Дело № 12-41/2021
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
27 декабря 2021 года г. Солигалич
Судья Чухломского районного суда Костромской области Андрианова Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Солигаличского муниципального района Костромской области на постановление начальника отделения -старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо-важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области от 22 октября 2021 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области от 22 октября 2021 г. № администрация Солигаличского муниципального района Костромской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Из вышеуказанного постановления следует, что административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
23 ноября 2017 г. на основании исполнительного документа: исполнительного листа № от 20 ноября 2017 г., выданного Чухломским районным судом по делу №, вступившему в законную силу 30 октября 2017 г., возбуждено исполнительное производство №-ИП. Предмет исполнения по исполнительному производству: обязать администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области предоставить К.В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. из специализированного жилищного фонда Солигаличского муниципального района Костромской области, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы площади предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение на территории Солигаличского муниципального района Костромской области. Постановление о возбуждении направлено в адрес должника заказной почтой.
20 марта 2018 г. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и направлено в адрес должника.
01 апреля 2021 г. начальником отделения – старшим судебным приставом МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении № о признании администрации Солигаличского муниципального района Костромской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
10 августа 2021 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области в адрес должника было вынесено и направлено требование об исполнении решения Чухломского районного суда по делу № от 22 августа 2017 г, а именно: в срок до 30 сентября 2021 г. исполнить судебное решение, а именно предоставить жилое помещение К.В.Ю.,ДД.ММ.ГГГГ г.р., в соответствии с учетом норм предоставления жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, и в срок до 30 сентября 2021 г. письменно сообщить в МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области об исполнении судебного решения, а так же о мерах, принятых для исполнения судебного решения.
В срок до 30 сентября 2021 г. включительно администрация Солигаличского муниципального района, ИНН №, не исполнила в полном объёме требование судебного пристава-исполнителя от 10 августа 2021 г. исх. №, требование исполнительного документа № от 20 ноября 2017 г.. а именно: не предоставила К.В.Ю.,ДД.ММ.ГГГГ г.р., специализированного жилого помещения, Солигаличского муниципального района Костромской области, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом норм предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение на территории Солигаличского муниципального района Костромской области.
14 октября 2021 г. судебным приставом-исполнителем составлен рапорт об обнаружении правонарушения.
В судебном порядке должник - администрация Солигаличского муниципального района за приостановлением исполнительного производства не обращалась. С какими-либо ходатайствами об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения за указанный период администрация так же не обращалась.
Оснований для прекращения производства по делу с применением положений части 4 статьи 24.5 КоАП РФ не установлено.
Глава Солигаличского муниципального района Костромской области ФИО1 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой указала, что администрация Солигаличского муниципального района Костромской области исполнить решение Чухломского районного суда от 22 августа 2017 г. по делу №, согласно которому администрация Солигаличского муниципального района Костромской области обязана предоставить К.В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> из специализированного жилищного фонда Солигаличского муниципального района Костромской области, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы площади предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение на территории Солигаличского муниципального района Костромской области, в срок, установленный в требовании заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам, а именно до 30 сентября 2021 года, не имела возможности в силу нижеследующих объективных причин.
1. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 г. N 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 г. № 620-5-ЗКО органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обязаны, помимо прочего, обеспечивать передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 г. № 620-5-ЗКО органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право, помимо прочего, на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления и учета средств субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на осуществление отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 14 апреля 2015 г. № 142-а субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке департаменту строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, на осуществление отдельных государственных полномочий.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления и учета средств субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на осуществление отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями распределение субвенций между муниципальными районами (городскими округами) Костромской области осуществляется в соответствии с законом Костромской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
В соответствии частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют переданные государственные полномочия за счет субвенций областного бюджета.
Субвенция на исполнение переданных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями выделяется органам местного самоуправления в сумме, которая не удовлетворяет потребность для своевременного обеспечения детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, производится администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области в порядке, исходя из даты регистрации вступившего в законную силу решения суда.
К.В.Ю. находится в очереди на получение жилья первым.
