ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-420/2017 от 31.01.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Щербак Н.А. Дело №12-420/2017

РЕШЕНИЕ

31 января 2017 г. г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Шелудько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту Туапсинского транспортного прокурора Крейда Д.С. на решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 декабря 2016 г.,

установил:

постановлением Государственной инспекции труда по Краснодарскому краю от 20 октября 2016 г. № 4-2655-16-ППР/157/20/4 ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФГУП «Росморпорт» ФИО1 подал жалобу в суд.

Обжалуемым решением судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 декабря 2016 г. постановление административного органа отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В протесте, поданном в Краснодарский краевой суд, Туапсинский транспортный прокурор Крейда Д.С. просит решение судьи районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы протеста, выслушав пояснения помощника прокурора Краснодарской транспортной прокуратуры Глоба Э.Ю., настаивавшего на удовлетворении протеста, пояснения представителя ФГУП «Росморпорт» по доверенности ФИО2, просившей оставить решение судьи без изменения, судья вышестоящей инстанции находит решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 209 Трудового кодекса РФ средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

На основании ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 510 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно подпункту 5.2.31 пункта 5.2 которого, к полномочиям указанного федерального органа исполнительной власти относится принятие типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, в частности таких профессий и должностей ТУ АЧБФ ФГУП «Росморпорт», как уборщик, лифтёр, дворник-садовник, моторист-матрос, слесарь-сантехник, утверждены приказами Минтруда РФ от 09.12.2014 г. № 997н и от 22.06.2009 г. № 357н соответственно.

В соответствии с пунктом 171 указанных типовых, норм уборщик должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов.

Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, уборщику ТУ АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО3 выдан только халат рабочий.

В соответствии с пунктом 86 указанных Типовых норм, лифтёр должен быть обеспечен костюмом хлопчатобумажным для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмом из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинками кожаными, перчатками кожаными, на наружных работах зимой дополнительно: курткой на утепляющей прокладке, брюками на утепляющей подкладке, сапогами кожаными утепленными.

Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, лифтеру ТУ АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО4 выданы только ботинки и костюм инженер.

В соответствии с пунктом 151 указанных Типовых норм дворник должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, рукавицами комбинированными или перчатками с полимерным покрытием, ботинками кожаными или сапогами кожаными, фартуком хлопчатобумажным.

Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, дворнику-садовнику ТУ АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО5 выданы только ботинки и костюм инженер.

В соответствии с пунктом 15 указанных Типовых норм моторист должен быть обеспечен костюм хлопчатобумажным для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или полукомбинезоном хлопчатобумажным для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий с рубашкой хлопчатобумажной, ботинками кожаными на кожаной подошве, перчатками трикотажными с точечным покрытием, перчатками резиновыми или перчатками из полимерных материалов, перчатками нефтемаслозащитными морозостойкими, перчатками утепленными, головным убором.

Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, мотористу-матросу ТУ АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО6 выданы только ботинки кожаные, костюм и брюки.

В соответствии с пунктом 148 указанных Типовых норм слесарь сантехник должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным носком или сапогами болотными с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитком защитным лицевым или очками защитными, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим или изолирующим, при выполнении работ, на которых необходима защита от растворов кислот и щелочей, вместо костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий выдается: костюм для защиты от растворов кислот и щелочей, слесарю аварийно-восстановительных работ вместо костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий выдается: костюм для защиты от повышенных температур, слесарю аварийно-восстановительных работ на наружных работах зимой дополнительно: костюм для защиты от повышенных температур на утепляющей прокладке.

Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, слесарю сантехнику ТУ АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО7 выданы только ботинки и костюм «инженер».

При таких обстоятельствах административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии состава административного правонарушения. предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в действиях ФГУП «Росморпорт».

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, судья нижестоящей инстанции указал, что в нем не указаны дата и время совершения административного правонарушения.

Однако п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ предписывает указать в постановлении по делу об административном правонарушении обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Данное требование выполнено административным органом в полном объеме.

А вот требование об указании места и времени совершения административного правонарушения относится к протоколу об административном правонарушении и отражено в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Рассматриваемое дело об административном правонарушении возбуждено 26 сентября 2016 г. постановлением прокурора.

В силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

При этом постановление о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении соответствует требованиям закона, в частности содержит сведения о времени и месте совершения правонарушения (л.д. 45-49).

Также судья нижестоящей инстанции в обоснование своего решения указал, что постановление Туапсинской транспортной прокуратуры о возбуждении в отношении ФГУП «Росморпорт» дела об административном правонарушении, вынесено с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку юридическое лицо ФГУП «Росморпорт», направив в прокуратуру своего представителя по доверенности ФИО1, было лишено возможности давать объяснения по факту выявленных нарушений трудового законодательства.

Вместе с тем, согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при применении ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч. ч. 2, 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

Согласно ч. 3 ст. 53 ГК РФ доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.

В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы.

Таким образом, законным представителем юридического лица ФГУП «Росмопрот», имеющим право действовать без доверенности является генеральный директор названного предприятия, должность которого на момент возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении замещал ФИО8

Уведомление прокуратуры о вызове представителя учреждения для опроса и участия при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении было направлено в адрес ФГУП «Росморпорт» заказным письмом и получено адресатом.

В Туапсинскую транспортную прокуратуру, к указанному в уведомлении времени прибыл начальник Туапсинского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» ФИО1, предоставивший копию приказа о назначении ФИО8 на должность генерального директора ФГУП «Росморпорт», а также заверенную 23 сентября 2016 г. главным юрисконсультом Туапсинского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» ФИО9 копию доверенности от 24 августа 2016 г., выданную ФИО1 директором Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» ФИО10

Согласно ч. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представленная ФИО1 копия доверенности на сове имя, выданная руководителем филиала юридического лица, правомерно расценена должностным лицом прокуратуры как ненадлежащее подтверждение полномочий данного лица представлять интересы ФГУП «Росморпорт».

При этом привлекаемое к ответственности лицо надлежащим образом было извещено о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела, копия которого в установленный законом срок направлена в адрес ФГУП «Росморпорт».

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Судья вышестоящей инстанции считает, что обжалуемое решение содержит ошибочные выводы и подлежит отмене, а дело возвращению судье того же суда на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

решил:

решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 декабря 2016 г. отменить.

Дело возвратить судье Туапсинского городского суда Краснодарского края на новое рассмотрение.

Судья