ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/2022 от 26.01.2022 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

УИД 55RS0002-01-2021-010678-32 Дело № 12-41/2022

г. Омск, ул. Лермонтова, 61

РЕШЕНИЕ

г. Омск 26 января 2022 года

Судья Куйбышевского районного суда г. Омска Романюк Л.А., при секретаре Захаровой О.В., помощнике судьи Подданец Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтройТраст» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области № 120/2021 от 11.11.2021 года общество с ограниченной ответственностью «СтройТраст» (далее по тексту ООО «СтройТраст», Общество, юридическое лицо) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.

ООО «СтройТраст» было признано виновным в том, что оно 02.09.2021 года в 16.30 час. на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:32:020901:295 в кадастровом квартале 55:32:020901, в границах GPS координат: 1) 54.63344, 72.58427; 2) 54.63342, 72. 58383; 3) 54.63335, 72.58379; 4) 54.63336, 72.58374; 5) 54.63371, 72.58381; 6) 54.63369, 72.58392; 7) 54.63373, 72.58393; 8) 54.63371, 72.58472; 9) 54.63371, 72.58502; 10) 54.63367, 72.58544; 11) 54.63365, 72.58569; 14) 54.63345, 72.58578; 15) 54.63346, 72.58544 и на части неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения в границах GPS координат: 12) 54.63363, 72.58607; 13) 54.63346, 72.58612, расположенных по адресу: Омская область, Щербакульский район, с. Борисовское с использованием принадлежащей Обществу спецтехники – экскаватора HITACHI, рег. знак провело земельные работы, в результате которых на площади 0,4 га самовольно снят и перемещен плодородный слой почвы, образован карьер по добыче глины. Плодородный слой почвы складирован в бурты высотой до 2 м. по краю карьера по всей длине, ширина бурта 4 м., мощность снятого плодородного слоя почвы составила до 0,25 м. Добываемая глина вывозилась самосвалом в целях отсыпки обочин, ремонтируемой ООО «СтройТраст» дороги «Бакбасар-Азово-Щербакуль-Полтавка».

Не согласившись с вынесенным постановлением Общество обратилось в суд с жалобой, указывая, что вынесенное постановление является незаконным, так как при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом допущены процессуальные нарушения, административным органом не доказано наличие в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечении Общества к административной ответственности. Доказательства получены должностным лицом с нарушением: так в определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.09.2021 года не указан повод для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура взятия проб и образцов, зафиксированная в актах от 09.09.2021 года, проведена с нарушением действующего законодательства в отсутствие двух понятых. В протоколах отбора проб и образцов отсутствуют сведения о понятых, об используемом для отбора оборудовании, условиях отбора и хранении образцов. Местом совершения административного правонарушения указан земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:32:020901:295 в кадастровом квартале 55:32:020901 и часть неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенных в с. Борисовское Щербакульского района Омской области. При определении места совершения административного правонарушения и измерения географических координат границ земельного участка сотрудником Управления применялось техническое средство навигатор GPS марки Garmin extrex 20, в отношении которого в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют сведения об утверждении типа средств измерений, что исключало возможность его применения при осуществлении картографической и геодезической деятельности, что подтверждается сведениями официального сайта Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений. Применение неповеренного средства измерений неутвержденного типа в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при осуществлении геодезической и картографической деятельности является нарушением требований ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Также при осмотре проводилась фото и видеофиксация, однако указание на техническое средство, с применением которого производилась фото-видеосъемка, отсутствует. В протоколе осмотра имеется ссылка на рабочий планшет, однако отсутствует указание на цель применения указанного технического средства. Указанное свидетельствует о недоказанности наличия в действии (бездействии) Общества объективной стороны правонарушения. Также в постановлении указано, что участки производства работ отнесены к землям сельскохозяйственного назначения к виду угодий пастбища. Между тем, согласно выписке из ЕГРПН от 20.08.2021 года земельный участок с кадастровым номером 55:32:020901:295 относится к категории земли сельхозназначения, вид разрешенного использования для размещения свалки бытовых отходов. То есть, целевое назначение земельного участка – свалка промышленных и бытовых отходов. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, образуют самовольные действия субъекта административного правонарушения, в результате которых возникли неблагоприятные последствия в виде снятия или перемещения плодородного слоя почвы. Полагают, что не установлена и не доказана причинная связь между действиями Общества и наступившими неблагоприятными последствиями. Административным органом не доказан факт плодородия земель земельного участка, вид разрешенного использования которого был определен для размещения свалки бытовых отходов (том 1 л.д.3-6).

