Дело № 12-50/2022
РЕШЕНИЕ
[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]
Судья Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода Поляков М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании (<...>) жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по [Адрес] ФИО3 от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] о привлечении технического директора ООО [ А] ФИО1 к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ФИО1 действующий на основании доверенности – ФИО2, обратился в Автозаводский районный суд г. Н. Новгород с жалобой на указанное постановление.
В жалобе указывает, что ООО [ А] (далее - Общество) были разработаны нормативы образования отходов и получены лимиты на их размещение. Общество исполнило в полном объеме обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Лицом ответственным за соблюдение и исполнение норм и правил об обращении с отходами производства является начальник производственно-технического отдела [ФИО 1] Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ФИО1, действующий на основании доверенности, – ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержал, пояснил, что ФИО1 частично признает себя виновным в совершенном правонарушении. Просил исключить из спорного постановления п. 2 и 3 вменяемых нарушений.
Заслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 8 ч. 2 Приказа Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», для обоснования нормативов образования отходов используются сведения, содержащиеся в одном из следующих источников информации: показатели, характеризующие образование отходов, в том числе технологические показатели образования отходов, содержащиеся в проектной документации, технологических регламентах, инструкциях, технических условиях, документах в области стандартизации и иных документах, регламентирующих хозяйственную или иную деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя; удельные отраслевые нормативы образования отходов; сведения о сроке службы материалов и изделий; критерии, указывающие на утрату товаров (продукции) потребительских свойств.
Из постановления по делу об административном правонарушении [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] и материалов дела следует, что при проведении плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО [ А] в период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] (приостановление проверки с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ]) установлено, что Общество осуществляет деятельность по производству электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе – деятельность по обеспечению работоспособности электростанций. В результате хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления. Объект [Номер] расположен на четырех промышленных площадках по адресам: Промплощадка [Номер] (головная площадка) – [Адрес], Промплощадка [Номер] (очистные сооружения) – [Адрес], Промплощадка [Номер] (береговые насосные станции) – [Адрес] Промплощадка [Номер] (внешнее нефтехозяйство) – [Адрес] Количество и перечень отходов, образующихся на предприятии, отражены в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), нормативы образования отходов разработаны и утверждены [ДД.ММ.ГГГГ]. ООО [ А] представило в адрес Межрегионального управления Декларацию о воздействии на окружающую среду по Объекту. В соответствии с ПНООЛР и Декларацией, на Объекте образуется 38 видов отходов I-V классов опасности, из них: I класса опасности 1 вид отходов, III класса опасности 5 видов отходов, IV класса опасности 11 видов отходов, V класса опасности 21 вид отходов. В ходе рассмотрения представленной документации, осмотра территорий и отбора проб отходов [ДД.ММ.ГГГГ] установлено образование следующих видов отходов, не включенных в Декларацию и ПНООЛР: отходы ЛКМ, отходы ГСМ, лом гиспокартона, отходы мешков ПВХ, отходы пленки полиэтиленовой, отходы краски порошковой, отходы электронного оборудования отработанного, отходы огнетушителей отработанных, стружка металлическая при металлообработке.
Обществом представлен статистический отчет по форме [Номер] за [ДД.ММ.ГГГГ] годы, в ходе рассмотрения которого установлено, что в представленной за [ДД.ММ.ГГГГ] документации установлено образование отходов, не включенных в Декларацию и ПНООЛР: отходы пленки полиэтиленовой и изделий из нее незагрезненные, отходы полиэтиленовой тары незагрезненные, прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины, отходы асбеста в кусковой форме.
Действия технического директора ООО [ А] ФИО1 квалифицированы по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля.
В соответствии с ч. 6 ст. 31.2 указанного выше Федерального закона, декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 12 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», действующего до [ДД.ММ.ГГГГ], нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на пять лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в п. 5 настоящего Приказа, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Частью 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 2 Приказа Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организаций Федеральной службой по надзору в сфере природопользования», форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО.
Согласно п. 5 Приказа Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организаций Федеральной службой по надзору в сфере природопользования», форма заполняется на основании данных учета в области обращения с отходами, проводимого в порядке, утвержденном приказом Минприроды России от 01.09.2021 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», паспортов отходов I-V класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
В соответствии с п. 4 приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», действующего до [ДД.ММ.ГГГГ], учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Пунктом 5 Приказа [Номер] установлено, что учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.
Учетный период предоставления информации по форме 2-ТП (отходы) составляет один год в срок до 01 февраля.
Декларация о воздействии на окружающую среду утверждена генеральным директором Общества [ДД.ММ.ГГГГ] и в нее не включены указанные выше отходы в связи с не образованием указанных отходов в дальнейшем.
До [ДД.ММ.ГГГГ] Общество осуществляло свою деятельность в соответствии с Нормативами образования отходов и лимитами на их размещение, утвержденных Приказом заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по [Адрес] федеральному округу от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер].
При таких обстоятельствах, п. 2 и 3, включенных контролирующим органом в спорное постановление, подлежат исключению из него.
Таким образом, технический директор ООО [ А]» ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание должностному лицу назначено в пределах санкции ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в минимальном размере.
Обжалуемое постановление обосновано, мотивировано и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену или изменение вынесенного по делу постановления, не имеется.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении, либо применения положений, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, по делу не усматривается.
Доводы жалобы о том, что лицом ответственным за соблюдение и исполнение норм и правил об обращении с отходами производства является начальник производственно-технического отдела [ФИО 1] опровергаются материалами дела, в том числе: приказом от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] «О назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами», согласно которому в ООО [ А] общее руководство организацией работ по обеспечению безопасности в сфере обращения с отходами производства и потребления возложено на технического директора; приказом от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] «О назначении ответственного лица за охрану окружающей среды», согласно которому в ООО [ А]» ответственность за организацию природоохранной деятельности и обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды и природопользования возложена на технического директора ФИО1; в соответствии с п. 6 Должностной инструкции технического директора, он несет ответственность за организацию и контроль работ по охране окружающей среды на предприятии, а так же за соблюдение требований охраны окружающей среды подчиненным персоналом.
Иные доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки должностным лицом управления Росприроднадзора, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств в данном случае является позицией заявителя, отражает его субъективное толкование норм законодательства и не может служить основанием для отмены вынесенного постановления.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] удовлетворить частично.
Постановление по делу об административном правонарушении от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер], вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по [Адрес] ФИО3, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей – изменить.
Исключить из постановления по делу об административном правонарушении от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] нарушения, отраженные в п. 2 и 3.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 дней.
Судья М.Г. Поляков