ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-421/15 от 26.01.2016 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты>

дело № 12-9/2016

(№12-421/2015)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Надым 26 января 2016 года

Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Жижин В.С., с участием действующих по доверенности законных представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» - Анисимовой П.С. и Михайлюка А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <данные изъяты> Камского П.Э. на постановление начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО, старшего государственного инспектора по охране окружающей среды "А" № 326/2015 от 26.10.2015 года, в соответствии с которым

общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», <данные изъяты>

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

По результатам проведения внеплановой проверки ООО «<данные изъяты>», 13 октября 2015 года начальник отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО, старший государственный инспектор по охране окружающей среды "А" (далее по тексту – должностное лицо), приводя выдержки из ст.ст. 1, 2 и 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – ФЗ «Об отходах»), положения Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445, преамбулы и ч.7 статьи 9 Федерального закона от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», п. 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 года № 3314-1, составил протокол о том, что ООО «<данные изъяты>» (далее по тексту - Общество) осуществляло деятельность, в результате которой образовались отходы бурения в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также деятельность по обращению с указанными отходами, чем нарушило статью 18 ФЗ «Об отходах».

На основании протокола и приложенных к нему документов, должностное лицо 26 октября 2015 года вынесло постановление № 326/2015, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Не согласившись с указанным постановлением, <данные изъяты> Камский П.Э. в жалобе просит постановление по делу об административном правонарушении от 26.10.2015 года № 326/2015 признать незаконным и отменить.

В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статей 1,2 и 18 ФЗ «Об отходах», преамбулу и ч.7 ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», п. 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 года № 3314-1, положения письма Минприроды РФ от 29.12.2014 года № 05.12.62/8015-ОГ, из которых следует, что если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин, указывает, что обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возникает либо у недропользователя, либо у подрядчика по строительству скважины, то есть у лица, от чьей деятельности по строительству скважины образуются буровые отходы. ООО «<данные изъяты>» не является подрядной организацией, по строительству скважины и, в силу договора № 896/12 от 18.03.2015 года, осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов, оказывает услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов бурения.

Автор жалобы ссылается на Распоряжение от 29.04.2014 года № 252-р, в соответствии с которым Управление Росприроднадзора по ЯНАО отказало Обществу в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, мотивируя отказ тем, что в представленных Обществом документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что в процессе деятельности Общества образуются отходы при добыче нефти и газа. Указанные отходы поступают Обществу от сторонних организаций. Исключив нормативы образования отходов бурения, Общество 31.07.2014 года получило документ об утверждении нормативов образования отходов. Как следует из ответа от 21 июля 2014 года Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на запрос Общества, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Обществом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности. В общий перечень образующихся отходов Общества должны быть включены отходы, образующиеся в процессе обезвреживания принимаемых отходов бурения, что Обществом и было отражено.

Автор жалобы обращает внимание, что должностным лицом искажена классификация отходов при ссылке на Федеральный классификационный каталог отходов. Кроме того, директор Общества ходатайствует о восстановлении Обществу срока на подачу жалобы.

В судебном заседании законные представители общества Анисимова П.С. и Михайлюк А.В. жалобу поддержали в полном объеме, просили её удовлетворить.

Михайлюк А.В. дополнительно указал, что общество не является подрядной организацией по бурению скважин, не участвует в данном процессе принадлежащим обществу оборудованием, материалами, а осуществляет сервисные услуги по обращению с отходами и их размещению, в результате деятельности общества не образуется отходы бурения, а следовательно нет необходимости в составлении и утверждении ПНООЛР по отходам бурения.

Анисимова П.С. в судебном заседании добавила, что общество является сервисной компанией, в период проведения административным органом в 2015 году двух проверок общества нарушения в области разработки и утверждения ПНООЛР в отношении отходов бурения выявлены не были. Ссылаясь на переписку, ведущуюся обществом с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в том числе путем представления всей имеющейся в распоряжении Общества документации, указывает, что позиция Федеральной службы отлична от позиции подчиненного должностного лица и основывается на том, что общество в документе об утверждении НООЛР указывает только отходы своей деятельности и включает в общий перечень образующихся отходов также отходы, образующиеся в процессе обезвреживания принимаемых отходов бурения. Представитель указывает, что общество самостоятельно не осуществляет строительство скважин, не владеет и не использует буровое оборудование, станки, иные материальные средства, используемые при строительстве скважин, не является недропользователем, водопользователем при строительстве скважин и не может исполнить статью 18 ФЗ «Об отходах», то есть не может повлиять на объем образования отходов бурения.