Законный представитель ООО «СтройТраст» в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще (том 2 л.д.94-95, 115, 117-118).

Защитник ООО «СтройТраст» по доверенности (том 2 л.д.96) Овчаренко О.М. поддержала доводы и требования, изложенные в жалобе на постановление, дополнительно пояснив, ООО «СтройТраст» на основании контракта с КУ Омской области «УДХ», заключенного в октябре 2020 года, срок действия которого в настоящее время не истек, выполняло работы по строительству дороги в границах с. Борисовское Щербакульского района Омской области. Для резерва грунта в целях отсыпки обочин при ремонте дороги Обществу через КУ ОО «УДХ» администрацией Борисовского сельского поселения был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:32:020901:295, из которого в августе 2021 года для тех же целей но меньшей площадью был выделен земельный участок 55:32:020901:551, однако документального подтверждения данным обстоятельствам ни у Общества, ни у Заказчика не имеется, так как все общение и пересылка документов осуществлялись посредством мессенджера Ватцап. Они начали разработку проекта рекультивации на земельный участок последние цифры 295, но не успели, так как им 11.08.2021 года предоставили участок с последними цифрами 551, которым они пользовались и, в отношении которого ими был разработан проект рекультивации данного участка, согласованный и утвержденный с администрацией Борисовского сельского поселения. Когда было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования и у них запрошены сведения, они предоставили все документы по земельному участку последние цифры 551, а оказалось, что сведения нужны были по земельному участку последние цифры 295. Поскольку им вменяется снятие плодородного слоя почвы, административный орган должен доказать, что снятый слой земли являлся плодородным.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении с доводами жалобы не согласилось, суду пояснило, что ранее в адрес Управления поступило обращение гражданина Мигура Д.Д. о том, что на его земельном участке проводятся работы спецтехникой. В рамках проверки проводимой по обращению Мигура Д., она 02.09.2021 года она выехала на место и в пути следования, проезжая мимо с. Борисовское Щербакульского района Омской области, около 16.30 час. ею был выявлен факт проведения земельных работ с использованием экскаватора Хитачи, гос. знак и транспортного средства ДАФ, при которых осуществлялось снятие и перемещение слоя почвы, загружавшейся в грузовой автомобиль. Поскольку при себе у нее имелся планшет с кадастровой картой, навигатор, она определила участок, на котором проводились данные работы – 55:32:020901-295, свалка на земельном участке отсутствовала, внешне это был участок сельхозназначения. По выписке Росреестра земельный участок относится к землям сельхозназначения вид угодий пастбища. Тот факт, что в выписке из ЕГРПН с августа 2021 года указано, что участок может использоваться под размещение свалки, не изменяет его сельскохозяйственного назначения. Ею на месте выявления правонарушения был составлен протокол осмотра, произведена видеофиксация. В тот же день вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица, так как информации о том, кто проводил работы, не было. В рамках административного расследования направлены соответствующие запросы, проведен отбор проб и образцов, установлено, что экскаватор принадлежит ООО «СтройТраст», администрация Борисовского сельского поселения сообщила, что проект рекультивации на земельный участок последние цифры 295 с ними не согласовывался, кто на данном участке и на части неразграниченного земельного участка проводит работы, информацией не располагают. КУ ОО «УДХ» сообщило, что по контракту работы по ремонту дороги ведет ООО «СтройТраст», также был предоставлен проект рекультивации на земельный участок с последними цифрами 551. Полагает, что ООО «СтройТраст» ошибочно стало вести работы на земельном участке с последними цифрами 295, а не на рядом расположенном и предоставленном ему земельном участке с последними цифрами 551, в отношении которого все необходимые действия были выполнены. Навигатор не является техническим средством измерения, так как используется для определения места расположения земельного участка, поэтому не подлежит поверке. Координаты земельного участка определяются при помощи навигатора на месте, вносятся в кадастровую карту и карта определяет участок, что и было сделано в данном случае. Тот факт, что произошло перемещение именно плодородного слоя почвы, подтверждается выводами экспертизы.

