ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-420/20 от 17.08.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №12-420/2020

УИД 75RS0001-02-2020-005020-03

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

17 августа 2020 года <...>

Судья Центрального районного суда г. Читы Маркова О.А., при секретаре Верховод Н.Е., рассмотрев жалобу представителя АО «ЗабТЭК» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении главного государственного инспектора Забайкальского края в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении главного государственного инспектора Забайкальского края в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе, поданной в Центральный районный суд, представитель АО «ЗабТЭК» ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ставит вопрос об отмене вынесенного в отношении Общества постановления, считая его незаконным, указывая на то, при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Так, основанием для возбуждения дела по ч.2 ст.7.3. КоАП РФ послужило то, что АО «ЗабТЭК» в установленные сроки не предоставило в Министерство природных ресурсов Забайкальского края отчетность по форме -ЛС по лицензии на право пользования недрами на объекты недропользования – скважины №, расположенных в сельском поселении «Дуарское». Вместе с тем, АО «ЗабТЭК» условия лицензии не нарушало, отчет по форме -ЛС был предоставлен в Министерство природных ресурсов Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, заявитель полагал, что АО «ЗабТЭК» лицензионные условия были соблюдены, только с нарушением сроков предоставления отчетности.

В судебном заседании представитель АО «ЗабТЭК» ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержал, полгал что в данном случае правонарушение следует квалифицировать по статье8.5. КоАП РФ, на по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Представитель административного органа Министерства природных ресурсов Забайкальского края ФИО4 в судебном заседании на виновности АО «ЗабТЭК» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ настаивал.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" (далее Закона о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Как следует из материалов дела, АО «ЗабТЭК» выдана лицензия на пользование недрами () с целевым назначением – геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод и добычи для питьевого, хозяйственно бытового и технологического водоснабжения объектов промышленности. Участок недр расположен в сельском поселении «Даурское», срок действия доДД.ММ.ГГГГ.

Неотъемлемой составной частью лицензии является Соглашение об условиях пользования участком недр.

Согласно п.4.1.2 Соглашения недропользователь обязуется обеспечить своевременное предоставление в соответствующие органы отчетности (2-ТП (водхоз), 4-ЛС и др.), предусмотренной действующим законодательством.

Согласно п.п. «а» п. 7.2 Соглашения недропользователь (АО «ЗабТЭК») предоставляет Распорядителю недр (Министерство природных ресурсов Забайкальского края) годовую форму статистической отчетности 4-ЛС до 20 января года, следующего за отчетным.

Прокуратурой Забайкальского района в рамках проведенной проверки исполнения законодательства об охране и использовании недр в отношении АО «ЗабТЭК» выявлен факт непредставления в установленный лицензионным соглашением (п. 7.2) срок в Министерство природных ресурсов Забайкальского края годовой формы статистической отчетности 4-ЛС.

По факту выявленного нарушения и.о. прокурора района советником юстиции Масюта Е.Н. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, главным государственным инспектором Забайкальского края в области охраны окружающей среды ФИО2 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «ЗабТЭК» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией лицензии на право пользования недрами, копией лицензионного соглашения, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, решением о проведении проверки (от ДД.ММ.ГГГГ, копией годовой формы статистической отчетности 4-ЛС, и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод представителя АО «ЗабТЭК» об отсутствии в действиях АО «ЗабТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ, в связи со сдачей ДД.ММ.ГГГГ отчетности, предусмотренной лицензией и нормами действующего законодательства, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Имеются достаточные основания для вывода о том, что при пользовании недрами обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 7.2 соглашения к лицензии, владелец лицензии ежегодно до 20 января года, следующим за отчетным обязан предоставлять распорядителю недр годовую форму статистической отчетности 4-ЛС. В материалы дела представлена годовая форма статистической отчетности 4-ЛС за 2019 год, на котором имеется входящий штамп с датой ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока. Таким образом, обществом при пользовании недрами нарушены условия лицензии, что является основанием для привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.7.3. КоАП РФ, и не может быть квалифицировано по ст. 8.5. КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Требования законодательства при привлечении АО «ЗабТЭК» к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В свою очередь, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ 3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Полагаю возможным учесть добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, а также то обстоятельство, что ранее акционерное общество к ответственности за подобные правонарушения не привлекалось. Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей подлежит снижению до 150 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление старшего государственного инспектора Забайкальского края в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении АО «ЗабТЭК» изменить путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа со 300 000 рублей до 150 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья О.А.Маркова