ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-421/20 от 21.08.2020 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-421/2020

УИД 03RS0017-01-2020-007585-03

Р Е Ш Е Н И Е

21 августа 2020 года г. Стерлитамак

Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Фархутдинова А.Г, (адрес суда: <...>, каб.301), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Башкирская содовая компания» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 22 июня 2020 года о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 22 июня 2020 года АО «Башкирская содовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Из постановления следует, что в нарушение ч.1,2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» АО «Башкирская содовая компания» не соблюдает экологические требования при осуществлении эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, а именно 13 января 2020 года при проведении мониторинга по выпуску сточных вод АО «БСК» по программе проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод на 2018-2023 гг. установить достоверно концентрацию по содержанию ртути в сточной воде не представляется возможным, так как результаты анализа ртути (протокол измерений № от 07.02.2020 г.) представлены меньше предела обнаружения области аккредитации испытательной лаборатории (центра) № от 25.02.2016 г., то есть область аккредитации не позволяет определить установленный НДС по ртути – 0,000001 мг/дм3.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Башкирская содовая компания» подало жалобу об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что НДС утверждены приказом Камского БВУ от 11.12.2018, где НДС по ртути составляет 0,000001 мг/дм?. При изучении протокола измерений от 07.02.2020, выданного лабораторией Общества, Управлением установлено, что результаты анализа ртути («менее 0,00001 мг/дм?») представлены меньше предела обнаружения области аккредитации лаборатории Общества. Управлением не указано какое конкретное требование в области охраны окружающей среды нарушено Обществом при не определении 13.01.2020 года концентрации содержания ртути в сточной воде до установленного НДС (0,000001 мг/дм?) при проведении мониторинга по выпуску сточных вод АО «БСК» по программе проведения измерения качества сточных и (или) дренажных вод на 2018-2023 годы. В качестве условия использования водного объекта (р.Белая) в целях сброса сточных вод через выпуск АО «БСК» в подп.16 п.2.3 решения Минэкологии Республики Башкортостан от 17.10.2018 (далее – Решение) указано, что вода в реке Белая в месте сброса сточных вод в результате их воздействия должна отвечать следующим требованиям: «ртуть - 0,00001 мг/дм?». Согласно протоколу измерений от 07.02.2020 качества сточных и(или) дренажных вод по выпуску АО «БСК» содержание ртути в сбрасываемых сточных водах составило менее 0,00001 мг/дм?. Представленные Управлению результаты мониторинга, где содержание ртути в сточной воде составляет менее 0,00001 мг/дм?, свидетельствуют о соблюдении Обществом установленных нормативов качества окружающей среды при сбросе сточных вод в р.Белая. Лаборатория Общества имеет аттестат аккредитации , согласно которому она вправе проводить измерение по показателю «массовая концентрация ионов ртути» с диапазоном определения от 0,00001 до 0,015 мг/дм?. В результате измерения лабораторией Общества отобранной сточной воды ртуть не обнаружена. Представленные в протоколе измерений от 07.02.2020 результаты «менее 0,00001 мг/дм?» соответствуют области аккредитации лаборатории Общества, вышеперечисленным требованиям законодательства и являются достоверными. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют аккредитованные методики с диапазоном определения по ртути от 0,000001 до 0,00001 мг/дм? (письмо Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ, информация об аттестованных методиках с указанием диапазона определения загрязняющего вещества также содержится в открытом доступе в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. Соответственно, отсутствуют лаборатории, способные установить концентрацию ртути в сточной воде с содержанием от 0,00001 по 0,000001 мг/дм?. Таким образом, расширение диапазона определения области аккредитации лаборатории Общества по ртути до уровня НДС (от 0,000001 мг/дм?) или привлечение сторонней испытательной лаборатории к проведению мониторинга сточных вод не представляется возможным.

В судебном заседании представитель АО «Башкирская содовая компания» ФИО2, действующая на основании доверенности от 31.12.2019 г., жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в ней.

Представитель АО «Башкирская содовая компания» ФИО3, действующая на основании доверенности от 31.12.2019 года, в судебном заседании жалобу поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют аттестованные методики с диапазоном определения ртути от 0, 000001 до 0,00001 мг/дм3, следовательно, нет лаборатории, способной установить содержание ртути в очищенной сточной воде с такой концентрацией.

.

Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, действующий на основании доверенности от 30.12.2019 г., возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление оставить без изменения.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановлении, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании требования Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры от 11.02.2020 г. и приказа и.о. руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.02.2020 г. в отношении АО «Башкирская содовая компания» проведена внеплановая выездная проверка по факту соблюдения обязательных требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

13 марта 2020 года должностным лицом Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составлен акт проверки , которым установлены нарушения, а именно при изучении представленного АО «Башкирская содовая компания» протокола измерений от 07.02.2020 установлено, что результаты анализа ртути представлены меньше предела обнаружения области аккредитации испытательной лаборатории (центра) № от 15.02.2016 – менее 0,00001 мг/дм3, в то время как норматив допустимого сброса по ртути составляет 0,000001 мг/дм3. Следовательно невозможно установить наличие превышения или отсутствия превышения предельно-допустимой концентрации по ртути при проведении мониторинга по выпуску сточных вод АО «БСК» по программе проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод на 2018-2023 годы.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 13 мая 2020 года и привлечения к административной ответственности 22 июня 2020 года по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Однако, с данным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 12-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон № 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в пределах соответствующей области аккредитации. Пунктом 1 ч.1 ст.13 Закона № 412-ФЗ установлена обязанность аккредитованных лиц соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Согласно п.18 Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 г. № 326, испытательные лаборатории обязаны соблюдать требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации.

Согласно п.4.14. ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества» при получении результатов определения менее нижней границы диапазона измерений по применяемой методике и при представлении этих результатов не допускается использовать обозначение «0»; записывают значение нижней границы диапазона измерений со знаком менее.

Аналогичная рекомендация при оформлении протоколов измерений содержится в п.4.1. МР 18.1.04-2005 «Методические рекомендации. Система контроля качества результатов анализа проб объектов окружающей среды», где если экспериментально полученный результат меньше нижней границы диапазона измерений, значение которой указано в применяемой методике, то результат записывают как значение со знаком «меньше».

Нормативы допустимых сбросов утверждены приказом Камского Бассейна водного управления от 11.12.2018 года, где норматив допустимых сбросов по ртути составляет 0,000001 мг/дм?.

Лаборатория АО «Башкирская содовая компания» имеет аттестат аккредитации , согласно которому вправе проводить измерение по показателю «массовая концентрация ионов ртути» с диапазоном определения от 0,00001 до 0,015 мг/дм?.

Представленные в протоколе измерений от 07.02.2020 результаты содержания ртути «менее 0,00001 мг/дм?» соответствуют области аккредитации лаборатории АО «Башкирская содовая компания», вышеперечисленным требованиям законодательства и являются достоверными.

Согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 г. №12-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Общество не вправе выдавать результаты измерений по ртути ниже нижнего предела области аккредитации, т.е. ниже 0,00001 мг/дм?.

Кроме того, согласно сообщению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30.04.2020 г. в настоящее время в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений сведения об аттестованных методиках измерения содержания ртути в растворенной форме для природных и очищенных сточных вод с диапазоном определения от 0,000001 мг/дм3 отсутствуют.

В силу требований ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу подлежит прекращению.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «Башкирская содовая компания» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Акционерного общества «Башкирская содовая компания» – удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 22 июня 2020 года о привлечении юридического лица Акционерного общества «Башкирская содовая компания» к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Башкирская содовая компания» по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток.

Судья Фархутдинова А.Г.