Должностное лицо, вынесшее постановление заместитель начальника отдела земельного надзора Управление Россельхознадзора по Омской области Беляев Л.В. с доводами жалобы не согласился, пояснив, что разрешительные документы в виде проекта рекультивации земельного участка с правообладателем земельного участка ООО «СтройТраст» согласованы не были. Фактически работы были проведены на земельном участке с кадастровым номером последние цифры 295, хотя разрешение было получено на земельный участок с последними цифрами 551. На рассмотрение дела вызывался законный представитель, присутствовал защитник, копия постановления в адрес юридического лица была направлена.

Должностное лицо административного органа по доверенности Юрьев В.П. (том 2 л.д. 97) с доводами жалобы и защитника в судебном заседании не согласился, пояснив, что должностным лицом административного органа административное правонарушение – проведение работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы без разрешения правообладателя на земельном участке с последними цифрами 295 было обнаружено непосредственно при отработке заявления гражданина по другому факту нарушений. На месте был составлен протокол осмотра с применением техсредств, которые не относятся к средствам измерений для фиксации нарушения – отбиты координаты, нанесены на публичную кадастровую карту, установлено, что работы проводятся на земельном участке последние цифры 295. Поскольку на месте должностное лицо не смогло установить субъекта правонарушения, им было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, направлены запросы. Земельный участок последние цифры 295 относится к землям сельхозназначения, вид угодий – пастбища. В силу положений ст. ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ любые действия с воздействием на землю сельхозназначения в отсутствие разрешения правообладателя, то есть согласованного проекта рекультивации, запрещены. Из ответов на запросы, было установлено, что на земельном участке последние цифры 295 земельные работы проводятся самовольно, так как разрешение правообладателем участка не выдавалось. ООО «СтройТраст» было получено разрешение на использование земельного участка последние цифры 551, и, видимо, по ошибке, они проводили работы на расположенном рядом земельном участке с последними цифрами 295, что фактически Обществом не оспаривалось. Законный представитель Общества и их геодезист были приглашены на повторный осмотр 26.10.2021 года, по прибытии на место удостоверились в ошибке, но уехали с осмотра, не став подписывать документы. С процессуальной точки зрения нарушений нет, на всех этапах присутствовал защитник Общества, копии процессуальных документов направлялись в адрес общества.

Руководствуясь ч. 4 ст. 25.4, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Копия постановления о привлечении ООО «СтройТраст» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ получена Обществом 19.11.2021 года (том 2 л.д.74), жалоба направлена в суд почтой 29.11.2021 года (том 1 л.д.20), срок обжалования не пропущен.

Согласно положениям ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции на момент возникновения рассматриваемых событий) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В силу положений ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами.

Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Из положений статьи 13 ЗК РФ следует, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800), согласно которым "плодородный слой почвы" - верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам;

Согласно п. 15 Правил, проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с: а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;

Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти: а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 24 Правил);

В соответствии с частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «СтройТраст» к административной ответственности) самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в самовольном снятии и (или) перемещении плодородного слоя почвы, то есть любые самовольные действия лица, в результате которых возникли неблагоприятные последствия для окружающей среды, выразившиеся в снятии и перемещении плодородного слоя почвы.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «СтройТраст» постановлением № 120/21 от 11.11.2021 года, вынесенным заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом акте выводы о том, что 02.09.2021 года в 16.30 час. ООО «СтройТраст» на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:32:020901:295 в кадастровом квартале 55:32:020901, в границах GPS координат: 1) 54.63344, 72.58427; 2) 54.63342, 72. 58383; 3) 54.63335, 72.58379; 4) 54.63336, 72.58374; 5) 54.63371, 72.58381; 6) 54.63369, 72.58392; 7) 54.63373, 72.58393; 8) 54.63371, 72.58472; 9) 54.63371, 72.58502; 10) 54.63367, 72.58544; 11) 54.63365, 72.58569; 14) 54.63345, 72.58578; 15) 54.63346, 72.58544 и на части неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения в границах GPS координат: 12) 54.63363, 72.58607; 13) 54.63346, 72.58612, расположенных по адресу: Омская область, Щербакульский район, с. Борисовское проведены земельные работы, связанные со снятием и перемещением плодородного почвенного покрова без разрешительных документов на данные действия.

