ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-421/2021 от 24.03.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №12-421/2021

УИД 75RS0001-02-2021-006110-47

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

24 марта 2022 года <...>

Судья Центрального районного суда Маркова О.А., рассмотрев жалобу представителя по доверенности Министерства труда и социальной защиты населенияФИО3 на постановление начальника отделения – старшего пристава Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России поот ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства труда и социальной защиты населения,

установил:

постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России поФИО4 от 15.07.2021г. Министерство труда и социальной защиты населения(далее – Министерство) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

На данное постановление защитником Министерства ФИО5 подана жалоба с требованием его отмены и прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения на том основании, что расходные обязательства субъекта формируются на основании закона в пределах лимита бюджетных ассигнований на указанные цели распределен и срок, установленный в требовании судебного пристава –исполнителя, является несоразмерным для исполнения решения суда по обеспечению жилым помещением.

Решением судьи Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьивого суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России поФИО4 от 15.07.2021г. отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При проверке дела Восьмым кассационным судом общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьивого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населенияпо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд .

В судебном заседании защитник Министерства труда и социальной защиты населенияФИО5 на доводах жалобы настаивала, просила постановление отменить, дополнительно указав, что в настоящее время Министерство не является главным распорядителем бюджетных средств и стороной Соглашения от 27.12.2021г. между Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспортаи Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета в местный на предоставления жилья детям-сиротам и лицам по договорам найма специализированного жилого помещения. Также указала, что на сегодняшний день решение суда исполнено, жилое помещение ФИО1 предоставлено по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель административного органа УФССП России поФИО6, полагала вину заявителя материалами дела установленной, исполнение судебного акта не освобождает от административной ответственности, так как исполнено несвоевременно, просила приобщить документы, подтверждающие исполнение судебного решения, а также постановление об окончании исполнительного производства

Выслушав участников, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу ст. 6 Закона об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В ч. 1 и 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения (ч.2).

В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 30.11.2020г. судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России повозбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа, выданного 05.11.2020г. Центральным районным судом по делу об обязании Министерства труда и социальной защиты населенияпредоставить ФИО1 благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Министерством 2.12.2020г.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа, судебным приставом исполнителем 13.01.2021г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения – до 26.02.2021г.

Данное постановление получено Министерством 19.01.2021г.

Поскольку Министерство не исполнено требование исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, 13.07.2021г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются исполнительным листом от 05.11.2020г., постановлением о возбуждении исполнительного производства от 2.12.2020г., постановлением о взыскании исп. сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 13.01.2021г., протоколом об административном правонарушении от 13.07.2021г.

Оценивая данные доказательства в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, разрешая жалобу по существу, прихожу к следующему.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда(далее – Порядок).

Пунктом 2(1) Порядка установлено, что решение о включении в специализированный жилищный фонджилого помещения, построенного и (или) приобретенного в собственностьдля предоставления лицам, принимается Департаментом государственного имущества и земельных отношенийв течение тридцати рабочих дней с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственностина соответствующее жилое помещение.

Департамент имуществав течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонднаправляет его копию в Министерство труда и социальной защиты населения.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты населения, утвержденным Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ, Министерство, в том числе принимает решение о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фондадетям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Приобретение жилых помещений в целях обеспечения лиц, относящихся к категории детей-сирот, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает соблюдение заказчиком процедуры, установленной данным федеральным законом.

Министерство, являясь исполнительным органом государственной власти, правомочно использовать денежные средства только в соответствии с утвержденной структурой расходов бюджетана соответствующий финансовый период, с соблюдением объема и условий их целевого расходования путем заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. Приобретение квартир в ином порядке противоречит закону.

Как следует из материалов дела, на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сиротот ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О бюджетена 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в 2021 году предусмотрено 723 488 617,02 руб. (в т.ч. 680 079 300,00 руб. федерального бюджета и 43 409 317,02 руб. краевого бюджета) на строительство жилых помещений для 280 детей-сирот. По состоянию на 01.07.2021г. численность детей-сирот в, нуждающихся в жилом помещении, составляет 8 240 человек, что составляет потребность в финансировании более 18 млр. руб. средств федерального бюджета. Число детей- сирот, которых запланировано обеспечить жилыми помещениями в 2021 году в рамках заключенного Соглашения с Министерством просвещения РФ составляет 280 человек. Заключено 6 государственных контрактов на строительство 233 жилых помещений: 45- в , 23 – в (2 контракта), 30 – в пгт. , 135 – в . Проводятся торги по 23 лотам на участие в долевом строительстве.

