№ 12-422/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 19 сентября 2018 года
Судья Индустриального районного суда г. Перми Подыниглазов В.В., при секретаре судебного заседания Гончаровой Ю.С., с участием ФИО1, представителя административного органа ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1, на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по делу об административном правонарушении от 29.06.2018,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29.06.2018 заместитель директора по развитию и реализации услуг ООО «Энергосетевая компания «Парма» (далее - ООО «ЭСК «Парма») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Индустриальный районный суд г. Перми, ФИО1 просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Приводит доводы о том, что заявителем при рассмотрении заявки гр.А на технологическое присоединение к электрическим сетям были приняты все меры по соблюдению законодательства РФ, что исключает виновность его действий. Вопрос технологического присоединения члена кооператива – гр.А в индивидуальном порядке подлежит обязательному согласованию кооперативом (его членами на общем собрании). Сетевая организация не допускала необоснованного отклонения заявки на технологическое присоединение либо ее нерассмотрения, а в соответствии с законодательством РФ запросила необходимое согласование присоединения у собственника имущества – СДК «Бахаревка». Кроме того, должностным лицом административного органа представлений гр.А план расположения земельного участка был неверно оценен как план расположения энергопринимающих устройств. Сетевая организация дважды запрашивала у гр.А план расположения энергопринимающих устройств, который не был представлен по запросам. Таким образом, в заявке гр.А на технологическое присоединение отсутствовал обязательный документ – план расположения энергопринимающих устройств, в связи с чем не имелось законных оснований для принятия положительного решения о технологическом присоединении.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал. Пояснил, что земельный участок гр.А фактически подключен к электрическим сетям. У него возник спор с садовым кооперативом по поводу оплаты электроэнергии. гр.А обратился в ООО <ААА>. Ему изначально было сказано, что заявка будет выполнена, если будет согласие членов кооператива. Такое согласие получено не было.
Представитель административного органа ФИО2 возражал против жалобы. Пояснил, что порядок рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям урегулирован постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004. Согласно этому постановлению электросетевая компания обязана заключить договор на присоединение. Форма плана расположения энергопринимающих устройств не урегулирована. гр.А предоставил план, на котором отметил расположение земельного участка. Кроме того, в ООО <ААА> есть техническая документация по энергосберегающим устройствам.
Исследовав материалы дела, материалы жалобы, заслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов. При этом противоправные действия должны быть выражены в:
- противоречии указанных в предложенном потребителю для заключения проекте договора технических условий установленным действующим законодательством требованиям;
- нарушении законодательно установленных сроков представления такого проекта;
- отказе в заключении указанного договора без наличия предусмотренных законодательством к этому оснований.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ч. 4 ст. 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу ч. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством РФ, ничтожны.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в п. 16 Правил N 861.
На основании п. 2 Правил N 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В силу пунктов 3 и 6 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно (п. 14 Правил N 861).
Согласно п. 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Из системного анализа пунктов 12.1, 14 и 34 Правил N 861 следует, что сетевая организация обязана заключить договор технологического присоединения с физическими лицами, обратившимися с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, и мощность которых составляет до 15 кВт.
На основании п. п. "г" п. 25 (1) Правил N 861 распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
В силу п. 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГгр.А обратился в ООО <ААА> с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям, приложив к заявке план расположения энергопринимающих устройств – копию публичной кадастровой карты и правоустанавливающие документы на земельный участок и объект капитального строительства.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО <ААА> предложило гр.А дополнительно представить план расположения энергопринимающих устройств, копию паспорта, согласие на обработку персональных данных.
Требование в части представления паспорта и согласия на обработку персональных данных гр.А было выполнено.
Несмотря на это ДД.ММ.ГГГГ ООО <ААА> по заявке гр.А направило последнему письмо о том, что отсутствует план расположения энергопринимающих устройств, а также о том, что владелец электрических сетей СДК <> рассмотрение вопроса о согласовании выдачи технических условий присоединения к электрическим сетям отложил на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГгр.А обратился в УФАС по Пермскому краю с заявлением о проведении проверки законности действий ООО <ААА>.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела контроля в сфере строительства УФАС по Пермскому краю в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя УФАС по Пермскому краю в отношении ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении №-адм от ДД.ММ.ГГГГ, его пояснениями, копией трудового договора № 2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 принят в ООО <ААА> на работу по должности заместителя директора по развитию и реализации услуг, копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 назначен ответственным за рассмотрение заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО <ААА>, подготовку ответов и договоров по результатам рассмотрения заявок.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы Правила № 861 не предусматривают возможность отказа в заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям либо приостановление рассмотрения этой заявки до момента получения согласования выдачи технических условий присоединения к электрическим сетям владельцем электрических сетей. При таких обстоятельствах ссылка заявителя на отсутствие такого согласия со стороны СДК «Бахаревка» необоснованна.
Доводы жалобы о том, что заявка гр.А не могла быть рассмотрена по тому основанию, что к ней не был приложен план расположения энергопринимающих устройств, суд также находит необоснованными, поскольку гр.А изначально с заявкой представил распечатку из публичной кадастровой карты, с указанием точного местоположения своего земельного участка. Правовых оснований не принимать указанный документ как план расположения энергопринимающих устройств у должностных лиц ООО <ААА> и, в частности у ФИО1, не имелось.
При таких обстоятельствах у ООО <ААА> отсутствовали правовые основания для не направления в адрес заявителя проекта договора на технологическое присоединение.
Административное наказание ФИО1 обоснованно назначено с применением ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установлено, в связи, с чем оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29.06.2018 в отношении должностного лица - ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.В. Подыниглазов
Копия верна. Судья-