Фактические обстоятельства вменяемого ООО «СтройТраст» административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 02/09/2021-1 от 02.09.2021 года (том 1 л.д. 28), протоколом осмотра с фото-видеоматериалом от 02.09.2021 года (том 1 л.д. 31-43), сведениями ФКП ФСГРК Омской области (том 1 л.д. 44-46, том 2 л.д. 191), карточкой учета самоходной машины экскаватор Хитачи, гос. знак 9531 АА/55, принадлежащего ООО «СтройТраст» (том 1 л.д. 53), ответом администрации Борисовского сельского поселения Щербакульского муниципального района Омской области об отсутствии сведений о проводивших земельные работы на земельном участке с кадастровым номером 55:32:0209010-295 в кадастровом квартале 55:32:020901 и на части неразграниченного земельного участка, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения в с. Борисовское Щербакульского района Омской области в целях ремонта дороги «Бакбасар-Азово-Щербакуль-Полтавка» и об отсутствии проекта рекультивации на данный земельный участок (том 1 л.д.227), государственным контрактом № 1277-2020 от 20.10.2020 года, заключенного КУ ОО «УДХ» Заказчик с ООО «СтройТраст» Подрядчик на выполнение Подрядчиком по заданию Заказчика работ по ремонту автомобильных дорог в Азовском, Марьяновском, Щербакульском и Полтавском районах Омской области. Срок выполнения работ с 11.01.2021 года по 15.10.2022 года в соответствии с графиком работ (том 1 л.д. 79-224), ответом комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Щербакульского муниципального района, о том, что 27.08.2021 года ООО «СтройТраст» был согласован проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 55:32:020901:551, образованного путем выделения из земельного участка с кадастровым номером 55:32:020901-295; 12.08.2021 года по договору безвозмездного пользования земельным участком Щербакульским муниципальным районом Омской области в лице Комитета КУ ОО «УДХ» земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:32:202901-551 с целью текущего ремонта и эксплуатации автомобильных дорог на территории Щербакульского муниципального района Омской области передан под сосредоточенный резерв грунта. 27.08.2021 года Обществу согласован проект рекультивации (том 1 л.д.230), приказом № 148-пр от 09.08.2021 года Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Щербакульского муниципального района Омской области об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по образованию земельного участка путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 55:32:020901-295, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах: земельный участок с кадастровым номером 55:32:020901-295ЗУ1, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование «для размещения свалки бытовых отходов» общей площадью 6000 кв.м. (том 1 л.д.232-237), договором безвозмездного пользования земельным участком № АЗ(Б)-5(2021 от 12.08.2021 года, заключенного между Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Щербакульского муниципального района Омской области и КУ ОО «УДХ», по условиям которого Ссудополучателю на срок 11 месяцев предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок 55:32:020901-551 площадью 6000 кв. категория земель сельскохозяйственного назначения в с. Борисовское с целью текущего ремонта и эксплуатации автомобильных дорог на территории Щербакульского муниципального района Омской области под сосредоточенный резерв грунта с актом приема-передачи (том 2 л.д. 1-4); заявлением ООО «СтройТраст» на согласование проекта рекультивации в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:32:020901-551 (том 2 л.д.5), копией проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 55:32:020901-551 (том 2 л.д.6-1), выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой основной вид деятельности ООО «СтройТраст» строительство жилых и нежилых зданий, одним из дополнительных видов деятельности заявлено строительство автомобильных дорог и автомагистралей (том 2 л.д. 12-17), протоколом осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 55:32:020901:295, 55:32:020901:551 от 26.10.2021 года с фототаблицей к нему и видеозаписью (том 1 л.д. 25, том 2 л.д. 21-36), письменными объяснениями главы Борисовского сельского поселения, согласно которым в августе 2021 года районный комитет по экономике Щербакульского района провел межевание земельного участка в с. Борисовское в районе свалки бытовых отходов для организации дорожных работ для отсыпки обочин, таким образом, был разработан котлован 29х154 метра. Администрация поселения никаких согласований по рекультивации не проводила, каких-либо договоров не подписывала (том 2 л.д.37), протоколом об административном правонарушении № 741 от 29.10.2021 года (том 2 л.д.40-44), выпиской из ЕГРН, согласно которой земельный участок в кадастровом квартале 55:32:020901 № 55:32:020901:295, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для размещения свалки бытовых отходов, посредством данного земельного участка обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером 55:32:020901:551, правообладателем земельного участка 55:32:020901:295 является Администрация Борисовского сельского поселения Щербакульского муниципального района Омской области (том 2 л.д.57-62) и другими материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе лицо, совершившее административное правонарушение.