Министерством принимались меры для увеличения финансирования по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Так, 28.02.2020г. имело место обращение должника к министру финансов РФ об увеличении финансирования для строительства жилых помещений для обеспечения детей-сирот, нуждающихся в них. Ответ на обращение отсутствует. Кроме того, должник обращался ДД.ММ.ГГГГ в Министерство просвещения РФ с предложением увеличить субсидии в 2020 году из федерального бюджета на софинансирование приобретения квартир детям –сиротам на 175,7 млн. руб. Ответ на данное предложение должнику не поступал. Также в адрес Президента РФ за подписью губернаторанаправлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой поручить Министерству финансов РФ обеспечить ежегодное предоставлениедополнительных средств на исполнение государственных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот в объеме не менее 2,4 млрд. руб., а Министерству просвещения РФ расширить формы обеспечения жильем детей-сирот путем предоставления использования средств федерального бюджета в качестве первоначального взноса установленной кредитором процентной ставки для ипотечного кредитования под 2% годовых. Кроме того, Министерством внесены предложения по внесению изменений в законодательство РФ по обеспечению детей –сирот жилыми помещениями. Также Министерством сделаны заявки в Министерство просвещения РФ о потребности в предельных объемах финансирования на сумму 182 196 085,61 руб. федерального бюджета. Финансирование Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта вдоведено в сумме 119 952 604,41 руб. Кассовый расход данного Министерства на реализацию 6 контрактов составляет 59 191 467,66 руб. До Департамента государственного имущества и земельных отношенийдоведены средства в размере 109 015 180,88 руб. на приобретение 42 жилых помещений (Распоряжение -р от 30.06.2021г. и -р от 4.06.2021г.). Заключено 4 государственных контракта. В настоящее время для установления дополнительных мер обеспечения жилищных прав детей-сирот Министерством разрабатывается законопроект о введении на территории края нормы, предоставляющей право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в виде жилищных сертификатов детям –сиротам, достигшим возраста 23 лет и не реализовавших право на обеспечение жилым помещением. Кроме того, разрабатывается План мероприятий («дорожная карта») по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа, включенных в списки нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, из материалов дела не усматривается, что перечисленные выше меры приняты во исполнение конкретного требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

При этом письма от 28 февраля и ДД.ММ.ГГГГг. были направлены до вынесения судебного решения о предоставлении жилого помещения ФИО1, следовательно, они не могли свидетельствовать о принятии Министерством мер, направленных на исполнение указанного судебного акта.

Направление губернатором в адрес Президента РФ письма о ежегодном предоставлениидополнительных средств на обеспечение жильем детей-сирот, не свидетельствует о том, что Министерством приняты меры по исполнению требований указанного выше исполнительного документа.

Таким образом, данные, указывающие на то, что Министерством приняты должные меры, которые могли бы привести к реальному и своевременному исполнению требования исполнительного документа о предоставлении жилого помещения ФИО1, в материалах данного дела об административном правонарушении отсутствуют.

Из материалов дела не следует, что неисполнение в установленный срок исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Министерства.

Каких-либо обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о наличии законных оснований для освобождения Министерства от обязанности неукоснительного исполнения вступившего в законную силу судебного акта и содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, из материалов данного дела не усматривается.

Данных, свидетельствующих о том, что Министерство заблаговременно обращалось с обоснованным заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения о предоставлении жилья, в материалах дела не имеется.

Оснований, позволяющих применить положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

То обстоятельство, что решением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ труда и социальной защиты населенияосвобождено от уплаты исполнительского сбора, не свидетельствует о наличии предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Фактическое исполнение судебного решения на момент рассмотрения настоящего дела также не может являться основанием, освобождающим заявителя от административной ответственности, поскольку решение исполнено уже после вынесения постановления о привлечении Министерства к административной ответственности.

В связи с чем, приведенные в жалобе основания, а также факт исполнения судебного акта не могут повлечь отмену обжалуемого постановления.

Порядок вынесения постановления по делу об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении должностным лицом службы судебных приставов не нарушен.

Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.

Все процессуальные документы составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ, содержат необходимые реквизиты, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП, признаются судом допустимыми доказательствами по делу.

Постановление о привлечении Министерства к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России поФИО4 от 15.07.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства труда и социальной защиты населения– оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья О.А. Маркова