Обращает внимание, что сведения об объемах отходов бурения за 2014-2015 г.г. ООО «<данные изъяты>», приобщенные свидетелем использовались Обществом для включения в свой ПНООЛР для отражения сведений об объеме принятых от сторонних организаций отходах, что предусмотрено законодательством. Договор подряда между недропользователем и подрядчиком в распоряжении Общества не находится, потому не представлялся совместно с пакетом документов для утверждения ПНООЛР.

Действующий по доверенности представитель административного органа - начальник отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО, старший государственный инспектор по охране окружающей среды "А" в судебном заседании приобщив сведения об объемах отходов бурения за 2014-2015 г.г. ООО «<данные изъяты>», указал, что именно при проверке ООО «<данные изъяты>» было выявлено правонарушение в отношении ООО «<данные изъяты>». Соглашаясь с тем, что недропользователь (ООО «<данные изъяты>») является собственником отходов бурения, обращает внимание, что собственником отходов бурения с момента их образования может являться и подрядчик путем заключения договора подряда, в котором указывается данный переход права и вменяется обязанность на разработку и утверждение НООЛР, которым в рассматриваемом случае стало ООО «<данные изъяты>», последним в свою очередь через договор оказания услуг отходы бурения переданы в собственность ООО «<данные изъяты>», как и обязанность по утверждению ПНООЛР. Считает, что Общество приняло на себя обязанность по разработке ПНООЛР и утверждению НООЛР, признав право собственности на отходы бурения путем направления в Управление Росприроднадзора по ЯНАО проекта НООЛР на утверждение, наличию таблиц об объемах отходов бурения за 2014-2015 г.г. ООО «<данные изъяты>», подписанных представителем Общества Анисимовой. Представленный проект Общества не был утвержден в связи с не представлением всех необходимых документов и значительными иными нарушениями.

Обратил внимание, что Управление Росприроднадзора по ЯНАО отказывало во всех случаях получению Обществом в утверждении НООЛР, так как согласно представленной к нему документации следовало что ООО «<данные изъяты>» не имеет право распоряжаться отходами бурения без разрешения недропользователя и передавать в собственность Обществу, то есть не был представлен договор между недропользователем и ООО «<данные изъяты>» о переходе права на отходы бурения. Должностное лицо указывает, что на период всех трех обращений Общества в контролирующий орган об утверждении ПНООЛР, договора между недропользователем (ООО «<данные изъяты>») и подрядчиком (ООО «<данные изъяты>») о переходе право на отходы бурения не существовало, так как таковой был заключен позднее указанных обращений самого Общества. Полагает, что вышестоящая инстанция (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) дала последний ответ Обществу в соответствии с заданными вопросами, не имея всех документов и информации. Начало указанного в постановлении периода бурения скважины является началом бурения скважины, в постановлении общество привлечено к административной ответственности по двум скважинам в связи с их расположением на <адрес>.

Судья, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив материалы по делу об административном правонарушении, заслушав выступление участвующих в судебном заседании лиц, дополнительно представленные и приобщенные в судебном заседании документы, приходит к следующему.

Рассматривая поступившее вместе с жалобой ходатайство директора общества о восстановление ООО «<данные изъяты>» срока на подачу жалобы, полагаю его подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска 10-дневного срока для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении этот срок может быть восстановлен судьёй, правомочным рассматривать жалобу. Представленными материалами подтверждается, что 09 ноября 2015 года получив копию постановления от 26 октября 2015 года административного органа, директор Общества принял меры к его оспариванию, почтовой связью направив жалобу в суд, поступившую 20 ноября 2015 года. По результатам рассмотрения первоначальной жалобы, судьёй Надымского городского суда выявлены недостатки, отраженные в определении от 23 ноября 2015 года, полученным Обществом 04 декабря 2015 года. После устранения недостатков, директором Общества жалоба повторно направлена в суд с ходатайством о восстановлении срока обжалования и поступила 15 декабря 2015 года. При таких обстоятельствах, полагаю пропуск срока на подачу жалобы уважительной причиной, в связи с чем, заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежит удовлетворению.

