ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-420/2021 от 26.08.2021 Вологодского районного суда (Вологодская область)

12-420/2021

УИД 35RS0010-01-2021-010094-17

Р Е Ш Е Н И Е

26 августа 2021 года г.Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Беловой А.А.,

при секретаре Барболиной Л.А.,

с участием защитника АО «Вторресурсы» по доверенности Лазовской Е.А., представителя административного органа по доверенности Балашовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе акционерного общества «Вторресурсы» (далее – АО «Вторресурсы») на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора В. Н.В. от 18.06.2021, которым АО «Вторресурсы» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора В. Н.В. от 18.06.2021 АО «Вторресурсы» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, АО «Вторресурсы» обратилось в суд с жалобой, просили вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку юридическим лицом были приняты все зависящие меры для получения разрешительной документации и утверждению нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ для эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов (далее – ТБО) для г.Вологды. АО «Вторресурсы» обращалось в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением о предоставлении предельно допустимых выбросов, однако, ввиду отсутствия легитимных методик в установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ было отказано.

В судебном заседании защитник АО «Вторресурсы» по доверенности Лазовская Е.А. поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что 31.07.2020 АО «Вторресурсы» было отказано в установлении нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, в том числе, ввиду использования нелегитимной расчетной методики. Однако, такие методики для полигонов твердых бытовых отходов на законодательном уровне утверждены не были. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 было разрешено использовать методики, не включенные в специальный перечень. В апреле 2021 АО «Вторресурсы» обращалось с повторным заявлением об установлении предельно допустимых выбросов, в чем повторно было отказано в мае 2021 года по формальным основаниям. В связи с тем, что в 2021 году изменилось экологическое законодательство, необходимо переделать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, в связи с чем АО «Вторресурсы» заключен договор возмездного оказания услуг от 18.05.2021 с ООО «Росэко», проект находится в стадии переработки. Просила учесть имущественное положение АО «Вторресурсы», обусловленное убыточностью осуществляемой деятельности, то обстоятельство, что АО «Вторресурсы» относится к субъектам малого предпринимательства.

Представитель Северного межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Балашова О.С. в судебном заседании полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению. Пояснила, что в мае 2021 года АО «Вторресурсы» было повторно отказано в установлении нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, поскольку поданное заявление не соответствовало установленной форме. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 было разрешено использовать методики, не включенные в специальный перечень, однако, АО «Вторресурсы» указанным правом не воспользовалось, документы в надлежащем виде для утверждения в административный орган не представило.

Заслушав объяснения защитника юридического лица, представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

В период с 30.04.2021 по 18.05.2021 проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства АО «Вторресурсы».

В ходе проверки установлено, что АО «Вторресурсы» эксплуатирует полигон ТБО для г.Вологды, расположенный по адресу: <адрес>, введенный в эксплуатацию 22.11.2016. Указанный полигон поставлен на учет, как объект негативного воздействия на окружающую среду 1 категории, категория риска – высокая. При постановке объекта на учет указаны, в том числе, стационарные источники выбросов – 2 организованных, 6 неорганизованных.

В соответствии с отчетом 2-ТП (воздух) за 2020 год предприятием выброшено атмосферу 19,056 т, их них твердых – 0,658 т, жидких и газообразных – 18,398 т.

На момент проведения плановой выездной проверки и на момент составления протокола об административном правонарушении разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у АО «Вторресурсы» отсутствовало.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращение негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов.

В соответствии с положениями статьи 12 Закона № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

Пунктом 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ установлено, что выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.

В силу части 8 статьи 15 Закона № 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно части 9 статьи 15 указанного Закона выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе, для атмосферного воздуха (раздел I), где перечислены вредные вещества, подлежащие учету отдельно и их включение в специальное разрешение, является условием для осуществления деятельности, в результате которой допускается возможность их выброса в атмосферный воздух.

В ходе проведенной проверки установлено, что АО «Вторресурсы» на объекте полигон ТБО для г.Вологды, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Комплексное разрешение, как у объекта первой категории, также отсутствует.

Факт нарушения АО «Вторресурсы» законодательства в области охраны окружающей среды подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 26.04.2021 , актом проверки от 24.05.2021, протоколом об административном правонарушении от 07.06.2021, а также иными материалами дела в их совокупности, нарушений при оформлении которых судом не установлено.

АО «Вторресурсы» заблаговременно было известно о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, о порядке получения такого разрешения, однако, первоначально такое разрешение не было получено по причине выявления Управлением Росприроднадзора по Вологодской области недостатков в проектной расчетной документации. Действия (бездействия) Управления Росприроднадзора по Вологодской области, выразившиеся в невыдаче соответствующего разрешения в возвращении представленных документов на доработку, не обжаловались, после 31.07.2020 по вопросу получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Управление Росприроднадзора АО «Вторресурсы» обратилось повторно лишь 27.04.2021, получив отказ по формальным основаниям от 07.05.2021. АО «Вторресурсы» допущенные нарушения не устранило, указанный отказ не оспорило, в настоящее время проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу находится в стадии переработки.

При этом изложенные в жалобе доводы об отказе АО «Вторресурсы» в установлении нормативов предельно допустимых выбросов ввиду отсутствия легитимных методик в установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ судом во внимание не принимаются, поскольку согласно письму Северного межрегионального управления Росприроднадзора на имя АО «Вторресурсы» от 31.07.2020 основанием для отказа в установлении нормативов предельно допустимых выбросов явился ряд нарушений, которые обществом устранены не были, доказательств обратного не представлено.

Кроме того, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 до 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Суд полагает, что общество имело реальную возможность для соблюдения требований действующего природоохранного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм.

Отсутствие методики расчета данных и нормативов для получения разрешения не исключает отсутствие вины общества во вменяемом административном правонарушении, поскольку с 04.02.2021 в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в специальный перечень.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей, то есть оконченный состав правонарушения образует вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.

Согласно положениям части 1 статьи 4.1.1, части 2 статьи 3.4 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется, поскольку совершенное АО «Вторресурсы» правонарушение влечет возникновение угрозы причинения вреда здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, поскольку деятельность АО «Вторресурсы» оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

Постановление о назначении АО «Вторресурсы» административного наказания по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Однако, принимая во внимание, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от ста восьмидесяти до двухсот пятидесяти тысяч рублей, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия тяжких последствий, имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, является чрезмерно суровым, не отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, полагаю, что в данном случае имеются исключительные обстоятельства для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, - в размере 90 000 рублей. В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снижение размера штрафа ниже данной суммы не допустимо.

Таким образом, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора В. Н.В. от 18.06.2021 о привлечении АО «Вторресурсы к административной ответственности части 1 стати 8.21 КоАП РФ подлежат изменению в части снижения назначенного АО «Вторресурсы» административного штрафа до 90 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора В. Н.В. от 18.06.2021 о привлечении акционерного общества «Вторресурсы» к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ изменить, снизив размер административного штрафа до 90 000 (девяноста тысяч) рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора В. Н.В. от 18.06.2021 оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Вторресурсы» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд Вологодской области в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья: подпись

Копия верна

Судья А.А. Белова