Дело № 12-41/2021
РЕШЕНИЕ
г. Еманжелинск «26» августа 2021 года
Судья Еманжелинского городского суда Челябинской области
Грачёв М.А.,
при секретаре Печёркиной Л.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании, с участием помощника прокурора г. Еманжелинска Ополихиной И.А., защитника П.О.В.,
жалобу директора ОП СК «Ромкор» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования НОМЕР от 28.07.2021 года по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ФИО1, ДАТА года рождения, родившегося в ***, работающего директором ОП СК «Ромкор» ООО «МК «Ромкор», проживающего в АДРЕС,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по АДРЕС, начальником отдела государственного экологического надзора по г.Магнитогорску Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) С.Е.Н. от ДАТА, директор ОП СК «Ромкор» ООО «МК «Ромкор» ФИО1 признан виновным по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе директор ОП СК «Ромкор» ООО «МК «Ромкор» ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, мотивируя тем, что с ООО «ПБК» был заключен договор, на основании которого был подготовлен отчет о проведении разведочных работ на участке «Сельскохозяйственный» и своевременно предоставлен на экспертизу в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов АДРЕС, однако был возвращен на доработку, и только спустя 1 год ООО «***» уведомило о завершении геологоразведочных работ. Не предоставление в срок, до ДАТА, а именно утверждение запасов подземных вод участка «Сельскохозяйственный» связано с деятельностью контрагента ООО «***», за действия которого ООО МК «Ромкор» не может нести ответственность. Уведомлением НОМЕР от ДАТА. Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов АДРЕС продлило срок исполнения п. 4.4.2 условий пользования недрами до ДАТА. Заявление с приложенными документами с исправлениями и устранениями замечаний ДАТА. были повторно сданы на проверку в Минпром Челябинской области, а ДАТА. получено положительное Заключение.
В судебном заседании защитник П.О.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по АДРЕС, начальник отдела государственного экологического надзора по АДРЕС межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) С.Е.Н., представитель Росприроднадзора, прокурор Магнитогорской природоохранной прокуратуры АДРЕС, директор ОП СК «Ромкор» ООО «МК «Ромкор» ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.131, 135, 149-151). Должностное лицо С.Е.Н., Магнитогорский природоохранный прокурор представили отзывы на жалобу (л.д. 127-128, 132-134).
Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), в силу пункта 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, и установлено судом, Магнитогорской природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора установлено, что ООО МК «Ромкор» допускаются нарушения законодательства в сфере окружающей среды.
В результате проверки выявлен факт пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а именно установлено, что на участке «Сельскохозяйственный», который предоставлен ООО МК «Ромкор» по лицензии на право пользование недрами НОМЕР от ДАТА. со сроком действия до ДАТА. в нарушение п. 4.4.2, п. 4.4.3 приложения НОМЕР к лицензии ООО МК «Ромкор» до ДАТА. не утвердило запасы подземных по результатам геологоразведочных работ в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах»; до ДАТА. не подготовило и не утвердило в установленном порядке технический проект разработки месторождения в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах».
Как следует из материалов дела, ООО МК «Ромкор» имеет лицензию на пользование недрами НОМЕР от ДАТА. со сроком действия до ДАТА. для добычи подземных вод на участке Сельскохозяйственный, расположенного в АДРЕС, для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного предприятия (л.д. 5-7).
В соответствии с п.4.4.2 «Условий пользования недрами», которые являются неотъемлемым ПриложениемНОМЕР к вышеуказанной лицензии ООО МК «Ромкор» (недропользователь) обязан обеспечить утверждение запасов подземных вод по результатам геологоразведочных работ в соответствии с законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» не позднее ДАТА; в соответствии с п.4.4.3 Условий ООО МК «Ромкор» (недропользователь) обязан обеспечить подготовку и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, согласованного в соответствии с законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» не позднее ДАТА. В соответствии с п. 4.3 Условий пользования недрами действие условий пользования недрами совпадает со сроком действия лицензии (л.д. 8-12).
Согласно информации, представленной Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области от ДАТА. указанные условия пользования недрами ООО МК «Ромкор» в установленный срок не выполнило (л.д. 138-143).