2. Исполнить переданные государственные полномочия по обеспечению К.В.Ю. жилым помещением только за счет средств районного бюджета администрация Солигаличского района не имеет правового основания.
В соответствии с частью 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенция предоставляется на определенные цели, в частности, на выполнение государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенция не носит компенсационного характера и не может использоваться на восстановления собственных доходов, использованных органами местного самоуправления на исполнение отдельных государственных полномочий.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет средств предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Однако, в соответствии с частью 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
В силу статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Солигаличский муниципальный район Костромской области относится к муниципальным образованиям с низким уровнем долговой устойчивости.
Таким образом, органы местного самоуправления Солигаличского муниципального района Костромской области не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Приобретение квартир администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области осуществляется на основании проведенных аукционов, согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Так за период с 2019 г. по 13 апреля 2021 г. было объявлено 8 аукционов и на выделенные субвенции были приобретены жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
в 2019 г. - 1 квартира,
в 2020 г. - 2 квартиры,
- в 2021 г. - 3 квартиры.
Кроме того, администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области в адрес Собрания депутатов Солигаличского муниципального района Костромской области направлены запросы от 09.06.2021 года № с предложением рассмотреть вопрос о выделении из бюджета Солигаличского муниципального района Костромской области дополнительных денежных средств в общей сумме 4 000 000 рублей для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 23.07.2021 года № с просьбой рассмотреть вопрос о выделении из бюджета Солигаличского муниципального района Костромской области дополнительных денежных средств в общей сумме 4 109 173 рубля для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 13 августа 2021 года № и от 24 сентября 2021 года № с просьбой рассмотреть вопрос о выделении из бюджета Солигаличского муниципального района Костромской области дополнительных денежных средств в общей сумме 3 612 870 рублей для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам рассмотрения указанных запросов Собранием депутатов Солигаличского муниципального района Костромской области приняты решения об отказе в выделении запрашиваемых денежных средств в связи с недостаточностью дополнительно поступивших налоговых и неналоговых доходов в бюджет Солигаличского муниципального района Костромской области (решения Собрания депутатов Солигаличского муниципального района Костромской области от 28 июня 2021 г. №, от 26 июля 2021 года №, от 27 июля 2021 года №, от 29 сентября 2021 года №).
Администрация Солигаличского муниципального района Костромской области обращалась в Чухломский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 22 августа 2017 года по делу № об обязании администрации Солигаличского муниципального района Костромской области предоставить К.В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение специализированного жилищного фонда Солигаличского муниципального района Костромской области сроком до 01 января 2023 г.
Определением Чухломского районного суда от 25 июня 2021 г. в удовлетворении заявления отказано.
В феврале 2021 г. заключено соглашение о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету Солигаличского муниципального района Костромской области субвенции на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в котором указан объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, на исполнение которых предоставляется субвенция на 2021-2023 гг., а именно:
в 2021 году 1 528 381 (один миллион пятьсот двадцать восемь тысяч триста восемьдесят один) рубль 00 копеек (на приобретение 2 квартир),
в 2022 году 2 835 669 (два миллиона восемьсот тридцать пять тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 00 копеек (на приобретение 4 квартир),
- в 2023 году 708 917 (семьсот восемь тысяч девятьсот семнадцать) рублей 00 копеек (на приобретение 1 квартиры).
Таким образом, нельзя сделать вывод о том, что администрация Солигаличского муниципального района принимает недостаточные меры, направленные для исполнения решения суда по обеспечению К.В.Ю. жилым помещением.
3. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из вышеизложенного, администрация Солигаличского муниципального района принимала все возможные меры, направленные на исполнение решения суда по обеспечению К.В.Ю. жилым помещением.
Реальной возможности исполнить решение Чухломского районного суда от в срок, установленный в требовании заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам, а именно до 30 сентября 2021 г. администрация не имела, что просила учесть при рассмотрении вопроса о привлечении администрации Солигаличского муниципального района Костромской области к административной ответственности.
4. Кроме того, согласно справки финансового управления администрации Солигаличского муниципального района Костромской области от 30.11.2021г. №, Бюджет Солигаличского муниципального района (далее - бюджет района) на 2021 год запланирован в сумме 255887,5 тыс.рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам в сумме - 53 944,6 тыс.рублей. Просроченная кредиторская задолженность, по состоянию на 01 января 2021года составила 12830,1 тыс. рублей.
