ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-421/20 от 15.12.2020 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

Дело №12-421/2020

УИД 91RS0009-01-2020-003081-02

Р Е Ш Е Н И Е

<...>

Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым Нанаров Алексей Александрович, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ривьера» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского ФИО2 Н.А. /ОГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского ФИО2 Н.А. /ОГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Ривьера» ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Ривьера» обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление признать незаконным и отменить.

В обоснование жалобы генеральный директор указывает, что ООО «Ривьера» не является субъектом вмененного правонарушения. Обращает внимание, что территория пляжа находится в арендном пользовании ООО «Ривьера» на основании Договора о благоустройстве пляжа общего пользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией <адрес> Республики Крым. В свою очередь, ООО «Ривьера» заключен договор с ООО «АКВА» об участии в затратах на содержание и благоустройство пляжа общего пользования от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках указанного договора, пунктом 2.3.2. установлена обязанность ООО «АКВА» не допускать нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта (в том числе в части движения и стоянки транспортных средств), обеспечить выполнение иных требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Пунктом 2.4.1. предусмотрено право ООО «АКВА» на размещение объектов пляжной коммерческой инфраструктуры согласно п. 1.1, и 1.2. настоящего Договора. То есть, общество может размещать объекты инфраструктуры, предусмотренные проектом благоустройства пляжа. В разделе об ответственности сторон указано, что стороны договора несут ответственность за взятые на себя обязанности (п. 4.1.Договора). ООО «Ривьера» в рамках договорных отношений, подразумевающих совместную деятельность, в силу возложенных на ООО «АКВА» обязанностей, не является ответственным лицом по администрированию и ведению хозяйственной деятельности в рамках использования пляжной территории. Указывает, что постановление о назначении административного наказания не только ошибочно вынесено в адрес лица, которое не может нести ответственность за вменяемое нарушение, но и не соответствует действительности в части самого нарушения. Государственный инспектор установил, что по территории пляжа проложены пластмассовые трубы, и в отсутствие сведений от ГУП РК «Вода Крыма» о заключенном договоре на вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО), пришел к выводу об осуществлении ООО «Ривьера» деятельности по эксплуатации хозяйственных объектов (сооружение бани) без оборудования, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, в следствии отсутствия видимой окончательной точки сброса. Сведения, на основании каких документов инспектор пришел к выводу о нахождении на пляже бани, у общества отсутствуют. В рамках договора на благоустройство пляжа, общество может устанавливать нестационарные объекты коммерческого назначения и объекты, необходимые для обслуживания пляжа. Так, исходя из возведенных на территории пляжа нестационарных объектов, следует, что баней является предусмотренный проектом медпункт. Кроме того указывает, что уведомление о проводимой проверке, составлении протокола об административном правонарушении, в адрес ООО «Ривьера» не поступало.

Должностное лицо - генеральный директор ООО «Ривьера» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. ДД.ММ.ГГГГ от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы, изложенные в жалобе и дополнительные пояснения к ней поддерживает, просит обжалуемое постановление признать незаконным и отменить.

Считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица, в отношении которого ведется производство по делу при наличии данных о надлежащем его извещении и заявления о рассмотрении дела в его отсутствие.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление – государственный инспектор ФИО3, в судебное заседание не явился.

Неявка лица, вынесшего обжалуемое постановление, не является препятствием к рассмотрению жалобы.

Проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, прихожу к следующему.

Согласно с ч. 1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из представленных материалов дела следует, что на основании приказа -КНД от ДД.ММ.ГГГГ Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)с привлечением специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского управления Росприроднадзора ФИО3 и Главного-специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского управления Росприроднадзора ФИО4 проводился рейдовый осмотр, обследование акватории и водоохранной зоны Черного моря в районе пляжа ДОК «Юность» по адресу: <адрес>, пгт. Заозерное, <адрес>, по результатам проведения обследования акватории выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, составлен соответствующий акт, в котором расписались указанные выше лица.

По факту проведенной проверки и выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО3 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, по факту невыполнения требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ривьера» ФИО1 по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО3 /ОГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, должностное лицо – генеральный директор ООО «Ривьера» ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей. В качестве доказательств в данном постановлении государственный инспектор сослалась на свой акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она принимала участие в качестве специалиста-эксперта.

Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 1 ст. 29.2 КоАП должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Из ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ следует, что при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2КоАП РФ, должностное лицо обязано заявить самоотвод и, согласно п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, передать протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на рассмотрение по подведомственности.

Из правовой позиции, закрепленной в определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.6, 25.12 КоАП РФ» видно, что из законоположений ст. 25.6, ст. 25.12, п. 2 ч. 1 ст. 29.2, ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ следует, что законодательство об административных правонарушениях исключает возможность рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, заинтересованным в его разрешении. Это означает, что лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении не может, в том числе являться его участником и обладать каким-либо иным процессуальным статусом.

С учетом изложенного государственный инспектор ФИО3 не могла рассматривать указанное дело об административном правонарушении и должна была заявить самоотвод, поскольку принимала участие в проведении обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований в качестве специалиста-эксперта, фиксировала обстоятельства обнаруженного административного правонарушения, фактически уже сделав вывод о виновности, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, который, в силу ст. 26.7 КоАП РФ является доказательством по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в соответствии с ч.3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО3 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП.

Однако в представленных материалах отсутствуют сведения о вручении или направлении генеральному директору ООО «Ривьера» ФИО1 в указанные сроки копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца (п.п.1 ч.5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему (ч.5.2ст. 28.7 КоАП РФ).

Однако, сведений о вручении или направлении генеральному директору ООО «Ривьера» ФИО1 в указанные сроки копии определения материалы не содержат.

Данные нарушения являются существенным и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, следовательно, имеются основания для отмены обжалуемого постановления.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть доводы генерального директора ООО «Ривьера» ФИО1 о заключении между ООО «Ривьера» и ООО «АКВА» договора об участии в затратах на содержание и благоустройство пляжа общего пользования от ДД.ММ.ГГГГ, а так же выполнить требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ для установления всех юридически значимых обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу генерального директора ООО «Ривьера» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО3 /ОГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, – удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского ФИО2 Н.А./ОГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Ривьера» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, – отменить.

Дело об административном правонарушении поч.1 ст. 8.45 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Ривьера» ФИО1 направить в Крымский отдел государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья А.А. Нанаров