Директор ОП СК «Ромкор» ООО «МК «Ромкор» ФИО1 как руководитель обособленного подразделения, не обеспечил исполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами НОМЕР от ДАТА. (п. 4.4.2, п. 4.4.3), что является нарушением п. 10 ч.2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Директором ОП СК «Ромкор» ООО «МК «Ромкор» ФИО1 не приняты все необходимые меры, направленные на обеспечение соблюдения в деятельности юридического лица условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
23.06.2021г. Магнитогорским природоохранным прокурором принято решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора ОП СК «Ромкор ООО МК «Ромкор» ФИО1 и направлении материалов проверки в Управление Росприроднадзора по АДРЕС (л.д. 91-95).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 28.07.2021г. оспариваемого постановления о привлечении директора ОП СК «Ромкор» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа (л.д. 45-50).
Объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами с нарушением условий лицензии.
Таким образом, для квалификации правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса необходимо наличие одновременно двух условий - непосредственно пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Вина директора ОП СК «Ромкор» ФИО1 в совершении указанного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.06.2021г., материалами проверки Магнитогорской природоохранной прокуратуры (л.д. 59-125), и иными материалами дела, представленными суду.
Указанные доказательства должностным лицом получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации «О недрах» условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона Челябинской области «О пользовании недрами на территории Челябинской области» внесение изменений в лицензию на пользование участком недр местного значения осуществляется уполномоченным органом Челябинской области по заявлению субъекта предпринимательской деятельности, которому выдана соответствующая лицензия, при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была выдана лицензия.
В случае изменения законодательства Российской Федерации и (или) Челябинской области изменения в лицензию на пользование участком недр местного значения вносятся по инициативе уполномоченного органа Челябинской области.
В силу п. 2, п. 3 ст. 20 ст. 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.
Согласно аб. 4 ст. 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2,3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как следует из уведомления НОМЕР от ДАТА. «О нарушении условий пользования недрами по лицензии НОМЕР» Минпром Челябинской области предупредил ООО МК «Ромкор» о необходимости в течение трех месяцев со дня получения настоящего уведомления устранить выявленное нарушение и сообщить об этом в Минпром Челябинской области, при не устранении нарушения в указанный срок право пользования недрами по лицензии НОМЕР на основании п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. НОМЕР «О недрах» может быть приостановлено или досрочно прекращено (л.д. 36).
Таким образом, вышеуказанным уведомлением АДРЕС предоставил трехмесячный срок устранить указанные нарушения.
Доводы жалобы о том, что уведомлением НОМЕР от ДАТА. обществу был продлен срок исполнения п. 4.4.2 Условий пользования недрами до ДАТА. основан на неверном толковании вышеприведенных правовых норм и не может повлечь за собой отмену постановления.
Доводы жалобы о том, что ООО МК «Ромкор» не может нести ответственность за своего контрагента ООО «ПБК» также являются несостоятельным на основании следующего.
Как следует из материалов дела, согласно приказа директора ООО МК «Ромкор» от ДАТА. ФИО1 переведен на должность директора Обособленного подразделения Свинокомплекс «Ромкор» с ДАТА. (л.д. 144).
Согласно должностной инструкции на директора обособленного подразделения возложена обязанность по осуществлению руководства хозяйственно-финансовой деятельностью обособленного подразделения (л.д. 66-69).
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Таким образом, именно на ФИО1 как на директоре обособленного подразделения лежит ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации о недропользовании.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что вина директора ОП СК «Ромкор» ФИО1 в совершении административного правонарушения полностью подтверждается собранными материалами дела, достоверность которых не вызывает сомнения. Каких-либо иных доказательств в материалах дела не имеется и ФИО1 суду не представлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных обстоятельств и имеющихся доказательств, не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу постановления.
Административное наказание ФИО1 как должностному лицу назначено в пределах установленных санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в минимальном размере, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует характеру и степени тяжести административного правонарушения, обеспечивает достижение целей его применения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности не имеется.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ из представленных материалов не усматривается. Все материалы, представленные в суд, соответствуют процессуальным требованиям КоАП РФ.
При таких обстоятельствах по делу, суд считает постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, начальника отдела государственного экологического надзора по г. Магнитогорску Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) С.Е.Н. от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора ОП СК «Ромкор» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд, через Еманжелинский городской суд Челябинской области.
Судья: М.А. Грачёв