ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-41/2022 от 30.03.2022 Ейского городского суда (Краснодарский край)

УИД23RS0015-01-2022-000542-12 К делу № 12-41/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ейск 30 марта 2022 года

Судья Ейского городского суда Краснодарского края Коваленко А.А., при секретаре Кузнецовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное главным госинспектором Ейской инспекции Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей, -

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Ейский городской суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное главным госинспектором Ейской инспекции Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.8.48 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей. Просит указанное постановление отменить и производство по делу прекратить.

Заявитель - индивидуальный предприниматель ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2, в судебном заседании настаивали на удовлетворении жалобы по изложенным основаниям, в связи с тем, что в нормативных документах, которые регламентируют порядок согласования, нигде не отражен порядок согласования уже действующей заправки. Этим законом, его дополнением, разрешено осуществление деятельности заправки, не требующее согласования.

Представитель Ейской инспекции Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Выслушав заявителя и его представителя, изучив материалы дела, считаю, что вина ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, доказана материалами административного производства в полном объеме.

Вынесенное постановление о назначении административного наказания по ч.2 ст.8.4 КоАП РФ считаю законным, оснований для его отмены не усматривается.

Из представленных в суд материалов об административном правонарушении следует, что Ейской межрайонной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, и установлено, что в границах водоохранной зоны Азовского моря на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> был установлен факт ведения деятельности по эксплуатации АЗС «Пропан-Юг», данная деятельность осуществляется без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в период 13 ч. 50 мин. по 14 ч. 50 мин. госинспектором Азово-Кубанского отдела АЧТУ Росрыболовства проведено выездное обследование, в ходе которого подтвержден факт ведения деятельности по эксплуатации АЗС «Пропан-Юг» в границах водоохранной зоны Азовского моря (Ейский лиман) на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Данная деятельность осуществляется без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.

Установлено, что на данном земельном участке, на расстоянии от 150 до 170 метров от границы водного объекта (Азовское море) осуществляется деятельность по эксплуатации АЗС «Пропан-Юг», производится заправка автомобилей сниженным природным газом с использованием двух заправочных колонок, размещено административное здание, осуществляется хранение СПГ. Измерения произведены с использованием программного обеспечения Кадастр.РУ.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.8.48 КоАП РФ (л.д. 10-11). Процессуальных нарушений при административном расследовании и составлении протокола по делу об административном правонарушении не установлено.

По результатам рассмотрения административного дела главным госинспектором Ейской инспекции Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ПК вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 8 000 рублей (л.д. 5-9).

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Ейский городской суд с настоящей жалобой.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с распоряжением Кубанского Бассейнового Водного Управления -р от ДД.ММ.ГГГГ ширина водоохранной зоны Азовского моря составляет 500 м.

В соответствии с п. 4 «в» ст. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об Утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», границы водоохранной зоны Азовского моря отображены на картографических материалах. В соответствии с вышеуказанным постановлением, сведения о них вынесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается данными публичной кадастровой карты Росреестра, существующие ограничения деятельности официально опубликованы.

На основании ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Часть 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит, что, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность, осуществляется только по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству (или Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования предусмотрен «Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 4 Правил на юридических и физических лиц возложена обязанность по предоставлению в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявки о согласовании деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду производится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной деятельности и иной деятельности (п. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Рыболовством, на основании представленных документов, оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктами «б»-«ж» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Рыболовством и его территориальными органами согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранных и рыбоохранных зон.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», одним из основных принципов охраны окружающей среды является: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов. Принцип презумпции экологической опасности планируемой и иной деятельности необходимо рассматривать совместно с принципом обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, деятельность по выявлении, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, то есть оценка воздействия на окружающую среду, признается действующим законом обязательной.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

На основании письма Азово-Черноморского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («АзНИИРХ) от ДД.ММ.ГГГГ №аи291021-29, деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности оказывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания как в случае ее осуществления в акватории водного объекта, так и за его пределами.

Вопрос о воздействии на водные биоресурсы и среду их обитания рассматривается при анализе хозяйственной деятельности (рассмотрении проектной документации) по каждому объекту проектирования, либо программе хозяйственной деятельности, с учетом рыбохозяйственной характеристики водного объекта.

Оценка воздействия на водные биоресурсы выполняется на этапе планирования хозяйственной деятельности.

Кроме того, при разработке материалов по оценке воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания рассматривается необходимость других ограничений с целью снижения негативного влияния работ на состояние водных биоресурсов (в частности, ограничение работ по срокам, выполнение экологического контроля (мониторинга) за проведением работ в водоохранных зонах).

Факт осуществления ИП ФИО1 на указанном земельном участке хозяйственной деятельности в виде деятельности по эксплуатации АЗС «Пропан-Юг» доказан. При этом вся вышеуказанная деятельность осуществлялось ИП ФИО1 без согласования с Федеральным агентством по рыболовству (или Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Именно ИП ФИО1 должна быть осуществлена оценка воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, до начала этой деятельности или в ее процессе.

Какие-либо доказательства, содержащие сведения об отсутствии возможности оказания вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, ИП ФИО1 и его представителем не представлены.

Согласно ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Доводы заявителя и его представителя об отсутствии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, являются несостоятельными.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено с соблюдением установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, за нарушение, за которое установлена административная ответственность, с учётом характера совершенного правонарушения, степени вины нарушителя, на основе доказательств, полученных без нарушения действующего законодательства, в пределах санкции ч.2 ст.8.48 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене или изменению постановления главного госинспектора Ейской инспекции Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ – не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором Ейской инспекции Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов в отношении должностного лица – индивидуального предпринимателя ФИО1 – оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд в десятидневный срок с даты вручения или получения копии решения суда.

Судья Ейского городского суда А.А. Коваленко