Дело № 12-41/2021
УИД 27RS0019-01-2021-000021-83
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
16 июля 2021 г. р.п. Охотск
Хабаровский край
Охотский районный суд Хабаровского края
в составе единолично председательствующего судьи Пак О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – акционерного общества «Охотская горно-геологическая компания» (далее – АО «Охотская ГГК»),
с жалобой защитника АО «Охотская ГГК» - ФИО3 на постановление начальника Охотского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО6 от 11.12.2020 г. №17,
УСТАНОВИЛ:
АО «Охотская ГГК» на основании вышеуказанного постановления признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ – строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, выразившееся в не проведении по состоянию на 20.11.2020 г. мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, а именно, в отсутствии заявки на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов в пользование на выполнение мероприятий по выпуску молоди в 2021 г., чем нарушил требования ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380. Указанным постановлением АО «Охотская ГГК» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник АО «Охотская ГГК» ФИО3 обратился с жалобой на постановление об административном правонарушении, согласно которой, считал данное постановление неправомерным и подлежащим отмене, в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку, осуществляемая АО «Охотская ГГК» хозяйственная деятельность по отработке открытым способом месторождения «Хоторчан», расположенного на территории Охотского района Хабаровского края, согласованная с АТУ ФАР на основании Заключения от 18.01.2019 г. на период 2019-2020 гг. была приостановлена 30.12.2019 г. на 6 месяцев, и впоследствии была произведена консервация карьера сроком до 2-х лет. При вынесении оспариваемого постановления не был установлен факт и дата прекращения воздействия на биоресурсы и среду их обитания АО «Охотская ГГК». В связи с тем, что воздействие на биоресурсы и среду их обитания в настоящее время не прекращено, отсутствует событие административного правонарушения. В случае, если суд при рассмотрении дела придет к выводу о наличии в действиях (бездействии) состава административного правонарушения, просил снизить размер административного штрафа в порядке положений п. 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 50 000 рублей.
В судебное заседание законный представитель АО «Охотская ГГК» и его защитники участия не принимали, просили рассмотреть дело без их участия.
Должностное лицо административного органа в письменных возражениях по жалобе, просило постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указав в обоснование, что АО «Охотская ГГК» осуществляло деятельность, оказывающую воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в 2019-2020 гг. При этом, со ссылкой на пункт 7 заявки «Охотская ГГК» о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания от 25.12.2018 г., указал, что Общество взяло на себя обязательство выполнить меры по сохранению биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктом «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380, в период 2019 - 2020 гг. Данный период истек, мероприятия со стороны «Охотская ГГК» не выполнены. В связи с этим, факт приостановки работ по месторождению полагал не имеющим значение, так как вред ВБР и их среде обитания действиями Общества уже причинен, а меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания обществом не приняты.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, возражения должностного лица административного органа, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью первой статьи 8.48 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
По смыслу диспозиции ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, объективная сторона данного правонарушения должна выражаться в действиях виновного лица, то есть в осуществлении деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В соответствии с пп. «з» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
В соответствии с п. 7 указанного Положения установлено, что мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.
Согласно материалам дела, заключением Амурского ТУ Росрыболовства от 18.01.2019 г. №04-21/246 АО «Охотская ГГК» согласована деятельность по проекту «Отработка запасов золоторудного месторождения «Хоторчан» открытым способом. Первая очередь» в 90 км (по прямой) к западу-юго-западу от районного центра – поселка Охотск Охотского района Хабаровского края, и в 87 км от Хаканджинского ГОКа.
Этим же заключением, в связи с оказанием производством различных работ по данному проекту негативного воздействия на экологическое состояние водных объектов в 2019-2020 гг., принято решение осуществить предусмотренные проектом мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, посредством искусственного воспроизводства молоди амурского осетра в количестве 107 экземпляров средней штучной навеской 10 г и (или) молоди кеты в количестве 289 экземпляров средней штучной навеской 0,5 г с последующим выпуском в водные объекты бассейна реки Амур Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания в порядке, предусмотренном п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380.
Далее, АО «Охотская ГГК» на основании лицензии на пользование недрами ХАБ 03116 БР, выданной Департаментом по недропользованию по ДФО 07.02.2020 г., осуществляло деятельность по вышеуказанному проекту на золоторудном месторождении «Хоторчан» в Охотском районе Хабаровского края до 22.07.2020 г., то есть до момента консервации данного объекта в соответствии с проектом, согласованным АО «Охотская ГГК» с Департаментом по недропользованию по ДФО Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии РФ 17.06.2020 г.
Вместе с тем, положения ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и пп. «з» п. 2 и п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380, не содержат указаний на то, в каком порядке и в какие сроки должны быть проведены мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, поскольку организация таких мероприятий, в соответствии с п. 5.4 Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" и п. 9 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384, возложена на Федеральное агентство по рыболовству.
Заключение Амурского ТУ Росрыболовства от 18.01.2019 г. №04-21/246 о согласовании деятельности АО «Охотская ГГК» по проекту «Отработка запасов золоторудного месторождения «Хоторчан» открытым способом. Первая очередь» предусматривает осуществление мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, - до прекращения такого воздействия. Более конкретный порядок и сроки реализации таких мер заключение не содержит.
В пункте 7 Заявки АО «Охотская ГГК» о согласовании Амурским ТУ Росрыболовства строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания от 25.12.2019 г., на которую ссылается в оспариваемом постановлении должностное лицо административного органа, указан срок выполнения мер по сохранению биологических ресурсов и среды их обитания – 2019-2020 гг. Проектная документация, приложенная к Заявке иных сроков выполнения вышеназванных мер не содержит.
Следовательно, срок исполнения обязанности по осуществлению мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, при осуществлении АО «Охотская ГГК» деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, истекал 31.12.2020 г.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа в оспариваемом постановлении неверно установлены обстоятельства вмененного в вину АО «Охотская ГГК» правонарушения, а именно, сделан вывод о совершении данным юридическим лицом указанного административного правонарушения в форме бездействия.
В постановлении должностного лица административного органа также указано, что правонарушение выявлено 02.11.2020 г., но не указано каким образом было выявлено данное нарушение, и в материалах дела не содержится соответствующих документов. При этом, уведомление АО «Охотская ГГК» о составлении протокола об административном правонарушении по данному делу впервые направлено в адрес АО «Охотская ГГК» - 09.09.2020 г. А в описании события административного правонарушения указано, что мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания АО «Охотская ГГК» не выполнило по состоянию на 20.11.2020 г.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что 20.11.2020 г., то есть на дату составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении АО «Охотская ГГК», отсутствовало событие административного правонарушения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление начальника Охотского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО6. от 11.12.2020 г. №17 подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, ч. 2 ст. 30.1, ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника АО «Охотская ГГК» - ФИО3 удовлетворить.
Постановление начальника Охотского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО6. от 11.12.2020 г. №17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – акционерного общества «Охотская горно-геологическая компания», отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На решение может быть подана жалоба или принесен протест в Хабаровский краевой суд непосредственно, либо через Охотский районный суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Пак О.В.