По существу доводов жалобы, следует, что общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в диспозиции которой указано о несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В статье 1 ФЗ «Об отходах», обращение с отходами включает в себя деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В свою очередь размещение отходов предполагает их хранение и захоронение, обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

В соответствии со статьёй 18 ФЗ «Об отходах», нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом. Применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п.7 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 года №50 юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении НООЛР и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный юридическим лицом в соответствии с Методическими указаниями.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг (п.4 Закона).

В преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (далее по тексту – Закона «О недрах»), определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Таким образом, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств должны регулироваться законодательством о недрах, так и ФЗ «Об отходах».

Согласно статьи 9 Закона «О недрах», права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Пользователь недр имеет право в том числе использовать результаты своей деятельности (добытое минеральное сырье), в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством, а также использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или соглашении о разделе продукции.

В судебном заседании сторонами не оспаривается постановление должностного лица в части того, что ООО «<данные изъяты>», во исполнение договора на строительство (бурение) поисково-оценочной скважины № <адрес> от 07.07.2014 года № 392/14, заключенного между ООО «<данные изъяты>» (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (Подрядчик), осуществляется строительство поисково-оценочной скважины № <адрес>, по условиям которого право собственности на отходы производства и потребления, включая отходы бурения, образующиеся в результате деятельности по исполнению договора, возникает у Подрядчика с момента их образования, в отношении которых Подрядчик самостоятельно исполняет обязанности, предусмотренные законодательством об отходах производства и потреблении. Согласно учетных данных в 2014 -2015 г.г. на буровой площадке, образовывались отходы бурения, которые в последующем вывозились.

Не оспаривается и сторонами и то, что ООО «<данные изъяты>», в соответствии с договором №224/14 от 25.09.2014 года, заключенным между ООО «<данные изъяты>» (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (Подрядчик), осуществляло бурение поисково-оценочной скважины № <адрес>, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить комплекс работ по строительству поисково-оценочной скважины №<данные изъяты>, право собственности на отходы производства и потребления, включая отходы бурения, образующиеся в результате деятельности по исполнению договора, возникает у Подрядчика с момента их образования, в отношении которых Подрядчик самостоятельно исполняет обязанности, предусмотренные законодательством об отходах производства и потреблении. Согласно учетных данных в 2014-2015 г.г. на буровой площадке, образовывались отходы бурения, которые в последующем вывозились.

Также, участники судебного заседания не отрицали, что по условиям договора №896/12 от 18 марта 2013 года, заключенного между ООО «<данные изъяты>» (Заказчик) и Обществом (Исполнитель), - Общество как исполнитель, осуществляет сбор и транспортировку отходов бурения собственными силами с объектов Заказчика, расположенных в том числе на <адрес> Согласно п. 2.1.1 договора (в редакции допсоглашения № 1 от 14.03.2014 года), Исполнитель принимает в собственность отходы бурения с момента их образования, самостоятельно разрабатывает проектную документацию (ПНООЛР), получает документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе в отношении отходов бурения.

В дальнейшем должностное лицо ссылаясь на распоряжение Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 29.04.2014 года № 252-р и от 25.06.2014 года № 312-р об отказе Обществу в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, указывает, что Общество в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с момента образования отходов от бурения скважин, перешедших в собственность Общества, их вывезло и обезвредило, то есть осуществляло обращение, чем нарушило ст. 18 ФЗ «Об отходах».

С данной позицией Общество не согласно, приводя этому в жалобе свои доводы, с которыми в том числе соглашается и суд.

