанных в диспозиции ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. не законно и не обоснованно.

Более того, данный состав правонарушения предусматривает ответственность за конкретные умышленные действия в виде «сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов и т.д...»

Как следует из описательной части постановления, (стр. 3) ГУП КК «Спецтранс» представило отчеты о результатах мониторинга и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов.

При таких существенных нарушениях и противоречиях доводы ГУП «Спецтранс» заслуживают внимания.

Законный представитель ГУП КК «Спецтранс» ФИО2 о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в судебное заседание не явился.

Защитник ФИО4 доводы жалобы поддержал в полном объеме. Дополнений не имел.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 7 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ издан Приказ от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрированн в Минюсте РФ 03 апреля 2018 года № 50598).

Согласно п.п. 1, 2 Порядка и сроках представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, являющегося Приложением 2 к приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (п. 1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности (п. 2).

Административная ответственность по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы, Основной вид деятельности ГУП КК «Спецтранс» 38.11 «Сбор неопасных отходов». Объекты юридического лица поставлены на государственный учет: 1) Объекту негативного воздействия на окружающую среду ГУП КК «Спецтранс» присвоен код объекта 30-0141-000393-П (Свалка № 1 г. Петропавловск-Камчатский), хозяйственная деятельность предприятия относится к категории значительного риска. Категория объекта негативного воздействия на окружающую среду – 1; 2) Объекту негативного воздействия на окружающую среду ГУП «Спецтранс» присвоен код объекта 30-0141-000394-П (Свалка № 2 г. Петропавловск-Камчатский), хозяйственная деятельность предприятия относится к категории значительного риска. Категория объекта негативного воздействия на окружающую среду ГУП КК «Спецтранс»-1; 3) Объекту негативного воздействия на окружающую среду ГУП КК «Спецтранс» присвоен код объекта 30-0141-000691-П (Полигон ТКО с. Усть-Болынерецк), хозяйственная деятельность предприятия относится к категории умеренного риска. Категория объекта негативного воздействия на окружающую среду – II; 4) Объекту негативного воздействия на окружающую среду ГУП КК «Спецтранс» присвоен код объекта 30-0141-000767-П (Полигон ТКО п. Козыревск), хозяйственная деятельность предприятия относится к категории умеренного риска. Категория объекта негативного воздействия на окружающую среду – II; 5) Объекту негативного воздействия на окружающую среду ГУП КК «Спецтранс» присвоен код объекта 30-0125-000775-П (Полигон ТКО с. Мильково), хозяйственная деятельность предприятия относится к категории умеренного риска. Категория объекта негативного воздействия на окружающую среду – II; 6) Объекту негативного воздействия на окружающую среду ГУП КК «Спецтранс» присвоен код объекта 30-0125-000776-П (Полигон ТКО с. Соболево), хозяйственная деятельность предприятия относится к категории умеренного риска. Категория объекта негативного воздействия на окружающую среду – II; 7) Объекту негативного воздействия на окружающую среду ГУП КК «Спецтранс» присвоен код объекта 30-0141-000395-П (Котельный цех), хозяйственная деятельность предприятия относится к категории незначительного риска. Категория объекта негативного воздействия на окружающую среду - III; 8) Объекту негативного воздействия на окружающую среду ГУП «Спецтранс» присвоен код объекта 30-0141-000690-П (Центральная база), хозяйственная деятельность предприятия относится к категории незначительного риска. Категория объекта негативного воздействия на окружающую среду – III;

ГУП КК «Спецтранс» осуществляет хозяйственную деятельность на территории Камчатского края, оказывающую виды негативного воздействия на окружающую среду: размещение отходов; выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

ГУП КК «Спецтранс», подлежащее федеральному экологическому надзору и поставленному на государственный учет объектов HBOC, отчеты об организации и результаты осуществления производственного экологического контроля (ПЭК) по объектам негативного воздействия на окружающую среду (код объекта № 30- 0141-000394-П (Свалка № 2); № 30-0141-000395-П (котельный цех); № 30-0141-000690-П (центральная база); № 30-0141-000691-П (полигон ТКО с. Усть-Большерецк); № 30-0141- 000767-П (полигон ТКО с. Козыревск); 30-0125-000775-П (полигон ТКО С. Мильково) отчеты об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля до 25 марта 2020 года не предоставило, чем нарушило требования: ч. 7 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и п.п. 1, 2 Порядка и сроках представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, являющегося Приложением 2 к приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 10 сентября 2020 года в отношении ГУП КК «Спецтранс» протокола № 3429/20-13 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которого вынесено обжалуемое постановление.

Вывод о виновности ГУП КК «Спецтранс» в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделан должностным лицом на основании исследования всех имеющихся в деле доказательств, содержание которых приведено в постановлении должностного лица № 22-116/2020 от 23 сентября 2020 года, их анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности ГУП КК «Спецтранс» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.

При этом доводы жалобы о не законном и не обоснованном привлечении ГУП КК «Спецтранс» к административной ответственности на требованиях, не указанных в диспозиции ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заявлены в связи с неверным толкованием действующего законодательства и неправильным пониманием диспозиции ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Также несостоятельны доводы жалобы о имеющихся в постановлении противоречиях, поскольку Предприятие было привлечено к административной ответственности только за не предоставление отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля до 25 марта 2020 года по объектам негативного воздействия на окружающую среду: свалка № 2; котельный цех; центральная база; полигон ТКО с. Усть-Большерецк; полигон ТКО с. Козыревск; полигон ТКО С. Мильково.

При этом за объекты негативного воздействия на окружающую среду: свалка № 1 г. Петропавловск-Камчатский и полигон ТКО с. Соболево, в отношении которых Предприятие исполнило свою обязанность по предоставлению отчета производственного экологического контроля, ГУП КК «Спецтранс» к административной ответственности не привлекалось.

Каких- либо иных доводов, влекущих отмену или изменение постановления, жалоба не содержит.

Обжалуемое постановление должностного лица достаточно мотивировано, выводы о виновности ГУП КК «Спецтранс» в совершении правонарушения предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях основаны на имеющихся материалах дела.

Несогласие Заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и Природоохранного законодательства, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ГУП КК «Спецтранс» при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Наказание ГУП КК «Спецтранс» назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих вину обстоятельств, в минимальном размере предусмотренном санкцией ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за фактически содеянное, в связи с чем, считать его незаконным оснований не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления должностного лица, по делу не допущено, в связи с чем, жалоба законного представителя ГУП КК «Спецтранс», удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № 22-116/2020 от 23 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс», оставить без изменения, а жалобу законного представителя государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» ФИО1, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получение его копии.

Судья Е.А. Лобановская