Действия ООО «СтройТраст» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Доводы юридического лица о том, что спорный земельный участок, отнесенный к землям сельхозназначения, фактически таковым не является, так как имеет вид разрешенного использования под размещение свалки бытовых отходов, существенного правового значения не имеет, поскольку согласно выписке из ЕГРН указанные сведения о видах разрешенного использования имеют статус «Актуальные незасвидетельствованные», наличие свалки не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, опровергается материалами дела, в том числе, представленными должностным лицом фото-видеоматериалами, кроме того, вид разрешенного использования не изменяет категорию земель.

Как указано в статье 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", под плодородием земель сельскохозяйственного назначения следует понимать способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

Принимая во внимание определение понятия "плодородие земель сельскохозяйственного назначения", содержащееся в статье 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", следует прийти к выводу о том, что в рассматриваемом случае должностным лицом Управления Россельхознадзора по Омск представлены надлежащие доказательства того, что ООО «СтройТраст» совершено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на спорном земельном участке, что подтверждается в том числе, выводами Экспертного заключения ФГБУ «Омский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» № 25/П от 24.09.2021 года (том 2 л.д.145).

Доводы жалобы об использовании должностным лицом для определения места совершения административного правонарушения и измерения географических координат границ земельного участка навигатора GPS, в отношении которого отсутствуют сведения об утверждении типа средств измерений, основаны на ошибочном толковании норма права, поскольку навигатор Garmin etrex 20 при использовании для определения геодезических координат (широты и долготы) местоположения наземных объектов не является измерительным прибором в том понимании, как это определено в ст. 26.8 КоАП РФ, поскольку навигатор - это радиоэлектронное устройство, которое получает сигналы глобальной системы позиционирования с целью определения текущего местоположения устройства и обеспечивает информацию о широте и долготе. В данном случае при использовании навигатора измерения каких-либо параметров не производились, как средство измерения он не использовался, им зафиксировано только фактическое местоположение. При этом информация об используемом техническом средстве внесена в протокол осмотра земельного участка.

Несогласие заявителя с выводами должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, и толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По делу усматривается, что у ООО «СтройТраст» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности и порядок привлечения ООО «СтройТраст» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «СтройТраст» в пределах санкции ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ и является минимальным.

Несмотря на то, что с 01.08.2016 года ООО «СтройТраст» зарегистрировано в Едином государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, суд не находит правовых оснований для замены назначенного ему административного штрафа предупреждением.

Нарушений норм материального и процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Вместе с тем, из объема обвинения, как излишне вмененный, суд полагает необходимым исключить ссылку на нарушение Обществом п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области № 120/2021 от 11.11.2021 года о привлечении общество с ограниченной ответственностью «СтройТраст» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, исключить из объема обвинения ссылку на нарушение п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800. Постановление в остальной части оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья (подпись) Л.А. Романюк