Нормы, регулирующие право собственности на отходы, содержатся в ст. 4 ФЗ «Об отходах», которая до 01 января 2015 года содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. Так, собственник был вправе отчуждать отходы, передавать, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами только лицу с лицензией на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. С 01.01.2015 года ограничение оборотоспособности отходов I–IV классов опасности, было отменено.

В целом согласно нормам ФЗ «Об отходах» большинство обязательств юридических лиц, связанных с реализацией инструментов государственного регулирования в области обращения с отходами (лицензирование, паспортизация, нормирование, учет и др.), также прямо не связаны с правом собственности на отходы и возлагаются не на собственников отходов, а на лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, что имеет важное значение, если собственник отходов и лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, не совпадают.

Как указывалось ранее в статье 22 Закона «О недрах» указано, что пользователь недр имеет право, среди прочего использовать результаты своей деятельности, в том числе, добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством, а также использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции.

В пункте 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. №3314-1, указано, что владельцы лицензий имеют право использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, включая долю добываемого минерального сырья, которая по условиям лицензии передается в его распоряжение; использовать по своему усмотрению полученные им отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если иное не оговорено в лицензии). В связи с этим данные отходы являются отходами производства, с которыми пользователь недр может обращаться по своему усмотрению (если иное не оговорено в лицензии).

Применительно к деятельности в области обращения с отходами приоритетное значение имеют нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения собственности на отходы и возникновение гражданских прав и обязанностей при их отчуждении; определенные виды обязательств в отношении обращения с отходами по гражданским договорам.

Первичное право собственности на отходы (которое ранее устанавливалось в статье 4 ФЗ «Об отходах») в общем случае определяется исходя из норм ст. 220 Гражданского кодекса РФ и подразумевает по существу переход права собственности с материалов на отходы, образовавшиеся в результате переработки материалов, а не возникновение права собственности на отходы у переработчика, в результате деятельности которого образовались эти отходы, т.е. собственником отходов изначально является собственник материалов, из которых образовались отходы.

При этом согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (в т.ч. и отходов) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Гражданским законодательством установлены также общие нормы, регулирующие отчуждение имущества на основании соответствующих договоров (ст. 218 ГК РФ). Исходя из норм Гражданского кодекса, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров, предметом которых непосредственно по Гражданскому кодексу является передача права собственности, т.е. договоров купли-продажи, мены или дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Указанные нормы (которые до 01.01.2015 года присутствовали в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) должны применяться и в отношении отходов (как объекта собственности).

Каких-либо ограничений оборотоспособности отходов как объектов собственности в Гражданском кодексе не установлено. Как отмечалось ранее, такое ограничение с 01.01.2015 года отсутствует и в ФЗ «Об отходах».

Поскольку предприятие, оставаясь собственником отходов, несет ответственность за соблюдение требований в области обращения с отходами как на своих собственных или арендованных земельных участках, так и за их пределами (например, при транспортировке отходов), оно обязано следить за выполнением поставщиками (подрядчиками) природоохранных требований при осуществлении ими деятельности в области обращения с отходами собственника, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Управление деятельностью поставщика (подрядчика), связанной с воздействием на окружающую среду (в т.ч. при обращении с отходами), со стороны предприятия-заказчика может осуществляться только на основе договоров, заключаемых в соответствии с общими положениями, а также правилами об отдельных видах договоров (подряда, возмездного оказания услуг, поставки), которые содержатся в Гражданском кодексе.

Таким образом, исходя из приведенных требований законодательства, обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе, обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, возникают по общему правилу у заказчика - пользователя недр (владельца лицензии).

Вместе с тем, если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, то в рамках гражданско-правовых отношений по договору подряда, вышеуказанные обязанности могут возникать и у подрядчика, в случае если стороны в договоре предусмотрели, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин.

Общество же является сервисной организацией, заключившей с подрядчиком по другому договору - ООО «<данные изъяты>» договор №896/12 от 18.03.2013 года об оказании услуг, предметом которого является оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов бурения.

Анализ положений данного договора, вместе с дополнительными соглашениями к нему дает основание с достоверностью утверждать, что право собственности на отходы бурения, которое имеет собственник (ООО «<данные изъяты>») не приобреталось ООО «<данные изъяты>», последним не заключался договор с собственником отходов бурения, предметом которого непосредственно по Гражданскому кодексу РФ является передача права собственности (договор купли-продажи, мены или дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества).