За 10 месяцев 2021 года по доходам бюджет района исполнен в сумме 209937,5 тыс. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов в бюджет района поступило 51788,1 тыс. рублей, из них: налоговых доходов 40487,3 тыс.рублей, неналоговых доходов - 11300,8 тыс. рублей.
По расходам бюджет района на 2021 год запланирован в сумме 261 585,0 тыс.руб. Кассовое исполнение по расходам за 10 месяцев 2021 года составило 205 166,4 тыс. рублей.
В общих расходах бюджета за 10 месяцев 2021 года основными направлениями расходов являются заработная плата с начислениями работникам муниципальных учреждений - 136113,7 тыс. рублей, питание учащихся и воспитанников - 12471,3 тыс. рублей, топливные дрова - 3685,7 тыс. рублей, потребленная электроэнергия - 6642,3 тыс. рублей и дорожное хозяйство - 3390,7 тыс. рублей. За счет налоговых и неналоговых расходов производятся в основном первоочередные расходы - выплата заработной платы, обслуживание муниципального долга, оплата за продуты питания льготных категорий учащихся и воспитанников детсадов, подвоз школьников, ГСМ, запчасти и ремонт автомобилей, обслуживание АПС и услуги охраны образовательных организаций. В 2021 году оплачены административные штрафы за не предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилыми помещениями в сумме 350,0 тыс.руб.
С 01 января 2021 г. постановлением департамента финансов Костромской области от 25 сентября 2020 г. № Солигаличский муниципальный район находится в группе районов, в которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20, 50 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, и, соответственно, согласно статьи 136 Бюджетного Кодекса РФ в соответствии с пунктом 2.1.2.6. соглашения от 8 февраля 2021 года № 117, заключенного муниципальным районом с департаментом финансов Костромской области, не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Костромской области, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами Костромской области.
Согласно статьи 107.1 Бюджетного Кодекса РФ, Солигаличский муниципальный район отнесен к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости и, соответственно, имеет право привлекать кредитные ресурсы только на рефинансирование имеющегося муниципального долга.
За счет направления поступивших в налоговых и неналоговых доходов на погашение просроченной кредиторской задолженности, имевшейся на 01 января 2021 года, просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01 ноября 2021 го да снижена, но не оплачена в полном объеме, и составляет 3473,7 тыс. рублей.
Таким образом, штраф в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей является существенным расходом для бюджета Солигаличского муниципального района Костромской области.
5. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом действующее законодательство не исключает возможность применения положений о малозначительности к какой-либо категории правонарушений, предусмотренной КоАП РФ, в зависимости от предмета посягательства.
Согласно статье 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Как следует из пункта 21 Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Не исполнение администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области решения Чухломского районного суда в срок, установленный в требовании заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам, а именно до 30 сентября 2021 года, носит объективный характер. Администрация предприняла все возможные меры для исполнения указанного решения суда.
6.Постановление по делу об административном правонарушении администрация Солигаличского муниципального района Костромской области получила почтовым отправлением 25.11.2021 года, что подтверждается отметкой о регистрации входящей корреспонденции на сопроводительном письме входящий № от 25.11.2021.
На основании вышеизложенного, глава Солигаличского муниципального района Костромской области ФИО1 просила суд освободить администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В жалобе также содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации Солигаличского муниципального района.
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела начальник отделения -старший судебный пристав Межрайонного отделения судебных приставов по особо-важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайств об его отложении не заявил.
При данных обстоятельствах судья, на основании п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, определил о рассмотрении жалобы в отсутствие вышеуказанных участников производства по делу.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из ст. 2.10 КоАП РФ следует, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч.2 ст. 105 вышеназванного Федерального закона при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, решением Чухломского районного суда Костромской области от 22 августа 2017 года, вступившим в законную силу 30 октября 2017 года, на администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области возложена обязанность предоставить К.В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> из специализированного жилищного фонда Солигаличского муниципального района Костромской области, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы площади предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение на территории Солигаличского муниципального района Костромской области.
