Дело № 12-421/2020
УИД 03RS0017-01-2020-007585-03
Р Е Ш Е Н И Е
21 августа 2020 года г. Стерлитамак
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Фархутдинова А.Г, (адрес суда: <...>, каб.301), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Башкирская содовая компания» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1№ от 22 июня 2020 года о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1№ от 22 июня 2020 года АО «Башкирская содовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Из постановления следует, что в нарушение ч.1,2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» АО «Башкирская содовая компания» не соблюдает экологические требования при осуществлении эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, а именно 13 января 2020 года при проведении мониторинга по выпуску сточных вод № АО «БСК» по программе проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод на 2018-2023 гг. установить достоверно концентрацию по содержанию ртути в сточной воде не представляется возможным, так как результаты анализа ртути (протокол измерений № № от 07.02.2020 г.) представлены меньше предела обнаружения области аккредитации испытательной лаборатории (центра) № № от 25.02.2016 г., то есть область аккредитации не позволяет определить установленный НДС по ртути – 0,000001 мг/дм3.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Башкирская содовая компания» подало жалобу об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что НДС утверждены приказом Камского БВУ № от 11.12.2018, где НДС по ртути составляет 0,000001 мг/дм?. При изучении протокола измерений № от 07.02.2020, выданного лабораторией Общества, Управлением установлено, что результаты анализа ртути («менее 0,00001 мг/дм?») представлены меньше предела обнаружения области аккредитации лаборатории Общества. Управлением не указано какое конкретное требование в области охраны окружающей среды нарушено Обществом при не определении 13.01.2020 года концентрации содержания ртути в сточной воде до установленного НДС (0,000001 мг/дм?) при проведении мониторинга по выпуску сточных вод № АО «БСК» по программе проведения измерения качества сточных и (или) дренажных вод на 2018-2023 годы. В качестве условия использования водного объекта (р.Белая) в целях сброса сточных вод через выпуск № АО «БСК» в подп.16 п.2.3 решения Минэкологии Республики Башкортостан от 17.10.2018 № (далее – Решение) указано, что вода в реке Белая в месте сброса сточных вод в результате их воздействия должна отвечать следующим требованиям: «ртуть - 0,00001 мг/дм?». Согласно протоколу измерений № от 07.02.2020 качества сточных и(или) дренажных вод по выпуску № АО «БСК» содержание ртути в сбрасываемых сточных водах составило менее 0,00001 мг/дм?. Представленные Управлению результаты мониторинга, где содержание ртути в сточной воде составляет менее 0,00001 мг/дм?, свидетельствуют о соблюдении Обществом установленных нормативов качества окружающей среды при сбросе сточных вод в р.Белая. Лаборатория Общества имеет аттестат аккредитации №, согласно которому она вправе проводить измерение по показателю «массовая концентрация ионов ртути» с диапазоном определения от 0,00001 до 0,015 мг/дм?. В результате измерения лабораторией Общества отобранной сточной воды ртуть не обнаружена. Представленные в протоколе измерений № от 07.02.2020 результаты «менее 0,00001 мг/дм?» соответствуют области аккредитации лаборатории Общества, вышеперечисленным требованиям законодательства и являются достоверными. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют аккредитованные методики с диапазоном определения по ртути от 0,000001 до 0,00001 мг/дм? (письмо Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№, информация об аттестованных методиках с указанием диапазона определения загрязняющего вещества также содержится в открытом доступе в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. Соответственно, отсутствуют лаборатории, способные установить концентрацию ртути в сточной воде с содержанием от 0,00001 по 0,000001 мг/дм?. Таким образом, расширение диапазона определения области аккредитации лаборатории Общества по ртути до уровня НДС (от 0,000001 мг/дм?) или привлечение сторонней испытательной лаборатории к проведению мониторинга сточных вод не представляется возможным.
В судебном заседании представитель АО «Башкирская содовая компания» ФИО2, действующая на основании доверенности от 31.12.2019 г., жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в ней.
Представитель АО «Башкирская содовая компания» ФИО3, действующая на основании доверенности от 31.12.2019 года, в судебном заседании жалобу поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют аттестованные методики с диапазоном определения ртути от 0, 000001 до 0,00001 мг/дм3, следовательно, нет лаборатории, способной установить содержание ртути в очищенной сточной воде с такой концентрацией.
.
Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, действующий на основании доверенности № от 30.12.2019 г., возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление оставить без изменения.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановлении, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании требования Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры № от 11.02.2020 г. и приказа и.о. руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 12.02.2020 г. в отношении АО «Башкирская содовая компания» проведена внеплановая выездная проверка по факту соблюдения обязательных требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
13 марта 2020 года должностным лицом Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составлен акт проверки №, которым установлены нарушения, а именно при изучении представленного АО «Башкирская содовая компания» протокола измерений № от 07.02.2020 установлено, что результаты анализа ртути представлены меньше предела обнаружения области аккредитации испытательной лаборатории (центра) № № от 15.02.2016 – менее 0,00001 мг/дм3, в то время как норматив допустимого сброса по ртути составляет 0,000001 мг/дм3. Следовательно невозможно установить наличие превышения или отсутствия превышения предельно-допустимой концентрации по ртути при проведении мониторинга по выпуску сточных вод № АО «БСК» по программе проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод на 2018-2023 годы.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 13 мая 2020 года № и привлечения к административной ответственности 22 июня 2020 года по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Однако, с данным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 12-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон № 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в пределах соответствующей области аккредитации. Пунктом 1 ч.1 ст.13 Закона № 412-ФЗ установлена обязанность аккредитованных лиц соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Согласно п.18 Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 г. № 326, испытательные лаборатории обязаны соблюдать требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации.
Согласно п.4.14. ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества» при получении результатов определения менее нижней границы диапазона измерений по применяемой методике и при представлении этих результатов не допускается использовать обозначение «0»; записывают значение нижней границы диапазона измерений со знаком менее.
Аналогичная рекомендация при оформлении протоколов измерений содержится в п.4.1. МР 18.1.04-2005 «Методические рекомендации. Система контроля качества результатов анализа проб объектов окружающей среды», где если экспериментально полученный результат меньше нижней границы диапазона измерений, значение которой указано в применяемой методике, то результат записывают как значение со знаком «меньше».
Нормативы допустимых сбросов утверждены приказом Камского Бассейна водного управления № от 11.12.2018 года, где норматив допустимых сбросов по ртути составляет 0,000001 мг/дм?.
Лаборатория АО «Башкирская содовая компания» имеет аттестат аккредитации №, согласно которому вправе проводить измерение по показателю «массовая концентрация ионов ртути» с диапазоном определения от 0,00001 до 0,015 мг/дм?.
Представленные в протоколе измерений № от 07.02.2020 результаты содержания ртути «менее 0,00001 мг/дм?» соответствуют области аккредитации лаборатории АО «Башкирская содовая компания», вышеперечисленным требованиям законодательства и являются достоверными.
Согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 г. №12-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Общество не вправе выдавать результаты измерений по ртути ниже нижнего предела области аккредитации, т.е. ниже 0,00001 мг/дм?.
Кроме того, согласно сообщению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № от 30.04.2020 г. в настоящее время в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений сведения об аттестованных методиках измерения содержания ртути в растворенной форме для природных и очищенных сточных вод с диапазоном определения от 0,000001 мг/дм3 отсутствуют.
В силу требований ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу подлежит прекращению.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «Башкирская содовая компания» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Акционерного общества «Башкирская содовая компания» – удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1№ от 22 июня 2020 года о привлечении юридического лица Акционерного общества «Башкирская содовая компания» к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Башкирская содовая компания» по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток.
Судья Фархутдинова А.Г.