Таким образом, доводы Общества о том, что в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Обществом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности и в общий перечень образующихся отходов Общества должны быть включены отходы, образующиеся в процессе обезвреживания принимаемых отходов бурения, являются законными и обоснованными.

Данная позиция Общества, вопреки мнению должностного лица, нашла свое отражение и в ответах от 21 июля 2014 года и 21 января 2016 года Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на запрос Общества, в письме Минприроды России от 29.12.2014 года №05-12-62/8015-ОГ «О направлении разъяснений».

Вопреки мнению должностного лица, на основании вышеизложенных положений законодательства, регулирующих деятельность в области отходов бурения, аргумент государственного инспектора о наличии в гражданско-правовом договоре фразы о принятии в собственность отходов бурения с момента их образования нельзя сделать однозначный вывод, что Общество приняло отходы бурения в собственность, так как буквально данная обязанность о принятии в собственность отходов бурения возложена на Подрядчика, которым по условиям договора и дополнительного соглашения к нему Общество не является.

При принятии решения, судья также исходит из правовой позиции, изложенной в Письме Минприроды России от 29.12.2014 года №05-12-62/8015-0Г, о том, что конечная цель на которую направлены положения статьи 18 ФЗ «Об отходах» -уменьшение количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, которая может быть достигнута в случае, если именно подрядчик, у которого непосредственно образуются буровые отходы, а не организация, имеющая соответствующую лицензию на пользование участком недр и привлекающая по договору указанного подрядчика, будет обязана разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, так как в этом случае указанные обязанности (обременения) будут побуждать подрядчика к сокращению количества образуемых отходов, переходе на использование малоотходных и безотходных технологий для осуществления буровых работ.

Также следует отметить, что Общество обращалось в Управление Росприроднадзора по ЯНАО за утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и дважды получило отказ (распоряжения от 29.04.2014 года № 252-р и №312-р от 25.06.2014 года), в том числе по мотивам отсутствия сведений, подтверждающих, что в процессе деятельности Общества образуются отходы при добыче нефти и газа. Указанные отходы поступают Обществу от сторонних организаций. Такие отказы по условиям договора №896/12 от 18.03.2013 года могли быть расценены обществом как отсутствие в собственности отходов бурения с момента их образования, что собственно и подтвердило Управление Росприроднадзора по ЯНАО, после исключения Обществом нормативов образования отходов бурения, вынесло распоряжение от 31.07.2014 года № 164/32-р, согласно которому ООО «<данные изъяты>» (обособленное подразделение в <адрес>) выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В связи с чем довод должностного лица о том, что Общество приняло на себя обязанность по разработке ПНООЛР и утверждению НООЛР, признав право собственности на отходы путем направления в контролирующий орган проектов на утверждение является необоснованным.

Иные доводы должностного лица (не представление договоров, не связанных с деятельностью Общества, наличие таблиц с объемами отходов бурения другой организацией) не устанавливают виновность Общества в инкриминируемом правонарушении а, значит не имеют непосредственное отношение к существу дела.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в его виновности толкуются в пользу этого лица.

Согласно п.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Недоказанность события правонарушения означает отсутствие состава административного правонарушения, что в силу положений ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающими производство по делу об административном правонарушении, а оспариваемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Постановление административного органа отменяется в том числе и по доводам жалобы, в связи с чем жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу <данные изъяты> Камского П.Э. удовлетворить.

Постановление начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО, старшего государственного инспектора по охране окружающей среды "А". № 326/2015 от 26.10.2015 года, в соответствие с которым общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение по делу может быть обжаловано или опротестовано сторонами в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи жалобы через Надымский городской суд.

Судья (подпись) В.С. Жижин

Копия верна:

Судья Надымского городского суда ЯНАО В.С. Жижин

Решение не вступило в законную силу: 26.01.2016 г.

Подлинник решения хранится в административном деле № 326/2015 в отношении ООО «<данные изъяты>» в Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу.