ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/2021 от 18.11.2021 Беловского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-41/2021

РЕШЕНИЕ

г. Белово 18 ноября 2021 года

Судья Беловского районного суда Кемеровской области Выдрина М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью группа предприятий безопасности “Кодекс” – Бовсуновского В. И. на постановление по делу об административном правонарушении от 10.06.2021, вынесенного начальником ОЛРР Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу Осиповым В.Г., которым ООО ГПБ “Кодекс” признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей,

УСТАНОВИЛА:

Генеральный директор ООО ГПБ “Кодекс” Бовсуновский В. И. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от 10.06.2021, в которой просит признать незаконным и отменить данное постановление, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указал, что в целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной детективной деятельности или частной охранной деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномо­ченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы проводят плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании соответствующих распоряжений (приказов) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориальных органов. Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года. Продолжительность её проведения не должна превышать месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации. Внеплановая проверка проводится в следующих случаях: 1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований; 2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций; 3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения. По результатам проверки осуществляющее её должностное лицо составляет акт установленной формы, копий которого вручается руководителю охранной организации, частному детективу или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. Как следует из текстового содержания постановления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области данная проверка осуществлялась в рамках регламента внеплановой проверки. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об админи­стративных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В нарушении указанных требований в текстовом содержании протокола о возбуждении дела об административном правонарушении не зафиксировано (не указано) время совершения административного правонарушения. Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Генеральный директор ООО ГПБ “Кодекс” Бовсуновский В.И. в судебное заседание не явился, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу Осипов В.Г. в судебном заседании доводы жалобы считает необоснованными, просит постановление оставить без изменения.

Суд, выслушав представителя Росгвардии Осипова В.Г., исследовав представленные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.16 КРФобАП незаконное осуществление частной охранной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулирует Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ). Статьей 12 Федерального закона определены виды деятельности, подлежащие лицензированию, одним из них является частная охранная деятельность (пункт 32 части 1). Исходя из норм - дефиниций, изложенных в статье 3 Федерального закона № 99- ФЗ, под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Согласно части 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

В силу положений, установленных статьи 19 анализируемого Федерального закона лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом (часть 1). До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не предусмотренному лицензией, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией (часть 2).

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 в редакции от 02.08.2019 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Закона, предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона. В свою очередь частью 5 статьи 3 Закона № 2487-1 установлено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей. Согласно пункту 2 части 1, части 2 статьи 11.4 Закона № 2487-1- лицензия на осуществление частной охранной деятельности подлежит переоформлению в случае намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии.

С учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при намерении охранного предприятия осуществлять новый вид охранных услуг, предусмотренный частью 3 статьи 3 Закона № 2487-1, не указанный в предоставленной лицензии, хозяйствующему субъекту необходимо обратится в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом с соответствующим заявлением и документами по данному виду услуг, предусмотренными положением о лицензировании частной охранной деятельности. В случае оказания охранным предприятием услуг, не имеющим соответствующего разрешения, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458. В соответствии со статей 8 вышеуказанного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону (часть 1). Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона (часть 2). В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации (часть 3). Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (часть 6).

Вместе с тем ООО "Разрез "Евтинский Новый", как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц имеет лицензию серии КЕМ ТЭ от 30.10.2014, выданное Департаментом по недропользованию Сибирского федерального округа на разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Разрез "Евтинский Новый" является "Добыча угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурного, открытым способом " (ОКВЭД - 05.10.13). По результатам обследования территории ООО "Разрез "Евтинский Новый" составлен паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, в котором отражено, что по совокупности максимального ущерба, который может быть нанесен в результате террористического акта, и по степени потенциальной опасности присвоена категория - низкая. Паспорт безопасности вышеуказанного объекта утвержден 02.03.2020. Следовательно, территория ООО "Разрез "Евтинский Новый", расположенная по <адрес> входит в категорию объектов топливно-энергетического комплекса, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458.

Факт незаконного осуществления частной охранной деятельности ООО ГПБ “Кодекс” подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21.05.2021 лицензией на осуществление частной охранной деятельности от 07.12.2017, договором охраны -ФО от 01.03.2021, выпиской из ЕГРЮЛ, и другими материалами дела, изученными в судебном заседании.

Статья 28.1 КРФобАП предусматривает исчерпывающий перечень оснований, явившихся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Согласно ч.2 ст.28.2 КРФобАП в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно п.4 ПостановленияПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Судом установлено, что в протоколе не указано время совершения административного правонарушения, что является существенным недостатком.

Согласно положениями ст.1.5 КРФобАП, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КРФобАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. КРФ об АП, суд

РЕШИЛ:

жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью группа предприятий безопасности “Кодекс” – Бовсуновского В.И. удовлетворить.

Постановление от 10.06.2021, вынесенного начальником ОЛРР Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу, о привлечении ООО ГПБ “Кодекс” к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.16 КРФобАП, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО ГПБ “Кодекс” прекратитьпо основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.24.5 КРФобАП.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд Кемеровской области.

Судья: М.Н. Выдрина