На основании исполнительного листа ФС №, выданного Чухломским районным судом ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем ОСП по Солигаличскому району 23 ноября 2017 г. возбуждено исполнительное производство, 19 декабря 2017 года исполнительное производство №-ИП принято к исполнению заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области. В рамках указанного исполнительного производства должнику администрации Солигаличского муниципального района предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, должником исполнен не был, 20 марта 2018 г. заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено постановление о взыскании с администрации Солигаличского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом МОСП и ОВИП УФССП по Костромской области от 01 апреля 2021 года администрация Солигаличского муниципального района Костромской области привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
10 августа 2021 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 30 сентября 2021 года.
Между тем, администрация Солигаличского муниципального района не приняла мер к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что явилось основанием для привлечения её к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства и вина Администрации в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копией исполнительного документа, постановлением о возбуждении исполнительного производства с соответствующим предметом исполнения, требованием заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области об исполнении требований исполнительного документа, ранее вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации, иными материалами дела и исполнительного производства.
Факт неисполнения требования судебного пристава-исполнителя Администрация не оспаривает, заявляя об отсутствии возможности его исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П). Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Оценивая, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ указанные доказательства в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что администрация Солигаличского муниципального района не приняла все зависящие от неё меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области о наличии в деянии должника состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
При привлечении администрации Солигаличского муниципального района Костромской области к административной ответственности должностным лицом УФССП по Костромской области соблюдены требования ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснение обстоятельств дела, и его разрешении в соответствии с законом, а также об установлении всех юридически значимых обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренных статьей 26.1 КоАП РФ.
Доводы рассматриваемой жалобы аналогичны доводам, изложенным администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области в письме от 05 октября 2021 года, адресованном в Межрайонное отделение судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области, поступившем на адрес электронной почты Отделения.
Данные доводы были рассмотрены должностным лицом Управления ФССП России по Костромской области при рассмотрении протокола об административном правонарушении и обоснованно отвергнуты.
При вынесении постановления о привлечении администрации Солигаличского муниципального района Костромской области к административной ответственности начальник отделения - старший судебный пристав Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области ФИО2 указал, что, согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствие со ст.3 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отдельными государственными полномочиями по обеспечению соответствующей категории лиц жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Порядок предоставления и учета средств субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на осуществление отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями утвержден постановлением администрации Костромской области от 14 апреля 2015 года № 142-а., в связи с чем, вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления для приобретения жилья рассматриваемой категории лиц, касаются отношений между субъектом и органом местного самоуправления.
Даже в том случае, если финансирование переданных полномочий осуществляется ненадлежащим образом, либо размер субвенций является недостаточным, данные обстоятельства не могут ограничивать право лица на обеспечение жилым помещением и, соответственно, обоснованием для неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Возможность реализации лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на обеспечение жильем, ни Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, ни нормативными правовыми актами Костромской области, как субъекта Российской Федерации, не поставлена в зависимость исключительно от положительного решения соответствующими органами (в том числе администрацией Костромской области) финансовых вопросов. Законодательно не предусмотрена и реализация данного права в порядке очередности соответствующего списка.
Нахожу вышеуказанные выводы должностного лица обоснованными и полагаю, что обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, у администрации Солигаличского муниципального района Костромской области не имелось. Доказательств того, что администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области приняты все зависящие от нее меры, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования, по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.17.15 названного Кодекса, составляет один год.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 30 сентября 2021 г. и до настоящего времени не истек.
Административное наказание назначено администрации Солигаличского муниципального района Костромской области в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Оснований для его снижения, в том числе, на основании доводов жалобы о низкой обеспеченности доходной части бюджета Солигаличского муниципального района Костромской области, не имеется, так как, в соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, может быть назначено только в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, тогда как санкция ч.2 ст.17.15 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
При данных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области от 22 октября 2021 года №, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Солигаличского муниципального района Костромской области оставить без изменения, жалобу администрации Солигаличского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано или опротестовано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд (в г. Солигаличе) Костромской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Н.М. Андрианова